Содержание
- 2. Барочный классицизм как официальный королевский стиль распространился и на архитек туру. О том, что выбор был
- 3. Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда
- 4. Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную
- 5. Соломон де Брос. Люксембургский дворец Дворец резиденция в Париже, построен для королевы Франции Марии Медичи в
- 6. Соломон де Брос. Люксембургский дворец
- 7. Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов
- 8. В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж с некоторыми особенностями римской
- 9. Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар. Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) — один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко
- 10. Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.
- 11. Замок Мэзон Лафит — знаменитое и одно из немногих сохранившихся законченных творений Франсуа Мансара. Дворец построен
- 12. Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар. После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.),
- 14. В начале 17 в., после периода гражданских войн и связанного с ними известного спада культурной жизни,
- 15. В 1621 году вернулся из Италии на родину рисовальщик и гравер Жак Калло (1593—1635). Калло родился
- 16. В Нанси Калло стал придворным мастером лотарингского герцога, завоевал признание светского общества, работал по заказу аристократов
- 17. Жак Калло. Лист из серии «Бедствия войны» (Дерево с повешенными. Офорт)
- 18. Особое место в творчестве Калло (да, пожалуй, во всем искусстве XVII века) занимают его серии гравюр
- 19. В листе «Дерево с повешенными» Калло изображает казнь мародеров. Композиция здесь отличается четкостью и собранностью. Над
- 20. В несколько ином ключе звучит офорт 1634 года «Казни», также, однако, посвященный трагедиям современной жизни. С
- 21. Жак Калло. Офорт из серии «Нищие». 1622 г.
- 22. Жак Калло. Кассандр. Офорт из серии «Три Панталоне». 1618 г.
- 23. В произведениях Калло раннего периода еще сильны элементы фантастики. Они сказываются в стремлении к причудливым сюжетам,
- 24. Жак Калло. Мученичество св. Себастьяна. Офорт. 1632-1633 гг.
- 25. Наиболее содержательны в творчестве Калло его многофигурные композиции. Тематика их очень разнообразна: это изображение придворных празднеств
- 26. Наибольшей остроты достигает Калло в двух сериях «Бедствий войны» (1632—1633). С беспощадной правдивостью показал художник страдания,
- 27. Постепенно наряду с иностранцами стали выдвигаться и французские мастера. В конце 1620-х гг. почетное звание «первого
- 28. К числу первых из них принадлежал Валантен (собственно, Жан де Булонь; 1594—1632). В 1614 г. Валантен
- 29. К числу оригинальнейших явлений в искусстве XVII века принадлежит творчество живописца Жоржа де Латур (1593—1652), не
- 30. Живописи Латура свойственна монументальность форм, картины его — по большей части значительных размеров, с крупными фигурами
- 31. Жорж де Латур. Новорожденный (Рождество), 1648
- 32. Одно из самых лиричных произведений Латура— картина «Рождество» (Ренн, Музей). Она отличается простотой, почти скупостью художественных
- 33. Св. Иосиф-плотник. 1640-е гг. Париж, Лувр.
- 34. В картине «Христос и Иосиф-плотник» (Лувр), относящейся, по-видимому, к среднему периоду его творчества, Латур перенес действие
- 35. Картины Латура на религиозные темы часто трактованы в жанровом духе, но при этом они лишены оттенка
- 36. «Явление ангела св. Иосифу»
- 37. К высшим достижениям Латура относится «Св. Себастьян, оплакиваемый св. Ириной» (Берлин). В безмолвии глубокой ночи, освещаемые
- 38. «Св. Себастьян, оплакиваемый св. Ириной»
- 39. Чрезвычайно важное место в реалистической живописи Франции первой половины 17 в. занимает искусство Луи Ленена. Луи
- 40. Если между творчеством Латура и Вуэ лежит целая пропасть, то не потому, что работали они в
- 41. Луи Ленен. Отдых всадника
- 42. В картине «Отдых всадника» (Лондон, частное собрание) Луи Ленен, как обычно, обошелся без изображения какого-нибудь происшествия,
- 43. У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на религиозные сюжеты. Луи Ленен
- 44. Скуден завтрак бедной крестьянской семьи в картине «Крестьянская трапеза» (Лувр), но каким чувством собственного достоинства проникнуты
- 45. «Крестьянская трапеза»
- 46. Посещение бабушки. 1640-е гг. Эрмитаж.
- 47. Семейство молочницы. 1640-е годы Эрмитаж.
- 48. В 1640-е гг. Луи Ленен создает и одно из самых лучших своих произведений—«Семейство молочницы» (Эрмитаж). Раннее,
- 49. На фоне пустынного пейзажа с низко проведенной чертой горизонта, вырисовываясь на светлом небе, возвышается очень тесная,
- 50. Расцвет французского искусства в XVII веке отделен от эпохи Возрождения некоторым перерывом, периодом затишья. Последняя четверть
- 51. Выбор остановили на Симоне Вуэ (1590—1649). Этот художник, родившийся в Париже, в ранней молодости уехал в
- 52. Необыкновенно плодовитый, работавший быстро и без задержек, Вуэ писал фрески, алтарные картины, портреты, создавал картоны для
- 53. Симон Вуэ. Геркулес среди богов Олимпа
- 54. Вуэ начал применять во Франции приемы итальянского барокко; после его приезда здесь появилась плафонная живопись, стали
- 55. Идеалы классицизма параллельно с развитием творчества Пуссена нашли последовательное выражение в искусстве живописца, целиком посвятившего себя
- 56. Но все же эти грани творчества Лоррена лишь отчасти определяют его место в истории европейского пейзажа.
- 57. К числу оригинальных, и в то же время характерных, пейзажей Клода Лоррена принадлежит его «Байский залив»
- 58. Байский залив. 1650-е годы
- 59. Французский классицизм получил законченную форму в творчестве Пуссена и Лоррена. Но в этом чистом виде он
- 60. В начале 1648 года группа художников обратилась с прошением в совет регентства (управлявший страной ввиду малолетства
- 61. Никола Ларжильер. Портрет Шарля Лебрена. 1686
- 62. На 40-е и начало 50-х годов падает деятельность Эсташа Лесюера (1617—1655), художника, который при Людовике XIII
- 63. Хорошее представление о Лесюере дает одна из его картин, находящихся в СССР, «Введение во храм» (Эрмитаж).
- 64. Эсташ Лесюер. Введение во храм
- 65. Лесюер принадлежал к числу основателей Академии в 1648 году, имел заслуги в организации этого учреждения, но
- 66. Официальное государственное искусство времен Людовика XIV продолжало и в сильной степени развивало тенденции, положенные в основу
- 67. Все это множество разнообразнейших произведений искусства должно составлять стройный хор, прославляющий монарха и страну, которую он
- 68. Шарль Лебрен. Приготовление к голландскому походу
- 69. Лебрен в качестве руководителя Академии всячески стремился оградить творчество художников от непосредственного соприкосновения с реальностью, от
- 70. Портретисты, работавшие во Франции в эту эпоху, пользовались лишь полупризнанием, так как вершиной искусства считались произведения
- 71. Не случайно Ларжильер, поместив на мольберте в ателье Лебрена его эскиз росписи версальской галереи, упомянул таким
- 72. Антуан Куазевокс. Рельеф в Зале Войны Версальского дворца
- 73. Местопребывание французских королей уже давно было перенесено за пределы тесного Парижа, города, за последнее время к
- 74. Жюль Ардуэн Мансар. Зеркальная галерея Версальского дворца
- 75. Версаль потерял свою обстановку; особенно короткий срок украшала Большую галерею серебряная мебель, переплавленная на монету в
- 76. Второй — парадный — этаж центрального ризалита дворца, выступающего в сторону парка (в корпусе, построенном Мансаром
- 77. Овальный рельеф Зала Войны великолепно вписывается в ансамбль, благородно выделяясь игрой светотени на светлом штуке среди
- 78. Ж.-Б. Тюби. Статуя реки Соны в Версальском парке
- 79. Дворец представляет собой центральный, организующий элемент в составе паркового комплекса — он отовсюду виден, от него
- 80. Франсуа Жирардон. Конная статуя Людовика XIV. Модель. Фрагмент
- 81. Вместе с тем Версальский парк богато насыщен скульптурой — отдельными статуями, группами, вазами, гермами и сложными
- 82. Одной из наиболее ярких барочных скульптур в версальском парке является группа «Похищение Прозерпины» работы прославленного скульптора
- 83. «Похищение Прозерпины»
- 85. Пьер Пюже. Милон Кротонский. 1682
- 86. Версальский парк населен множеством разноплеменных существ— среди них есть горделивые богини и боги Олимпа, олицетворения Франции,
- 87. Клод Перро. Восточный фасад Лувра
- 88. Французское изобразительное искусство конца XVII века, несмотря на господство тенденции к созданию парадного «большого» стиля, представляет
- 89. Либераль Брюан и Жюль Ардуэн Мансар. Дом Инвалидов и собор
- 90. В 1665 году Францию посетил Лоренцо Бернини. Он был приглашен для решения спора о завершении новым
- 91. Восточный фасад (или, как его обычно называют, Колоннада Лувра) представляет собой строгую классическую композицию, построенную на
- 92. Вандомская площадь в Париже (гравюра)
- 94. Скачать презентацию
Слайд 2 Барочный классицизм как официальный королевский стиль распространился и на архитек туру. О
Барочный классицизм как официальный королевский стиль распространился и на архитек туру. О
После большого количества споров и интриг Людовик XIV отверг все планы и передал право окончательного решения комитету, состав ленному из трех лиц: Луи Лево(1612—1670),при дворного архитектора, работавшего над проектом до этого; придворного художника Шарля Лебрена; а также Клода Перро(1613—1688),который был не профессиональным архитектором, а специалистом по античной архитектуре.
Центральный павильон выполнен в виде фронтона римского храма, а флигели выглядят как развернутые фланги сторон этого храма. Храмовый мотив предполагал использование одного ордера свободно стоящих колонн, но в Лувре было три этажа. Эта трудность была умело преодолена решением нижнего этажа как подиума храма и углублением верхних двух за экран колоннады. Благодаря сочетанию величия и элегантности этот проект по праву завоевал всеобщее признание. Восточный фасад Лувра ознаменовал победу французского классицизма над итальянским барокко в борьбе за право считаться королевским стилем. По иронии судьбы, этот великий пример оказался единичным
Слайд 3Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских
Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских
Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: «Мы любим красоту, воплощенную в простоте».)
Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.
Правление Людовика XIII (1610—1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции . В это время творят зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.
В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708) — внучатый племянник Франсуа Мансара.
Слайд 4Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно
Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно
В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором . Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.
Слайд 5Соломон де Брос. Люксембургский дворец
Дворец резиденция в Париже, построен для королевы Франции
Соломон де Брос. Люксембургский дворец
Дворец резиденция в Париже, построен для королевы Франции
Но де Брос все сделал на французский манер, уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю, небольшую башню и скульптуры. Парадный двор — курдонер — замкнул служебными корпусами. В здании использован национальный колорит- высокие крыши . Архитектурный образ дворца стал неповторимым и самобытным. Дворец удачно дополнили сад, садово -парковая скульптура.
Именно для отделки этого дворца художник из Фландрии П.П. Рубенс нарисовал картины со сценами жизни королевы Марии Медичи (хранятся в Лувре, Париж). После смерти королевы здесь жил ее сын , младший брат короля Людовика XIII Гастон Орлеанский.
Слайд 6Соломон де Брос. Люксембургский дворец
Соломон де Брос. Люксембургский дворец
Слайд 7Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов
Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов
Слайд 8В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж
В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж
Жак Лемерсье(1585-1654) — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы классицизма и барокко.
С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра, начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. С целью расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре), Лемерсье построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов.
В выступающей, верхней части башни часов достаточно определенно звучит стиль барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и другие элементы декора). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона де Л’Хорлог делают его одним из уникальных зданий.
Другой важной работой Лемерсье стало строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца. В 1620-х — 30-х годах был создан небольшой охотничий замок из кирпича, камня и кровельного сланца с П-образным планом.
Дворовые его фасады были отделаны сочетанием красного кирпича и мрамора с довольно многочисленными декоративными деталями. Двор замка получил название Мраморного (Кур де марбр). Позже это строительство явилось начальным этапом создания грандиозной королевской резиденции.
Слайд 9Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.
Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) — один из родоначальников классицизма в
Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.
Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) — один из родоначальников классицизма в
Слайд 10Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.
Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.
Слайд 11Замок Мэзон Лафит — знаменитое и одно из немногих сохранившихся законченных творений Франсуа
Замок Мэзон Лафит — знаменитое и одно из немногих сохранившихся законченных творений Франсуа
Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы «П» вокруг открытого в парк двора, здание хорошо обозревается со всех сторон.
Вся же отделка фасадов в основном классицистична . Примененная Мансаром система расчленения этажей строгим дорическим ордером в первом этаже и более легким ионическим — во втором представляет собой мастерскую попытку привести к стилевому единству новые классицистические и старые традиционные архитектурные формы.
Слайд 12Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.
После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля
Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.
После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля
Слайд 14В начале 17 в., после периода гражданских войн и связанного с ними
В начале 17 в., после периода гражданских войн и связанного с ними
Наиболее интересным художником этого времени был работавший в первые десятилетия 17 столетия гравер и рисовальщик Жак Калло (ок. 1592—1635). Он родился в Нанси, в Лотарингии, юношей уехал в Италию, где жил вначале в Риме, а затем во Флоренции, где находился вплоть до своего возвращения на родину в 1622 году.
Очень плодовитый мастер, Калло создал более тысячи пятисот гравюр, чрезвычайно разнообразных по своим темам. Ему пришлось работать при французском королевском дворе и герцогских дворах Тосканы и Лотарингии. Однако блеск придворной жизни не заслонил от него — тонкого и острого наблюдателя — многообразия окружающей действительности, полной резких социальных контрастов, изобиловавшей жестокими военными потрясениями.
Калло — художник переходной эпохи; сложность и противоречивость его времени объясняют противоречивые черты в его искусстве. Еще заметны в работах Калло пережитки маньеризма — они сказываются и в мировосприятии художника и в его изобразительных приемах. Вместе с тем творчество Калло дает яркий пример проникновения во французское искусство новых, реалистических тенденций.
Калло работал в технике офорта, которую он усовершенствовал. Обычно мастер использовал при гравировании повторное травление, что позволяло ему добиваться особой четкости линий и твердости рисунка.
Слайд 15В 1621 году вернулся из Италии на родину рисовальщик и гравер Жак
В 1621 году вернулся из Италии на родину рисовальщик и гравер Жак
Калло родился в Нанси, но с пятнадцатилетнего возраста обучался гравированию в Риме, а затем находился на службе у тосканского герцога и жил во Флоренции.
Ранние работы Калло носят явную печать маньеризма, традиции которого еще сохранились во флорентийском искусстве. Но в тех случаях, когда Калло работал не по герцогскому заказу, в его гравюры проникали реалистические черты, сильно отличавшие его от окружающих художников. Постепенно элементы маньеризма — разрыв между первым планом и глубиной композиции, увлечение гротескными фигурами и т. д. — исчезли из его искусства, и сложились характерные особенности его дарования.
Калло постоянно привлекали сюжеты, дававшие повод изобразить громадную толпу. Она появляется у него сначала на гравюрах, изображающих придворные празднества, затем в знаменитом листе 1620 года «Ярмарка в Импрунете», где изображено свыше тысячи человек. Несмотря на крошечные размеры фигур, требовавшие от гравера виртуозной техники исполнения, Калло передает характерные черты, облик, повадки и движения различнейших персонажей.
Изобилующая деталями композиция отличается чрезвычайной дробностью, распадается на множество частей, но в то же время она искусно объединена в одно целое пейзажем. Впечатлительность и зоркость художника, находчивость при сопоставлении различных наблюдений — эти важнейшие черты искусства Калло уже сложились ко времени его возвращения на родину. Сформировалась и блестящая техника мастера; он работал в офорте и внес в эту технику свои усовершенствования.
Слайд 16В Нанси Калло стал придворным мастером лотарингского герцога, завоевал признание светского общества,
В Нанси Калло стал придворным мастером лотарингского герцога, завоевал признание светского общества,
В начале 1629 года Калло поехал в Париж. Офорты Калло «Виды Парижа» принадлежат к числу лучших работ мастера.
Слайд 17Жак Калло. Лист из серии «Бедствия войны» (Дерево с повешенными. Офорт)
Жак Калло. Лист из серии «Бедствия войны» (Дерево с повешенными. Офорт)
Слайд 18Особое место в творчестве Калло (да, пожалуй, во всем искусстве XVII века)
Особое место в творчестве Калло (да, пожалуй, во всем искусстве XVII века)
25 сентября 1633 года город Нанси — столица Лотарингии — после месячной осады был взят французами. Людовик XIII послал за Калло: он желал, чтобы художник, известный как баталист, прославил эту победу, изобразив в гравюре взятие Нанси. Но, как рассказывает современник, Калло отказался выполнить королевское поручение, и не скрыл почему: Лотарингия — его родина.
Если даже сомневаться в точности этого рассказа, он свидетельствует о том, каким знали художника его современники: прямым, принципиальным, смелым. Но в «Бедствиях войны» Калло выразил не только горечь и протест побежденного; он поднимается здесь до большого обобщения, до понимания войны как народного бедствия, которое не только сеет гибель, но калечит человеческие души, неся страдание и тому, кто кажется победителем. Показав в своей серии вербовку солдат, битву, разграбление трактира, фермы, монастыря, поджог деревни, Калло не с торжеством, а с такой же болью показывает наказание мародеров, смерть раненых в госпитале и раздачу наград, которые уже не осчастливят изуродованных людей.
Слайд 19В листе «Дерево с повешенными» Калло изображает казнь мародеров. Композиция здесь отличается
В листе «Дерево с повешенными» Калло изображает казнь мародеров. Композиция здесь отличается
Страшные силуэты повешенных заведомо господствуют над сценами игры в кости и напутствия, которое священник дает осужденному. В глубине, справа и слева, виднеются ровные ряды копий над стоящими в глубине войсками; они словно замыкают сцену, подчеркивая безвыходность и неотвратимость совершающегося. Громадное дерево с рядами трупов — тех, кто так или иначе завершил свое участие в войне, — перерастает здесь в своего рода символ.
Слайд 20В несколько ином ключе звучит офорт 1634 года «Казни», также, однако, посвященный
В несколько ином ключе звучит офорт 1634 года «Казни», также, однако, посвященный
Творчество Калло свидетельствует о том, что в круг идей, выраженных во французском искусстве XVII века, проникали представления о социальных несправедливостях, размышления о судьбе народа, протест против войны. Но острота мысли и разнообразие наблюдений, отличающие Калло, не случайно проявились именно у графика: гибкое и свободное графическое искусство нередко позволяло затронуть темы, еще не проникшие в данную эпоху ни в живопись, ни в скульптуру. Однако в творчестве нескольких французских художников XVII века можно найти — если не подобные сюжеты, то аналогии в смысле мироощущения.
Слайд 21Жак Калло. Офорт из серии «Нищие». 1622 г.
Жак Калло. Офорт из серии «Нищие». 1622 г.
Слайд 22Жак Калло. Кассандр. Офорт из серии «Три Панталоне». 1618 г.
Жак Калло. Кассандр. Офорт из серии «Три Панталоне». 1618 г.
Слайд 23В произведениях Калло раннего периода еще сильны элементы фантастики. Они сказываются в
В произведениях Калло раннего периода еще сильны элементы фантастики. Они сказываются в
Но в других сериях гравюр уже отчетливее выражаются реалистические тенденции. Такова целая галлерея типов, которых художник мог непосредственно видеть на улицах: горожан, крестьян, солдат (серия «Каприччи», 1617), цыган (серия «Цыгане», 1621), бродяг и нищих (серия «Нищие», 1622). Эти маленькие фигурки, выполненные с исключительной остротой и наблюдательностью, обладают необычайной подвижностью, острой характерностью, выразительностью поз и жестов. С виртуозным артистизмом передает Калдо элегантную непринужденность кавалера (серия «Каприччи»), четкий ритм танца в фигурах итальянских актеров и их ужимки (серия «Балли»), тяжеловесную чопорность провинциальной аристократии (серия «Лотарингское дворянство»), старческие фигуры в лохмотьях (серия «Нищие»).
Слайд 24Жак Калло. Мученичество св. Себастьяна. Офорт. 1632-1633 гг.
Жак Калло. Мученичество св. Себастьяна. Офорт. 1632-1633 гг.
Слайд 25Наиболее содержательны в творчестве Калло его многофигурные композиции. Тематика их очень разнообразна:
Наиболее содержательны в творчестве Калло его многофигурные композиции. Тематика их очень разнообразна:
Однако метод Калло таил в себе отрицательные стороны; индивидуальные особенности действующих лиц, отдельные детали нередко становятся неуловимыми в общей массе многочисленных участников события, главное теряется среди второстепенного. Недаром обычно говорят, что Калло смотрит на свои сцены как бы в перевернутый бинокль: его восприятие подчеркивает отдаленность художника от изображаемого события. Эта специфическая особенность Калло — вовсе не формальный прием, она закономерно связана с его художественным мировоззрением.
Калло работал в эпоху кризиса, когда идеалы Возрождения утратили свою силу, а новые положительные идеалы еще не утвердили себя. Человек у Калло, по существу, бессилен перед внешними силами. Не случайно темы некоторых композиций Калло приобретают трагическую окраску. Такова, например, гравюра «Мученичество св. Себастьяна». Трагическое начало в этом произведении заключено не только, в его сюжетном решении — художник представил многочисленных стрелков, спокойно и расчетливо, как по мишени на стрельбище, выпускающих стрелы в привязанного к столбу Себастьяна,— но и в том чувстве одиночества и бессилия, которое выражено в осыпаемой тучей стрел крошечной, трудно различимой фигурке святого, словно затерявшейся в огромном безграничном пространстве.
Слайд 26Наибольшей остроты достигает Калло в двух сериях «Бедствий войны» (1632—1633). С беспощадной
Наибольшей остроты достигает Калло в двух сериях «Бедствий войны» (1632—1633). С беспощадной
На раннем этапе французского абсолютизма в придворном искусстве преобладающее значение имело направление барочного характера. Первоначально, однако, поскольку во Франции не было значительных мастеров, королевский двор обращался к знаменитым иностранным художникам. Так, например, в 1622 г. для создания монументальных композиций, украсивших недавно построенный Люксембургский дворец, был приглашен Рубенс.
Слайд 27Постепенно наряду с иностранцами стали выдвигаться и французские мастера. В конце 1620-х
Постепенно наряду с иностранцами стали выдвигаться и французские мастера. В конце 1620-х
Вуэ создал и возглавил официальное, придворное направление во французском искусстве. Вместе со своими последователями он перенес во французскую монументальную декоративную живопись приемы итальянского и фламандского барокко. По существу, творчество этого мастера было мало самостоятельно. Обращение Вуэ в его поздних произведениях к классицизму также свелось лишь к чисто внешним заимствованиям. Лишенное подлинной монументальности и силы, иногда до приторности слащавое, поверхностное и бьющее на внешний эффект, искусство Вуэ и его последователей было слабо связано с живой национальной традицией.
В борьбе с официальным направлением в искусстве Франции формировалось и крепло новое реалистическое течение — peintres de la realite («живописцы реального мира»). Лучшие мастера этого направления, обратившиеся в своем искусстве к конкретному изображению реальной действительности, создали человечные, полные высокого достоинства образы французского народа.
На раннем этапе развития этого направления многие из примыкавших к нему мастеров испытали воздействие искусства Караваджо. Для одних Караваджо оказался художником, в значительной мере предопределившим их тематику и сами изобразительные приемы, другие мастера сумели более творчески свободно использовать ценные стороны караваджистского метода.
Слайд 28К числу первых из них принадлежал Валантен (собственно, Жан де Булонь; 1594—1632).
К числу первых из них принадлежал Валантен (собственно, Жан де Булонь; 1594—1632).
К выдающимся мастерам своего времени относится Жорж де Латур (1593— 1652). Знаменитый в свое время, он в дальнейшем был совершенно забыт; облик этого мастера выявился лишь в недавнее время.
Пока что творческая эволюция художника остается во многом неясной. Немногие биографические сведения, сохранившиеся о Латуре, чрезвычайно отрывочны. Латур родился в Лотарингии вблизи Нанси, затем переехал в город Люневиль, где и провел всю свою остальную жизнь. Существует предположение, что в молодости он посетил Италию. Латур испытал сильное влияние искусства Караваджо, но его творчество далеко вышло за пределы простого следования приемам караваджизма; в искусстве люневильского мастера нашли выражение самобытные черты складывающейся национальной французской живописи 17 века.
Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты. То, что он провел свою жизнь в провинции, наложило свой отпечаток на его искусство. В наивности его образов, в оттенке религиозного воодушевления, который можно уловить в некоторых его произведениях, в подчеркнутой статичности его образов и в своеобразной элементарности его художественного языка еще сказываются в какой-то степени отголоски средневекового мировосприятия. Но в лучших своих работах художник создает образы редкой душевной чистоты и большой поэтической силы.
Слайд 29К числу оригинальнейших явлений в искусстве XVII века принадлежит творчество живописца Жоржа
К числу оригинальнейших явлений в искусстве XVII века принадлежит творчество живописца Жоржа
В напряженной, суровой задумчивости замерла Мария Магдалина, не кающаяся, но словно отрешившаяся от окружающего, исполненная не внешней красоты и прелести, а редкой собранности и значительности. На основе глубокого внутреннего контраста противопоставлены в картине «Иов и его жена» старик, все потерявший и ничего не ждущий от жизни, и женщина, как бы делающая попытку проникнуть в его внутренний мир. Словно задавленный действительностью, слабый и нерешительный, стоит апостол Петр на картине «Отречение Петра»; его фигура оттеснена в глубину мрачной гротескной группой играющих в кости солдат.
Жизнь Жоржа де Латура мало известна. Его родиной был маленький лотарингский городок Вик, затем он перебрался в Люневиль, также небольшой город, в котором, однако, была более развитая культурная жизнь. Латур вскоре завоевал признание, работал по заказам аристократии, лотарингских герцогов и французского короля. Однако ничего общего с придворным искусством Парижа в его живописи не было. Латуру глубоко чужды были всякие проявления академизма. Зато караваджизм, другое важное течение европейской живописи XVII века, уже в Италии находившееся в оппозиции к академизму, оказалось Латуру близким и родственным. Караваджизм проник и в Нидерланды, и в Германию, и во Францию; Латур, возможно, соприкоснулся с ним через голландских караваджистов.
Слайд 30Живописи Латура свойственна монументальность форм, картины его — по большей части значительных
Живописи Латура свойственна монументальность форм, картины его — по большей части значительных
Живопись Латура сдержанна по колориту, но цвет в его картинах играет не подчиненную, а важную, самостоятельную роль; тонкие сопоставления близких друг к другу локальных цветов — пурпурового, лилового, красноватого определяют эмоциональный строй произведения. Вместе с тем Латур, в отличие от большинства караваджистов, любил строить композицию на сопоставлении силуэтов, прорабатывал контуры, обводя их яркими полосками света, и охотно изображал лица в профиль.
Слайд 31Жорж де Латур. Новорожденный (Рождество), 1648
Жорж де Латур. Новорожденный (Рождество), 1648
Слайд 32Одно из самых лиричных произведений Латура— картина «Рождество» (Ренн, Музей). Она отличается
Одно из самых лиричных произведений Латура— картина «Рождество» (Ренн, Музей). Она отличается
Близко по своему настроению к «Рождеству» и луврское «Поклонение пастухов». Правдивый облик французских крестьян, красоту их простого чувства художник воплощает с подкупающей искренностью.
Слайд 33Св. Иосиф-плотник. 1640-е гг. Париж, Лувр.
Св. Иосиф-плотник. 1640-е гг. Париж, Лувр.
Слайд 34В картине «Христос и Иосиф-плотник» (Лувр), относящейся, по-видимому, к среднему периоду его
В картине «Христос и Иосиф-плотник» (Лувр), относящейся, по-видимому, к среднему периоду его
С чем может сравниться хотя бы такая деталь, как пальцы ребенка, прикрывающие огонь и просвечивающие, сияющие в свету! Быть может, здесь впервые в живописи было показано, как просвечивает и загорается теплым тоном поставленная против огня человеческая рука. Как чужды Латуру патетические эффекты барочной живописи — парящие фигуры, громоздящиеся ярусами облака, потоки света с небес, восторженные жесты святых, столь излюбленные его итальянскими современниками! Латур не выдумывает чудеса, он находит их вокруг себя, он показывает необычайность и пленительность явлений, принадлежащих повседневной земной жизни. Это художник-реалист и художник-мыслитель, и вместе с тем фантаст, поставивший фантазию на службу реализму. Латур был одним из наиболее тонких и изысканных живописцев своей эпохи; он принадлежал к числу караваджистов, но одухотворенность, продуманность и утонченность его живописи представляли собой чисто французские национальные особенности стиля.
Слайд 35Картины Латура на религиозные темы часто трактованы в жанровом духе, но при
Картины Латура на религиозные темы часто трактованы в жанровом духе, но при
Слайд 36«Явление ангела св. Иосифу»
«Явление ангела св. Иосифу»
Слайд 37К высшим достижениям Латура относится «Св. Себастьян, оплакиваемый св. Ириной» (Берлин). В
К высшим достижениям Латура относится «Св. Себастьян, оплакиваемый св. Ириной» (Берлин). В
В этой картине Латур отошел от бытовой окраски образов, от несколько наивной элементарности, присущей его более ранним произведениям. Прежний камерный охват явлений, настроение сосредоточенной интимности сменились здесь большей монументальностью, чувством трагического величия. Даже излюбленный у Латура мотив горящей свечи воспринимается по-иному, более патетично — ее огромное, уносящееся кверху пламя напоминает пламя факела.
Слайд 38«Св. Себастьян, оплакиваемый св. Ириной»
«Св. Себастьян, оплакиваемый св. Ириной»
Слайд 39Чрезвычайно важное место в реалистической живописи Франции первой половины 17 в. занимает
Чрезвычайно важное место в реалистической живописи Франции первой половины 17 в. занимает
Братья Ленен —Антуан (1588—1648), Луи (1593—1648) и Матье (1607—1677)-были уроженцами города Лана в Пикардии. Они происходили из мелкобуржуазной семьи. Юность, проведенная в родной Пикардии, дала им первые и самые яркие впечатления сельской жизни. Переехав в Париж, Ленены остались чужды шуму и блеску столицы. Они имели общую мастерскую, во главе которой стоял старший из них — Антуан. Он был и непосредственным учителем своих младших братьев. В 1648 г. Антуан и Луи Ленен были приняты в только что созданную Королевскую Академию живописи и скульптуры.
Антуан Ленен был добросовестным, но не очень одаренным художником. В его творчестве, в котором преобладали портретные работы, еще много архаичного; дробна и застыла композиция, характеристики не отличаются многообразием («Семейный портрет», 1642; Лувр). Искусство Антуана положило начало творческим поискам его младших братьев, и прежде всего крупнейшего из них — Луи Ленена.
Ранние работы Луи Ленена близки произведениям его старшего брата. Возможно, что Луи вместе с Матье совершил поездку в Италию. Караваджистская традиция оказала известное влияние на формирование его искусства. С 1640 г. Луи Ленен проявляет себя как вполне самостоятельный и оригинальный художник.
Слайд 40Если между творчеством Латура и Вуэ лежит целая пропасть, то не потому,
Если между творчеством Латура и Вуэ лежит целая пропасть, то не потому,
Старший брат — Антуан Ленен (ок. 1588—1648) в 1629 году открыл в Париже мастерскую, в которой работал вместе с братьями Луи Лененом (ок. 1593— 1648) и Матье Лененом (ок. 1607—1677). Антуан возглавлял эту маленькую группу, но душой всего содружества и действительно крупным мастером являлся средний брат — Луи. Ленены писали портреты и жанровые картины; старшие братья написали также ряд картин на евангельские и мифологические сюжеты. Но определяющей особенностью искусства братьев Ленен являлось именно их тяготение к жанру, а у Луи—к жанру из крестьянской жизни; образы французских крестьян, нищих и утомленных работой, но исполненных спокойного достоинства, проходят через все творчество Луи Ленена.
Предполагают, что караваджизм оказал воздействие и на этого крупного реалиста XVII века; но если Жорж де Латур создал французский вариант караваджизма, то Луи Ленен лишь опирался на итальянский реализм в период формирования своего таланта. Зрелое творчество этого художника имеет чисто французский характер. Он писал, по большей части, картины небольшого размера, камерного характера, в сдержанном, спокойном тоне, при рассеянном дневном свете, в мягкой, светлой красочной гамме. Они изображают крестьян в минуты отдыха — в поле, перед домом по возвращении с сенокоса или собравшимися в просторной, пустоватой комнате деревенского дома. У Луи Ленена совершенно отсутствует повествовательный, анекдотический момент, тем более чужд ему глубокий драматизм Латура. Ленен воплощает другие тенденции французского искусства; его живопись отличают созерцательность, тонкая уравновешенность всех элементов, а в лучших произведениях — изысканность живописного языка. Хотя реалистическое искусство братьев Ленен, популярных лишь в демократических кругах, было вскоре после их смерти забыто, оно тем не менее было характерно для Франции XVII века и участвовало в формировании французского национального стиля в живописи.
Слайд 41Луи Ленен. Отдых всадника
Луи Ленен. Отдых всадника
Слайд 42В картине «Отдых всадника» (Лондон, частное собрание) Луи Ленен, как обычно, обошелся
В картине «Отдых всадника» (Лондон, частное собрание) Луи Ленен, как обычно, обошелся
Слайд 43У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на
У Жоржа де Латура люди из народа изображались еще в произведениях на
В своих полотнах он развертывает композицию на плоскости подобно рельефу, располагая фигуры в определенных пространственных границах. Выявленные четкой, обобщенной линией контура, фигуры подчиняются продуманному композиционному замыслу. Прекрасный колорист, Луи Ленен подчиняет сдержанную цветовую гамму серебристому тону, достигая мягкости и изысканности красочных переходов и соотношений.
Самые зрелые и совершенные произведения Луи Ленена были созданы в 1640-е годы
Слайд 44Скуден завтрак бедной крестьянской семьи в картине «Крестьянская трапеза» (Лувр), но каким
Скуден завтрак бедной крестьянской семьи в картине «Крестьянская трапеза» (Лувр), но каким
Слайд 45«Крестьянская трапеза»
«Крестьянская трапеза»
Слайд 46Посещение бабушки. 1640-е гг. Эрмитаж.
Посещение бабушки. 1640-е гг. Эрмитаж.
Слайд 47Семейство молочницы. 1640-е годы Эрмитаж.
Семейство молочницы. 1640-е годы Эрмитаж.
Слайд 48В 1640-е гг. Луи Ленен создает и одно из самых лучших своих
В 1640-е гг. Луи Ленен создает и одно из самых лучших своих
С теплым чувством изображает художник этих простых людей, их открытые лица: состарившуюся от труда и лишений молочницу, усталого крестьянина, толстощекого рассудительного мальчугана и болезненную, хрупкую, не по годам серьезную девочку. Пластически законченные фигуры четко выступают на легком воздушном фоне.
Чудесен пейзаж: широкая долина, далекий город на горизонте, подернутое серебристой дымкой синее бескрайнее небо. С большим мастерством передает художник материальность предметов, и
Слайд 49На фоне пустынного пейзажа с низко проведенной чертой горизонта, вырисовываясь на светлом
На фоне пустынного пейзажа с низко проведенной чертой горизонта, вырисовываясь на светлом
В то же время характеристики всех персонажей даны очень законченно и живо; молочница-старушка из числа тех, какие постоянно встречаются в картинах Ленена, — усталая, печальная, терпеливая крестьянка; девочка— бледная, с вопросительным, печальным взглядом — в будущем такая же измученная старуха, как сейчас ее бабушка.
Даже оседланный ослик, который покорно стоит, готовый к трудному пути, изображен с оттенком теплоты и сочувствия. Особую поэтичность придает всей сцене мягкий и нежный колорит, характеризующий зрелый этап творчества Луи Ленена. Художник внимательно прослеживает особенности фактуры изображенных предметов -— блестящего медного жбана, мохнатой шерсти ослика. Но, сохраняя осязательность передачи, он сближает отдельные тона между собой и развертывает в маленькой картине богатейшую гамму теплых охристых тонов, оттененную голубовато-серебристым колоритом пейзажа.
Слайд 50Расцвет французского искусства в XVII веке отделен от эпохи Возрождения некоторым перерывом,
Расцвет французского искусства в XVII веке отделен от эпохи Возрождения некоторым перерывом,
В первой четверти XVII века французская королевская власть не в состоянии найти в пределах своей страны крупных художников, которым можно было бы поручить ответственные заказы. Для Марии Медичи (вдовы Генриха IV) работает фламандский архитектор Соломон де Брос, который в 1615—1620 годах возвел Люксембургский дворец; в 20-х годах приглашенный в Париж Рубенс создает грандиозную серию картин в ее честь. Фламандские мастера не в первый раз сыграли тогда важную роль в художественной жизни Франции, а воздействие искусства Рубенса на французскую живопись в дальнейшем давало себя знать в течение более чем двух столетий.
Однако правительство Людовика XIII не удовлетворялось подобными, хотя бы и в высшей степени плодотворными, но эпизодическими визитами; оно ставило перед собой в области художественной политики иные задачи. В это время возникает сознательное стремление создать придворное искусство, возглавляемое французским художником, способным сформировать школу. Это искусство должно выражать величие и силу королевской власти, демонстрировать европейский уровень культуры французского двора и придавать ему пышность и блеск.
Слайд 51Выбор остановили на Симоне Вуэ (1590—1649). Этот художник, родившийся в Париже, в
Выбор остановили на Симоне Вуэ (1590—1649). Этот художник, родившийся в Париже, в
В 1627 году, по приглашению Людовика XIII, Симон Вуэ переехал в Париж и занял при дворе совершенно исключительное положение. Сразу же по приезде он получил звание «первого живописца короля», которое было создано для Вуэ и затем продержалось в течение почти двух столетии — оно давалось пожизненно и переходило к преемнику, как титул монарха. Дворцы и церкви в Париже, загородные резиденции короля и кардинала Ришелье украсились произведениями Вуэ.
Слайд 52Необыкновенно плодовитый, работавший быстро и без задержек, Вуэ писал фрески, алтарные картины,
Необыкновенно плодовитый, работавший быстро и без задержек, Вуэ писал фрески, алтарные картины,
Основание школы, так же как создание больших декоративных ансамблей во дворцах, следует считать важнейшей заслугой Вуэ. Впрочем, почти все его фресковые росписи и большая часть монументальных серий картин погибли, так что теперь нельзя в полной мере судить о его творчестве. Во всяком случае современники склонны были прощать ему неоригинальность и вялость его художественного языка, так как с личностью Вуэ связывалось представление о новом подъеме французского искусства.
Слайд 53Симон Вуэ. Геркулес среди богов Олимпа
Симон Вуэ. Геркулес среди богов Олимпа
Слайд 54Вуэ начал применять во Франции приемы итальянского барокко; после его приезда здесь
Вуэ начал применять во Франции приемы итальянского барокко; после его приезда здесь
В картине «Геркулес среди богов Олимпа» (Эрмитаж) Вуэ обратился к героическому мифу о древнем народном герое Греции — Геракле. Однако художника привлекли не подвиги, не величественные деяния героя; для него важна только возможность эффектно противопоставить Венере и Вакху мускулистое загорелое тело склонившегося в поклоне Геракла, сплести очертания их фигур в мягкий, плавный овал. Поэтому-то Вуэ и выбрал эпизод, не играющий никакой роли в мифе: момент, когда боги увенчивают венком Геракла, принятого в число олимпийцев. Праздничная нарядность и в то же время полная эмоциональная нейтральность этой картины характерны и для других работ Симона Вуэ. На определенном и довольно длительном — этапе искусство Вуэ вполне удовлетворяло запросы двора, но это не значит, что французский вариант болон-ского академизма исчерпывал художественные запросы Франции первой половины XVII века. Параллельно, вне придворной обстановки, развивается творчество нескольких значительных художников, глубоко отличающихся от Симона Вуэ и по своей направленности, и по стилю.
Слайд 55Идеалы классицизма параллельно с развитием творчества Пуссена нашли последовательное выражение в искусстве
Идеалы классицизма параллельно с развитием творчества Пуссена нашли последовательное выражение в искусстве
Лоррен видел природу точно и остро, непредвзятым и восторженным взглядом. Он способен был схватить красоту пейзажа во всей ее силе и выразительности, не упуская ни характерных особенностей освещения, ни оригинальных деталей; это в полной мере проявляется в его рисунках. Многие из его картин также посвящены решению задачи, новой и показательной для XVII века: передаче особенностей освещения в различные часы, изменений в природе, происходящих в разное время суток. Он вносит в пейзаж свежие наблюдения, индивидуальные черты, придающие подлинную жизнь изображению природы. Небо, залитое оранжевым тоном заката, отсветы зари на воде и зелени; освещение раннего утра, золотистые тона неба и тающие на горизонте очертания гор — все эти живые впечатления, зафиксированные уверенной кистью мастера, становятся этапом в развитии реалистической живописи.
Слайд 56Но все же эти грани творчества Лоррена лишь отчасти определяют его место
Но все же эти грани творчества Лоррена лишь отчасти определяют его место
Стаффаж в своих произведениях Лоррен, по преданию, писал не сам, но, конечно, сам задумывал и видел в нем выражение, своего рода кристаллизацию того эмоционального содержания, которое одухотворяет изображение природы. Это содержание у Лоррена не так разнообразно, как в пейзажах Пуссена; многие картины Лоррена представляют собой как бы варианты на ту же тему.
Слайд 57К числу оригинальных, и в то же время характерных, пейзажей Клода Лоррена
К числу оригинальных, и в то же время характерных, пейзажей Клода Лоррена
Слайд 58Байский залив. 1650-е годы
Байский залив. 1650-е годы
Слайд 59Французский классицизм получил законченную форму в творчестве Пуссена и Лоррена. Но в
Французский классицизм получил законченную форму в творчестве Пуссена и Лоррена. Но в
Классицизм стал ведущим стилем французской Академии. В этом официальном варианте он утратил глубину и независимость мысли, в значительной степени лишился эмоциональной силы и цельности, причем сохранил рассудочность и некоторое пренебрежение к конкретной реальности. Он вылился в создание известного штампа, в котором уравновешенность композиции, четкость рисунка, скульптурная подача форм, локальные цвета были, казалось, заимствованы у Пуссена, но утратили при этом смысл, душу, то, для чего эти черты были найдены и выработаны. Классическая система была поставлена на службу абсолютизму и стала основным языком для прославления монарха; академический классицизм развертывается при Людовике XIV. Этот стиль Академии, собственно, лишь формально связан с прогрессивным классицизмом середины столетия, да и У главных своих представителей — Лебрена, Миньяра — сложился далеко не сразу. Сама Академия лишь постепенно выросла в учреждение, централизующее и унифицирующее искусство Франции.
Слайд 60В начале 1648 года группа художников обратилась с прошением в совет регентства
В начале 1648 года группа художников обратилась с прошением в совет регентства
Для переходного периода, первых лет существования Академии, характерны разнородный состав и отсутствие всяких ограничений. В нее сразу же при основании были привлечены братья Ленен; но Антуан и Ауи умерли весной того же года, а их младший брат Матьё (доживший до 1677 г.) не мог играть значительной роли не только потому, что был жанристом: это был художник посредственного дарования. Однако развитие жанровой живописи с середины XVII века во Франции вообще совершенно затухает, и Академия, формулировавшая господствующие воззрения, оказала в этом смысле немалое давление. Только историческая живопись признается теперь высокой формой искусства, остальные виды ей подчинены. При этом развитие идет в сторону усиления помпезности и стирания индивидуальных черт.
Слайд 61Никола Ларжильер. Портрет Шарля Лебрена. 1686
Никола Ларжильер. Портрет Шарля Лебрена. 1686
Слайд 62На 40-е и начало 50-х годов падает деятельность Эсташа Лесюера (1617—1655), художника,
На 40-е и начало 50-х годов падает деятельность Эсташа Лесюера (1617—1655), художника,
Особенный успех имела написанная Лесюером в 1645—1648 годах серия из 22 картин небольшого формата, посвященных жизни святого Бруно (картины эти плохо сохранились). В них уже в зрелой форме проявились особенности искусства Лесюера: свобода фантазии, эмоциональность (часто связанная с проявлением религиозного чувства), интимность настроения. Мастер предпочитает небольшое число действующих лиц, простую, прозрачную композицию, светлый холодный колорит. Он любил оперировать правильными линиями архитектуры в фоне; пейзаж он обычно поручал писать другому художнику.
Слайд 63Хорошее представление о Лесюере дает одна из его картин, находящихся в СССР,
Хорошее представление о Лесюере дает одна из его картин, находящихся в СССР,
Слайд 64Эсташ Лесюер. Введение во храм
Эсташ Лесюер. Введение во храм
Слайд 65Лесюер принадлежал к числу основателей Академии в 1648 году, имел заслуги в
Лесюер принадлежал к числу основателей Академии в 1648 году, имел заслуги в
Шарль Лебрен (1619—1690) вызвал первые восторги современников, когда ему было 13 лет. В возрасте 15—18 лет он учился у Вуэ; скоро он уже работал для кардинала Ришелье. При столкновении Пуссена с Вуэ юный художник уверенно стал на сторону великого классика и завоевал его симпатии своим интересом к проблеме изображения душевных движений. Уезжая в Рим, Пуссен взял Лебрена с собой. Четырехлетнее пребывание в Италии, изучение ее древнего и нового искусства, а также общение с Пуссеном расширили кругозор гибкого и восприимчивого художника и вместе с тем толкнули его на путь эклектизма. В 1648 году Лебрен принял участие в основании Академии. В 50-х годах он создал ряд больших эффектных картин и картонов для шпалер на темы исторического характера; держась основ классицизма и в то же время стремясь к максимальной эффектности и разнообразию, Лебрен искусно использовал уроки декоративной живописи Рубенса и итальянские впечатления, сплетал барочные элементы с классическими и достигал все большей приподнятости и внешнего блеска. Барочные черты проникали во французское искусство и иными путями. В Лувре работал в духе барокко ученик Пьетро да Кортона — Романелли, наряду с ним французский художник Эррар; но они вынуждены были отступить на второй план (Эррар даже покинул Париж), когда в полной мере развернулась деятельность Шарля Лебрена. В 1660 году он был замечен королем, в 1662 году получил звание Первого живописца короля, в 1664 встал во главе Королевской Академии и вскоре взял в свои руки строительство Версальского дворца.
Слайд 66Официальное государственное искусство времен Людовика XIV продолжало и в сильной степени развивало
Официальное государственное искусство времен Людовика XIV продолжало и в сильной степени развивало
Теми же задачами вызывается небывалый масштаб затрат на произведения искусства, строительство дворцов и парков, устройство праздников и театральных представлений. В безводной местности, не поражавшей ранее своей красотой, сооружается Версальский дворец с великолепным парком, фонтанами и бесчисленными статуями. Королевская мануфактура Гобеленов выполняет серии драгоценных шпалер и всевозможные предметы парадной обстановки дворцовых покоев. Баллен создает роскошные изделия из серебра, в том числе литую серебряную мебель для Версаля. Талантливый мебельщик Буль изобретает изысканный способ создания узоров, скомбинированных из золоченой бронзы, черепахи, серебра, эбена.
Слайд 67Все это множество разнообразнейших произведений искусства должно составлять стройный хор, прославляющий монарха
Все это множество разнообразнейших произведений искусства должно составлять стройный хор, прославляющий монарха
Слайд 68Шарль Лебрен. Приготовление к голландскому походу
Шарль Лебрен. Приготовление к голландскому походу
Слайд 69Лебрен в качестве руководителя Академии всячески стремился оградить творчество художников от непосредственного
Лебрен в качестве руководителя Академии всячески стремился оградить творчество художников от непосредственного
В качестве официального главы французского искусства изображен Шарль Лебрен на портрете работы Ларжильера (1686, Лувр).
Слайд 70Портретисты, работавшие во Франции в эту эпоху, пользовались лишь полупризнанием, так как
Портретисты, работавшие во Франции в эту эпоху, пользовались лишь полупризнанием, так как
Портрет Лебрена принадлежит к числу ранних произведений Ларжильера (работа была представлена в Академию, и за нее Ларжильер получил звание «живописца исторического портрета»). Это парадный портрет, изображающий Первого живописца короля в полный рост, в натуральную величину, восседающим в окружении своих произведений, слепков с античной скульптуры, книг и т. д. Костюм с красной бархатной мантией и пышные драпировки написаны в интенсивном, сочном колорите. Это изображение художника по блеску может спорить с парадными портретами сильных мира сего.
Слайд 71Не случайно Ларжильер, поместив на мольберте в ателье Лебрена его эскиз росписи
Не случайно Ларжильер, поместив на мольберте в ателье Лебрена его эскиз росписи
В скульптурности и четкости форм лебреновской живописи проявляются черты классицизма, но классицизма уже выдохшегося и внутренне опустошенного; главное отличие эклектика Лебрена от Пуссена заключается не в тех барочных тенденциях, которые у него иногда берут верх; суть в том, что Лебрен постоянно подменяет высокие человеческие идеалы официальными штампами из придворного арсенала и никогда не ищет путей к раскрытию собственных идей. Там, где Пуссен, создавая поэтический образ, медленно и точно вырабатывает выразительный жест и приводит к гармоническому созвучию ритмические элементы композиции, Лебрен заставляет ряд однообразных фигур важно позировать в банальных положениях и загромождает сложным аллегорическим аккомпанементом обширные пространства картины. Может даже показаться странным, что столь посредственный живописец имел такой дар вдохновлять других, имел такое чувство масштаба и такую изобретательность в деталях. Эти свойства он проявил в полной мере, участвуя в создании Версальского дворца и парка.
Слайд 72Антуан Куазевокс. Рельеф в Зале Войны Версальского дворца
Антуан Куазевокс. Рельеф в Зале Войны Версальского дворца
Слайд 73Местопребывание французских королей уже давно было перенесено за пределы тесного Парижа, города,
Местопребывание французских королей уже давно было перенесено за пределы тесного Парижа, города,
Первоначально Версальский дворец был маленьким охотничьим замком, выстроенным в 20-х годах для Людовика XIII (фасад этого замка, сохраненного при расширении, образует мраморный дворик в центре дворца). С конца 1670-х годов начались грандиозные строительные работы, которые с большой интенсивностью велись много лет и продолжались еще в XVIII веке. Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708), крупнейший архитектор конца столетия, расширил дворец и придал ему новый характер; парк в основном является произведением паркового архитектора Андре Ленотра (1613—1700); Шарлю Лебрену в значительной мере принадлежит замысел планировки парка, а также идея многих скульптур и фонтанов проекты интерьеров дворца. Версаль воплощает борьбу двух начал. Это символ торжества абсолютной монархии и в то же время памятник величия Франции дающий панорамный показ богатства и разнообразия французской национальной культуры в конце XVII века.
Залы дворца, отделанные в XVII столетии, характерны для барокко в смысле пышности, разнообразия и несколько навязчивой эффектности своей отделки. Но по элементам архитектурного декора они сохраняют верность классицизму; формы массивны, но строго подчинены правильным очертаниям, в которых господствуют прямые линии, прямые углы и правильные полукружия. Четко прорисованные карнизы увенчивают, отделяют стены и отделяют их от покрытых живописью плафонов. Лебрен продуманно вводил во внутреннее убранство дворца подлинную античную скульптуру.
Слайд 74Жюль Ардуэн Мансар. Зеркальная галерея Версальского дворца
Жюль Ардуэн Мансар. Зеркальная галерея Версальского дворца
Слайд 75Версаль потерял свою обстановку; особенно короткий срок украшала Большую галерею серебряная мебель,
Версаль потерял свою обстановку; особенно короткий срок украшала Большую галерею серебряная мебель,
Слайд 76Второй — парадный — этаж центрального ризалита дворца, выступающего в сторону парка
Второй — парадный — этаж центрального ризалита дворца, выступающего в сторону парка
Слайд 77Овальный рельеф Зала Войны великолепно вписывается в ансамбль, благородно выделяясь игрой светотени
Овальный рельеф Зала Войны великолепно вписывается в ансамбль, благородно выделяясь игрой светотени
Семидесятиметровая Большая, или Зеркальная, галерея версальского дворца служила для торжественных выходов, балов, празднеств. В этом грандиозном сооружении выражено чувство меры и гармонии, здесь господствуют строгая уравновешенность и величавость. Одна из длинных стен зала образована рядом высоких закругленных окон, открывающих вид на бесконечные дали парка; противоположная стена составлена из зеркал, расположенных подобным же образом. Это оригинальное решение освобождает громадный зал от тяжеловесности, придает ему простой, ровный ритм. Только массивный свод с фресками Лебрена вносит в этот ансамбль обычное для Версаля ощущение подчеркнутой пышности.
Во внешнем оформлении фасада, обращенного в сторону парка, также господствует классическое начало. Полукилометровый фасад подчинен ясному и четкому ритму. Нижний этаж обработан как массивный цоколь; горизонтали подчеркивают главный, парадный этаж, увенчанный небольшим третьим, играющим роль аттика. Еще большую ясность в конструкцию вносят колонны, отличающиеся строгостью и по характеру своих деталей. Однако особую силу воздействия придают Версальскому дворцу эффектные отступления от классицизма: энергичный выступ ризалита, сильная игра теней, высокий рельеф скульптурных украшений, колоссальные статуи на фасаде.
Слайд 78Ж.-Б. Тюби. Статуя реки Соны в Версальском парке
Ж.-Б. Тюби. Статуя реки Соны в Версальском парке
Слайд 79Дворец представляет собой центральный, организующий элемент в составе паркового комплекса — он
Дворец представляет собой центральный, организующий элемент в составе паркового комплекса — он
Идея подчинения природы человеческой мысли пронизывает все построение версальских садов: аллеи составляют очертания правильных геометрических фигур, склоны холмов превращаются в террасы и ступени, деревья и кустарники принимают форму конусов, вода ложится ровными плоскостями, заключенными в массивные рамы («водяные партеры»), или поднимается в фонтанах ввысь в виде колонн или арок.
Слайд 80Франсуа Жирардон. Конная статуя Людовика XIV. Модель. Фрагмент
Франсуа Жирардон. Конная статуя Людовика XIV. Модель. Фрагмент
Слайд 81Вместе с тем Версальский парк богато насыщен скульптурой — отдельными статуями, группами,
Вместе с тем Версальский парк богато насыщен скульптурой — отдельными статуями, группами,
Множество мастеров различного темперамента могло здесь найти применение своим талантам. Но и в эту область врываются требования официальных сил. Целая цепь фонтанов посвящена иносказательному прославлению Людовика XVI — «короля-солнца», намек на которого современники без труда улавливали в любом упоминании бога солнца — Аполлона. Фонтан Латоны рассказывает о детстве Аполлона и торжестве его матери — Латоны. Грот Аполлона (прежде также являвшийся фонтаном) показывает ночной отдых бога солнца на дне моря, в окружении нимф. Бассейн Аполлона (1670 год) посвящен восходу солнца или появлению колесницы солнечного бога из воды. Он украшен колоссальной скульптурной группой, по рисункам Лебрена выполненной Ж.-Б. Тюби (1635—1700). Когда в центре бассейна бьет фонтан, создается впечатление, что четверка бешеных коней вздымает и вспенивает воду сильными ударами своих копыт. Тому же Тюби принадлежит исполненная на основе античных прототипов, строгая и чистая по очертаниям статуя Соны, среди других олицетворений рек украшающая водяной партер перед дворцом. Соответственно формам обрамления, водной глади и просторам огромной террасы все фигуры рек представлены торжественно возлежащими.
Слайд 82Одной из наиболее ярких барочных скульптур в версальском парке является группа «Похищение
Одной из наиболее ярких барочных скульптур в версальском парке является группа «Похищение
Жирардона отличают уверенное мастерство, блестящая техника исполнения, но при этом склонность к подражанию и отсутствие собственного воображения. Недаром он так часто работал по рисункам или замыслам Лебрена. Работа на основе античных образцов была ему более свойственна, чем Куазевоксу. Но так же легко способен он был подражать и барочным приемам. Бравурная, эффектная группа «Похищение Прозерпины» (конец 1690-х гг.) явно исполнена в итальянском духе. Она могла бы показаться чрезмерно бурной для Версальского парка, но ее беспокойный контур, резкость ее динамики умеряются легкими и плавными линиями колоннады Мансара, которая огибает ее полукругом.
Слайд 83«Похищение Прозерпины»
«Похищение Прозерпины»
Слайд 85Пьер Пюже. Милон Кротонский. 1682
Пьер Пюже. Милон Кротонский. 1682
Слайд 86Версальский парк населен множеством разноплеменных существ— среди них есть горделивые богини и
Версальский парк населен множеством разноплеменных существ— среди них есть горделивые богини и
Пьер Пюже (1620/22—1694)—скульптор оригинальный и сильный, со своим собственным почерком и неожиданными находками. Это провинциал, лишь в течение некоторого времени работавший для двора. В 1650-х годах в Тулоне он создал знаменитые каменные полуфигуры, поддерживающие балкон ратуши; он придал им бурное движение, резкую мимику и, прежде всего, положил в основу подчеркнуто простой и грубый тип лица. Группа «Милон Кротонский в борьбе со львом» была закончена в 1682 году. Сюжетом скульптуры является античное предание о силаче, Милоне из Кротоны, который побился об заклад, обещая голыми руками разорвать обрубленный ствол дерева; это ему удалось, но пальцы у него защемило в щели пня; оказавшись таким образом как бы в плену и имея свободной лишь одну руку, атлет долго отбивался от напавшего на него льва, но зверь в конце концов его одолел. Пюже использовал рассказ о Милоне для того, чтобы внести в свое произведение резкий, подлинный драматизм, далекий от театральности Лебрена или Жирардона, и поднять его до уровня высокого пафоса. Группа приведена в сложное спиралеобразное движение, пронизана острым напряжением, не чужда грубости и, среди работ своего десятилетия, кажется неожиданным по дерзости проявлением неподдельного, сильного чувства.
Слайд 87Клод Перро. Восточный фасад Лувра
Клод Перро. Восточный фасад Лувра
Слайд 88Французское изобразительное искусство конца XVII века, несмотря на господство тенденции к созданию
Французское изобразительное искусство конца XVII века, несмотря на господство тенденции к созданию
Большой целеустремленностью и размахом отличается на этом отрезке времени развитие французской архитектуры. Осознание градостроительных задач, стремление к созданию законченных ансамблей, поиски единого стиля обогащают деятельность французских архитекторов этой поры.
Слайд 89Либераль Брюан и Жюль Ардуэн Мансар. Дом Инвалидов и собор
Либераль Брюан и Жюль Ардуэн Мансар. Дом Инвалидов и собор
Слайд 90В 1665 году Францию посетил Лоренцо Бернини. Он был приглашен для решения
В 1665 году Францию посетил Лоренцо Бернини. Он был приглашен для решения
Лувр — единственный в своем роде памятник, отражающий длительное развитие французской национальной школы архитектуры. Завершение луврского комплекса во второй половине XVII века новым, восточным, корпусом требовало от строителя и чувства современности, и бережного отношения к предшествовавшим этапам строительства. Между тем Бернини, уверенный в своем превосходстве над французами, предложил снести старый Лувр и заменить его очень цельным, очень эффектным сооружением в духе современной итальянской архитектуры. Бернини с большим почетом приняли и проводили, но его проект ни в одном из вариантов не был принят. Восточный фасад был выстроен по проекту Клода Перро (1613—1688), ученого и теоретика, последовательного приверженца античности. Франция еще раз решительно выбрала наиболее рационалистическое из возможных решений.
Слайд 91Восточный фасад (или, как его обычно называют, Колоннада Лувра) представляет собой строгую
Восточный фасад (или, как его обычно называют, Колоннада Лувра) представляет собой строгую
Между тем классицизм в архитектуре позволяет давать и совершенно оригинальные решения, отвечающие на новые, поставленные жизнью задачи. Об этом свидетельствует создание одного из грандиознейших общественных сооружений гражданского характера в XVII веке — Дома Инвалидов в Париже (1670-е гг.). Он представляет собой громадную казарму для ветеранов войны и должен был продемонстрировать заботу правительства о тех, кто завоевывал славу Франции. Внутренняя планировка и все устройство огромного общежития говорят о находчивости, об остроумии строителя (Либераль Брюан). Вместе с тем Дом Инвалидов неразрывно вписан в профиль Парижа и представляет собой поныне одно из лучших его украшений. Колоссальная эспланада отделяет здание от Сены и подготавливает зрителя к необычному размаху сооружения. Корпуса Дома Инвалидов, строго симметричные, простые, тяжеловесные и величественные, стоят четырехугольниками вокруг обширного внутреннего двора. А над ними возвышается необычайно нарядный и своеобразный по форме купол собора Инвалидов, который выстроил для этого комплекса в самом конце столетия Жюль Ардуэн Мансар.
Слайд 92Вандомская площадь в Париже (гравюра)
Вандомская площадь в Париже (гравюра)