Художественная культура Урала XVIII— начала XX вв

Слайд 2

Основные стили в архитектуре Урала XVIII — начала XX вв. ура

АРХИТЕКТУРА УРАЛА

Основные стили в архитектуре Урала XVIII — начала XX вв. ура АРХИТЕКТУРА УРАЛА

Слайд 3

Барокко на Урале

Памятники барокко в Свердловской области довольно немногочисленны. Тем они ценнее,

Барокко на Урале Памятники барокко в Свердловской области довольно немногочисленны. Тем они
к тому же по времени - самые ранние. Рассматривать их следует, конечно, в общеуральском архитектурном контексте, учитывая также столичные влияния. И разумеется, воздействие, которое оказывал на свою епархию (куда входило тогда все Зауралье) Тобольск с его замечательными храмами.
Говоря о возникновении барокко в Уральском регионе, необходимо иметь в виду, что к этому моменту местная каменная архитектура успела пройти только весьма короткий начальный этап своего развития. Фактически она зародилась лишь в конце 1670-х гг. в Прикамье, а конкретнее в Соликамске и его окрестностях. Первые ее памятники своеобразно сочетали черты московских и ярославских церквей времен так называемого узорочья - предбарочного периода древнерусского зодчества - с воспроизведением в камне привычных деревянных форм.
Тем временем, на закате Древней Руси, в Москве и Подмосковье "узорочье" сменяется стилем, именуемым московским или нарышкинским барокко. Его отличительными признаками стали ярусное построение с восьмериками на четверике, определенная унификация декора, выполняемого обычно из белого камня и содержащего барочно-европейские моривы, в том числе ордер.
Московское барокко уже создало все свои шедевры, когда его отголоски достигли Урала. Это произошло в самом конце 1690-х гг. и в первую очередь затронуло опять-таки Соликамск. Вознесенская церковь (1698-1704 гг.) получила новый тип наличников, завершенных двумя встречными спиралевидными элементами. В начатом одновременно с Вознесенскойцерковью Крестовоздвиженском соборе ( 1698-1709 гг.) подобные наличники приобрели за счет колонок и антаблемента отчетливую ордерность. Их рисунок восходит к творениям крупнейшего мастера "московского барокко" Якова Бухвостова (сравните третий ряд окон Успенского собора в Рязани, 1693-1699 гг.). Но в Москве и Подмосковье он не получил широкого распространения, а на Урале ему, как и вышеупомянутому орнаменту-"жучку", суждено было стать весьма устойчивым декоративным мотивом.

Слайд 4

В Зауралье, на территории современных Свердловской и Курганской областей, каменное строительство развертывается

В Зауралье, на территории современных Свердловской и Курганской областей, каменное строительство развертывается
позднее, чем в Прикамье. Основываясь в какой-то мере на уже имевшемся соликамском опыте, оно вместе с тем получило импульс непосредственно из Москвы. Именно тога правительство Петра I проводило мероприятие общегосударственного значения - перестройку в камне общественных центров городов Сибири. Параллельно с Тобольском и Тюменью крупные работы развертываются в Верхотурье, где сооружается единственный на Урале каменный кремль. Для этого из Москвы была направлена артель из 23 каменщиков во главе с "каменного, известного, кирпишного и черепишного дел подмастерьем" Тимофеем Гусевым. Возведя в 1699-1701 гг. амбары, приказную палату, воеводский дом, артель Гусева сильно поредела. Когда на очередь встало сооружение Троицкого собора, в Верхотурье прибыли соликамские ("усольские") каменщики. В помощь им, как это уже неоднократно практиковалось на данной стройке, приставили учеников из местных жителей.

НАСКОЛЬКО ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В СОЗДАНИЕ СОБОРА ВНЕС ЛИЧНО Т.ГУСЕВ, ТРУДНО СКАЗАТЬ, ОДНАКО В "ЗАПИСИ" О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СОБОРА НИКТО ИЗ КАМЕНЩИКОВ НЕ НАЗВАН ПОДРЯДЧИКОМ. К ТОМУ ЖЕ НЕ ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО МОСКВА ПОСЛАЛА ДЛЯ ТРОИЦКОГО СОБОРА, КАК РАНЕЕ ДЛЯ ВОЕВОДСКИХ ПАЛАТИ КРЕМЛЕВСКИХ БАШЕН, "ЧЕРТЕЖ И ОПИСАНИЕ ОСОБОЕ". ТАК ИЛИ ИНАЧЕ, ВОЗВЕДЕННЫЙ В 1703-1710 ГГ. СОБОР ВЕСЬМА ОРИГИНАЛЬНО ИНТЕРПРЕТИРУЕТ ФОРМЫ МОСКОВСКОГО БАРОККО. НЕОБЫЧНЫМ ДЛЯ СОБОРНОГО ХРАМА СТАЛО САМО ПОСТРОЕНИЕ: ВМЕСТО ТРАДИЦИОННОГО КУБИЧЕСКОГО ОБЪЕМА - ТРЕХЧАСТНОЕ, С ТРАПЕЗНОЙ И КОЛОКОЛЬНЕЙ. ИСПОЛЬЗУЯ КОМПОЗИЦИЮ "ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ", СТРОИТЕЛИ ВЗАМЕН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОСЬМЕРИКОВ, НЕПРЕМЕННЫХ В МОСКВЕ И ПОДМОСКОВЬЕ, ЗАВЕРШИЛИ ВОСЬМЕРИК "КРЕЩАТЫМ" ( ПО СТОРОНАМ СВЕТА) ПЯТИГЛАВИЕМ, А КОЛОКОЛЬНЕ ПРИДАЛИ ЯРУСНО-ШАТРОВОЕ ПОСТРОЕНИЕ С НИЖНИМ УСЕЧЕННЫМ ШАТРОМ. ПОДОБНОЕ РЕШЕНИЕ ПОЧТИ УНИКАЛЬНЫМ. СВОЕОБРАЗНА И ФАСАДНАЯ ДЕКОРАЦИЯ. ОРДЕР ЗАКРЕПЛЯЕТ УГЛЫ ОБЪЕМОВ, СООТВЕТСТВУЯ ИХ ВЫСОТЕ, А ПОТОМУ ОБЛАДАЕТ НЕСОМНЕННОЙ ТЕКТОНИЧНОСТЬЮ. НЕОБЫЧНЫ "КОРИНФСКИЕ" КАПИТЕЛИ КОЛОНН, КОТОРЫЕ ПО СРАВНЕНИЮ СО СТОЛЬ ПЫШНЫМИ КАПИТЕЛЯМИ В НАРЫШКИНСКИХ ЦЕРКВЯХ ОЧЕНЬ ЛАКОНИЧНЫ. ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ СКОРЕЕ ВСЕГО ВЫПОЛНЕНИЕМ ИХ НЕ В БЕЛОМ КАМНЯ, А В КИРПИЧЕ, ЧТО ОТНЮДЬ НЕ ЛИШАЕТ КАПИТЕЛИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 5

Вознесенская церковь Соликамск

Вознесенская церковь Соликамск

Слайд 6

Крестовоздвиженский собор Соликамск

Крестовоздвиженский собор Соликамск

Слайд 7

Соликамск. Свято-Троицкий собор

Соликамск. Свято-Троицкий собор
Имя файла: Художественная-культура-Урала-XVIII—-начала-XX-вв.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0