Слайд 2
«Читать – это еще ничего
не значит, -
что читать и как понимать
–
вот в чем главное дело» (К.Д.Ушинский)
Слайд 3Цель учителя литературы
Воспитание потребности во вдумчивом, оценочном отношении
к прочитанному для постижения
учащимися нравственно-эстетического опыта человечества и определения своего места в мире
Слайд 4Задачи учителя литературы
Развивать умение проводить многоаспектный анализ текста произведения
Формировать понимание социально-исторической и
нравственно-философской проблематики произведения
Помогать учащимся воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях
Формировать умение рассматривать характеры героев как отражение эпохи
Помогать школьникам постигать философский мир писателя и определять авторскую позицию
Развивать умение исследовать образную структуру и особенности языка, усваивать понятия теории и истории литературы, традиций и новаторства
Слайд 5Особенности авторской программы
Новый подход в осмыслении историко-литературного процесса;
восприятие художественных произведений в
контексте развития истории, философии и мировой культуры;
формирование нравственных категорий, основанных не на классовых, а на общечеловеческих ценностях.
Слайд 6Методическая цель
создать на уроке проблемную ситуацию, столкнуть разные точки зрения на
литературный процесс;
формировать исторически взвешенный взгляд на литературу;
объемно и зримо воссоздать Образ времени;
летописно проследить смену жанров, стилей, языка произведений
Слайд 7Ведущие принципы
построения программы
художественно-эстетический;
литературоведческий;
нравственно-философский;
принцип вариативности
Слайд 8Художественно-эстетический принцип
Изучаемые произведения – образцы словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство
окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство красоты, гармонии,
учат понимать прекрасное в жизни, формируют собственное отношение к действительности.
Слайд 9Литературоведческий принцип
Рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематика,
нравственно-эстетическая идея,
художественная форма,
композиция.
Слайд 10Нравственно-философский принцип
Определение места художественного произведения в истории мировой культуры, установление связи и
законов развития общества и природы, истории человечества;
изучение произведений художественной литературы в тесной связи с философскими течениями, определяющими авторскую позицию и идейно- композиционную структуру произведения
Слайд 11Принцип вариативности
дает учителю и учащимся право выбора авторов и произведений, а также
пути изучения данной темы.
Слайд 12Структура программы
Литература на рубеже веков. Основные тенденции развития
Русская классическая литература XX
века. (И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький)
Поэзия Серебряного века
Монографические темы, связанные с творчеством А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского
Тема гражданской войны в русской литературе
Личность в условиях несвободы тоталитарной системы. Строительство социализма и коллективизация. Лагерная тема
Тема Великой Отечественной войны в русской литературе
Литература 50-90-х годов:
- нравственные проблемы;
- деревенская проза;
- литература андеграунда.
Основные тенденции новейшей литературы.
Литература Русского зарубежья.
Слайд 13Используемые технологии
личностно-ориентированная технология И.С.Якиманской;
технология индивидуализации и дифференциации;
коллективных способов обучения и групповой
работы;
технологии эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием опорных конспектов и структурно-логических схем;
информационно-коммуникационные технологи;
технологии проблемного обучения.
Слайд 14
Методы обучения
проблемные;
интегрированные с историей, философией, информатикой, мировой художественной культурой, искусством;
частично-поисковые;
исследовательские;
практические;
проектные методы.