Искусство как универсальный способ общения. Урок №15

Содержание

Слайд 2

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и
символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации.

Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Слайд 3

Знак и символ

Как вы понимаете эти термины?
В каких выражениях мы используем эти

Знак и символ Как вы понимаете эти термины? В каких выражениях мы
слова?
Чем отличается знак от символа?

Слайд 4

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут
служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Слайд 5

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ
совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств

Иероним Босх  (ок. 1460 -1516)  Семь смертных грехов 

Семь добродетелей

Слайд 6

Иероним Босх (Около 1450-1516) Триптих Сад земных наслаждений.

Иероним Босх (Около 1450-1516) Триптих Сад земных наслаждений.

Слайд 7

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы
таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

С. Боттичелли «Благовещение»

Слайд 8

Выбор колорита, цвета также символичен:
красно-коричневый являлся
символом всего земного (глина, земля); красный

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля);
— цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры;
голубой или синий
символизировал все небесное, святое;
а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Троица. Андрей Рублев.

Слайд 9

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом —

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом —
религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья.

В бытовом проявляется
обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Слайд 10

Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует). напоминающий человеку о бренности его существования.

Ю.

Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует). напоминающий человеку о бренности его существования.
Ван Стрек. Суета сует

Слайд 11

На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные

На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные
инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия.
Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями.

Череп — напоминание о неизбежности смерти.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.

Слайд 12

В натюрморте художник передает ценность
обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение
миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем.
stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь.

Натюрморт (франц. nature morte — мертвая природа) — жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

П. Клас. Натюрморт с рыбой

Слайд 13

П. Клас. Натюрморт с устрицами

А. Бейерен. Натюрморт с лангустом

П. Клас. Натюрморт с устрицами А. Бейерен. Натюрморт с лангустом

Слайд 14

"Корзина фруктов" Балтазара ван дер Аста, голландского художника, мастера замаскированной символики,

"Корзина фруктов" Балтазара ван дер Аста, голландского художника, мастера замаскированной символики, содержит
содержит многие символы. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы и зла.

Корзина фруктов, 1625г

Слайд 15

Натюрморт голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori"

Обратимся к натюрморту

Натюрморт голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" Обратимся к
голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" . При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу привлекает красивый букет садовых цветов.
И очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью "Mеmento mori", что означает: "Помни о  смерти".

Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К  тому же художник старательно выписал множество насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. Что говорит о скоротечности, краткости нашего пребывания на земле.

Зато раковина, символ паломничества, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Слайд 16

Большую роль играют символические детали и в портрете.

Кипренский Орест Адамович .
Портрет

Большую роль играют символические детали и в портрете. Кипренский Орест Адамович .
Екатерины Сергеевны Авдулиной.

Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете.
Ф.Шиллер

Слайд 17

Очень выразительна, например, символика православных храмов.
Символично и количество глав на

Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме.
храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу.
Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека.
Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов;
семь глав — семь святых таинств и семь Вселенских Соборов;
тринадцать — Иисуса Христа и 12 апостолов.

Символы используются и в архитектуре

Слайд 18

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены
Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную,
от канонов и норм, одинокую душу.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие»
(М. Бахтин).

Автопортрет в фетровой шляпе. Ван Гог Винсент.

Слайд 19

В. Ван Гог. Звездная ночь

Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения.

В. Ван Гог. Звездная ночь Его работы пронизаны чувством острой тревоги и
Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

Слайд 20

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил
художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Слайд 21

Символы в музыкальном искусстве
Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено

Символы в музыкальном искусстве Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и
тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон— высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.
Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

Слайд 22

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность исследовать, изобретать, строить,

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность исследовать, изобретать, строить,
решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.

Н. Паганини Вечное Движение

Слайд 23

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из
которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество.
Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.
Имя файла: Искусство-как-универсальный-способ-общения.-Урок-№15.pptx
Количество просмотров: 30
Количество скачиваний: 0