Слайд 2Икона (греч.) – образ
Иконоборчество (726 – 843гг.)
Иоанн Дамаскин (ок. 675 – 753гг.)
Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображённого из-за слабости нашего понимания.
Иоанн Дамаскин
Слайд 3Иконостас
1 ярус – Местный чин
2 ярус – Деисусный чин
3 ярус – Праздничный
чин
4 ярус – Пророческий чин
5 ярус – Праотеческий чин
Голгофа
1-3 XIV-XV вв.
4 XVI в.
5 XVII в.
6-7 конец XVII в.
Слайд 5Характерные особенности икон
Фронтальность изображения
Строгая симметричность по отношению к центральной фигуре
Христа или Богоматери
Подчёркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала
Сияющий нимб вокруг головы
Пристальный суровый взор увеличенных глаз
Статичность, состояние аскетического бесстрастного покоя
Декоративность и условность одежды, подчёркивающей бесплотность
Символичность цвета: золотой и пурпурный – царственность, синий – божественность, зелёный – юность и бодрость, белый – чистота и невинность
Слайд 6 Пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: удлинняются фигура, пальцы рук и ноги,
сужаются плечи. Всё тело скрыто складками одежды
«Уплощение», игнорирование линейной перспективы
Прямая перспектива
Отсутствие фона – пейзажа
Регламентировался круг сюжетов
За образцы были приняты первоявленные иконы
Слайд 7Сергий и Вакх
IV в. Государственный музей западного и восточного искусства, Киев
Слайд 8Икона Владимирской Божией Матери.
Константинополь.
ХII в.
Слайд 9Спас Нерукотворный
Первая половина ХII в.
Слайд 10Типы икон Богородицы
Оранта
Елеуса (Умиление)
Одигитрия
Агиосоритисса
Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения БогородицыПравосла́вная иконогра́фия
Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.
Внешний вид БогородицыВнешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафорииВнешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья)
Слайд 11Иконографический тип Оранта.
Икона Великая Панагия.
Ярославль, около 1218 года
Слайд 12Иконографический тип ЕлеусаИконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия,
XII
век
Слайд 13Иконографический тип Одигитрия.
Смоленская икона
Божией Матери.
ДионисийДионисий, 1482 год
Слайд 14Мастерская Андрея Рублёва
Иконографический тип Агиосоритисса
Деисусный чин
Успенский Собор
Владимир