География народных промыслов

Содержание

Слайд 2

Ни один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов,

Ни один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов,
материалов и технологий в игрушечном мастерстве. Оно передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось, приобретая массовый характер. В Сергиев Посад, в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов страны съезжались и сходились на богомолье православные и каждый мог увезти с собой памятную потешку.. Возникновение её относят к середине 90-х годов Х1Х века. Считается, что прообразом матрешки стала привезенная из Японии игрушка с росписью – разъемные вкладные фигурки мудрецов.
. Всем своим ясным простонародным обликом матрешка напоминает о материнстве, семье, потомстве, несет идею единства, идею рода.

Сергиев Посад. Матрёшка

Слайд 4

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы.
Именно эту деревеньку считают центром деревянной кустарной игрушкой, хотя деревянные игрушки известны издавна и повсеместно на Руси ввиду обилия лесов.
Существует легенда, что в середине XVII века то ли крестьянин, то ли крестьянка вырезали для своих детей игрушку из липы. Ребятишки прозвали её Аука. Когда ребятня наигралась с деревянной куклой, отец отвёз её на ярмарку для продажи. Там одному купцу приглянулась эта игрушка, и он заказал крестьянину целую партию кукол.

Богородская игрушка

Слайд 6

ЖОСТОВО

В первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что технологию

ЖОСТОВО В первой четверти XIX века в селе Жостово кто-то решил, что
лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. Вслед за ним открывались и другие мастерские. Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.

Слайд 7

Подходите! Посмотрите! Краем глаза вы взгляните! На металле яркий цвет, Сочный, праздничный букет!” “Эй, не зевай! Прямо

Подходите! Посмотрите! Краем глаза вы взгляните! На металле яркий цвет, Сочный, праздничный
перед носом – Дивные подносы. Красок разноцветье – О весне, о лете!”

Слайд 8

Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковши, декоративные блюда, тарелки для

Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковши, декоративные блюда, тарелки для
хлеба, чайницы, поставцы, вазы и горшки для цветов, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные письменные приборы, ножи для резания бумаги, пеналы, бокалы для карандашей) изготавливаются в городе Хотьково (Московская область

Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, и несложным инструментом - стамесками, резцами и напильниками - мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка.

Абрамцево-кудринская резьба

Слайд 9

“Возникла эта резьба не случайно, В ней скрыта лесов наших тайна, В ней каждый

“Возникла эта резьба не случайно, В ней скрыта лесов наших тайна, В
изгиб воплощение вкуса, И без нее в доме пусто и скучно”. “Для дома! Для каждого! Ну-ка взгляни! Узор от природы С собою возьми!”

Слайд 10

ГЖЕЛЬ

Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды.

ГЖЕЛЬ Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной
Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы. Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда.
В XVII веке был налажен выпуск «муравленой», политой глазурью посуды. В XIX столетии мастера Гжели открыли для себя новый материал и новую технологию. Теперь они выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в синий цвет.
Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: если посуду обжинают, «жгут», то и всё её производство названо «жгелью», которое со временем было превращено в «гжель».

Слайд 11

“Молоко и лед! Кто возьмет?! Ягоды, цветы дивной красоты! Предлагаем каждому осуду очень важную!” “Подходи,

“Молоко и лед! Кто возьмет?! Ягоды, цветы дивной красоты! Предлагаем каждому осуду
народ, не зевай! Торопись, народ, занимай Очередь за чашками, супницами,
Вазами с цветами искусными!”

Слайд 12

Россия издавна славилась своими мастерицами по вязанию платков, и теперь это искусство

Россия издавна славилась своими мастерицами по вязанию платков, и теперь это искусство
не забыто. Еще в 19 веке начала свою работу знаменитая на весь мир Павлово-Посадская мануфактура по производству шалей, платков, кашне и т.д. Секрет плетения чистошерстяной нити сохранился и теперь. Правда, теперь ассортимент намного богаче и включает в себя шелковые и полушерстяные изделия. В настоящее время каждый платок - уникален, его оформляют лучшие декораторы. Наверное, потому-то слава о русских платках и шалях гремит по всему миру.

Шали Павловского Посада

Слайд 13

“Это вам не просто шали! Это Подмосковья дали! Каждый в красоте такой Будет чуточку другой!” “Как?

“Это вам не просто шали! Это Подмосковья дали! Каждый в красоте такой
Вы до сих пор не знали Про прекраснейшие шали? Подходите, примеряйте, И на праздник надевайте!”

Слайд 14

Есть в тридцати пяти километрах от Москвы старинное село Федоскино. Живописно

Есть в тридцати пяти километрах от Москвы старинное село Федоскино. Живописно раскинувшись
раскинувшись на холме, смотрит оно в маленькую речушку Учу.

В 1795 году купец Петр Коробов основал в Федоскине мастерскую, выпускавшую лавовые козырьки и кивера из папье-маше. Федоскинцы пишут маслом в три-четыре слоя. Каждый слой просушивается, а затем покрывается прозрачным лаком. Многослойность письма позволяет достичь особой глубины, объемности и насыщенности цветом. Федоскинская живопись реалистична. Предметы, растения, фигуры сохраняют реальные формы, пропорции, окраску. Тщательно, что до мельчайших подробностей выписаны черты лица, одежда. Несмотря на малый размер миниатюры, мы можем различить на ней все, например детали упряжи лошади.

Федоскинская миниатюра

Слайд 15

“Подходите! Поглядите! Краски яркие купите! Настроение цвета возьмите, Красоту рисунка оцените!” “Радует богатством и весельем,

“Подходите! Поглядите! Краски яркие купите! Настроение цвета возьмите, Красоту рисунка оцените!” “Радует
Свежим и веселым настроением!”

Слайд 16

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник

Дымковская игрушка Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он
из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Слайд 17

Чем знаменито Дымково? Игрушкой своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей.
В ней

Чем знаменито Дымково? Игрушкой своей. В ней нету света дымного, А есть
что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Она глядит не прянично, Ликующе и празднично. В ней молодость – изюминка, В ней удаль и размах.
Сияйте охра с суриком По всей земле в домах. От дымковской игрушки Идет тепло и свет.
И пусть он не иссякнет Десятки, сотни лет.

Слайд 18

Палехские миниатюры

Палехская миниатюра, вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых

Палехские миниатюры Палехская миниатюра, вид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на
изделиях из папье-маше (коробочки, шкатулки, портсигары, пудреницы и др.). Возникла в 1923 в поселке Палех на основе местного иконописного промысла Для Палехской миниатюры (главным образом на темы современности, литературных произведений, сказок, былин, песен), выполненных яркими локальными красками по чёрному фону, свойственны тонкий и плавный рисунок, обилие золотой штриховки, чёткость силуэта уплощённых фигур, нередко сплошь покрывающих поверхность крышек и стенок изделий.

Слайд 19

Не печалься, древняя земля! Ты богата сказками да былью… Русские иконные края… Палеха несломленные крылья! Будто

Не печалься, древняя земля! Ты богата сказками да былью… Русские иконные края…
свиток Палешка-река В полосе вишневого заката Белый храм возносится куда-то, Мудрый, как ушедшие века! Сколько здесь оставлено сердец, Сколько тут написано шкатулок?!

… Да и сам-то Палех, как ларец, Первозданен, искренне и хрупок. Зарастает речка муравой. На воде – венок живой из лилий… Не печалься, древняя земля! Пчелами гудит лесной малинник… Русские иконные края Сохраняют таинства святыни.

Слайд 20

Абашевская игрушка

русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской

Абашевская игрушка русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе
области. Возникновение промысла Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла Особенности абашевской игрушки- это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях.

Слайд 21

Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов - городецкая роспись - сложился с

Городецкая роспись Один из традиционных декоративных промыслов - городецкая роспись - сложился
середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.
Расписывали прялки, предметы из крестьянского быта - лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки.

Слайд 22

Хохломская роспись

Русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине XVII века на

Хохломская роспись Русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине XVII века
территории современного Ковернинского района Горьковской области (Россия); название промыслу дало с. Хохлома

. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и черного цвета с золотистым.

Слайд 23

Филимоновская свистулька

Изготовление глиняной игрушки - едва ли не древнейший промысел. В Тульской

Филимоновская свистулька Изготовление глиняной игрушки - едва ли не древнейший промысел. В
области - это филимоновская по деревне Филимоново. Ее красота - в языческой древности. За века она не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней - свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. В него свистели на похоронах, его закапывали в могилу вместе с покойником. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались всегда женщины
Имя файла: География-народных-промыслов.pptx
Количество просмотров: 164
Количество скачиваний: 0