История развития политических учений

Содержание

Слайд 2

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Пушкарева, Г. В. Политология : учебник и практикум для академического

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Пушкарева, Г. В. Политология : учебник и практикум для
бакалавриата / Г. В. Пушкарева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019// ЭБС Юрайт: https://www.biblio-online.ru/bcode/433034 .
2. Черных В.А. Политология: учеб. пособие/В. А. Черных, С.Ю. Ручкин; М.: Изд-во РТА, 2014 (ЭБ РТА).
Дополнительная литература:
Политология: Учебник/Под ред. М.А. Василика.- М .: Гардарики, 2009.
Демидов А.И. Политология: Учебник - М.: Гардарики, 2009.
Политология: Учебник/ Отв. Ред. В.Д.Перевалов.-М.:Норма,2009.
Политология: Учебник – А.Г.Грязнова, В.Т.Завьялова, Е.А.Звонова и др. М.: ИНФРА - М, 2010.

Слайд 3

План:

Введение

1. История и становление мировой политической мысли.

2. Развитие общественно-политической мысли в России.

Заключение

Российская

План: Введение 1. История и становление мировой политической мысли. 2. Развитие общественно-политической
таможенная академия

2

Слайд 4

Введение

История политических учений насчитывает много веков.

Российская таможенная академия

3

Возникновение политической мысли

Введение История политических учений насчитывает много веков. Российская таможенная академия 3 Возникновение
в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой формы организации власти.
На заре своего развития политическое научное знание складывалось из элементов философских теорий.

Сегодня в истории становления и развития политической мысли ученые выделяют следующие этапы:

Слайд 5

Российская таможенная академия

4

1. История и становление мировой политической мысли

Российская таможенная академия 4 1. История и становление мировой политической мысли

Слайд 6

Политические учения Древнего Востока
(Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем,

Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем,
что:
- политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания;
- первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер;
-господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства.

1.1 Политические учения Древнего Востока

Российская таможенная академия

5

Ведущие мыслители: Хаммурапи, Лао-цзы, Конфуций, Мо-цзы, Шэн-Ян, Будда и др.

Слайд 7

 Конфуций (551-479 гг. до н.э.)

древнекитайский философ, пропагандировал идеологию господствующего сословия, божественное происхождение

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) древнекитайский философ, пропагандировал идеологию господствующего сословия, божественное
власти императора, но отказывался от божественного происхождения государства.

Российская таможенная академия

6

Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»).
Он считал, что государство возникло из объединения семей (это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети).
Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

Слайд 8

Важное место в его учении занимает мудрость как основа управления (предполагает сочетание

Важное место в его учении занимает мудрость как основа управления (предполагает сочетание
наставления народа с наказанием) и учёт интересов народа в процессе управления государством.

древнекитайский философ, разработал учение, которое считалось идеологией угнетенных сословий, и обосновал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежала идея принадлежности народу верховной власти.

Российская таможенная академия

7

1.1 Политические учения Древнего Востока

Мо-Цзы
(479-400 гг. до н.э.)

Слайд 9

Российская таможенная академия

8

Древнекитайский философ, дал начало направлению, получившему название «легизм». Составленные им

Российская таможенная академия 8 Древнекитайский философ, дал начало направлению, получившему название «легизм».
проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Теоретические основы легизма:
- мораль и политика - противоположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль;
- основное средство управления государством - принуждение (человек подчиняется закону, т.к. боится наказания);
- страх выступает основой всего;
- управление государством базируется на принципе: правитель - деспот,
все остальные равны перед законом.

Шан Ян
(390-338 гг. до н.э.)

Слайд 10

Основатель религии «буддизм», критиковал брахманистскую политическую мысль, отверг мысль о Боге

Основатель религии «буддизм», критиковал брахманистскую политическую мысль, отверг мысль о Боге как
как о верховном правителе мира, подверг критике систему варн, принцип их неравенства.

Российская таможенная академия

9

Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака».
Суть своего учения Будда выразил в четырех благородных истинах (страдание - его причина - состояние освобождения - путь к нему).

Провозглашая духовное равенство людей, идеи любви к ближнему, непротивления злу, равнодушие к жизни, нищете и угнетению, буддизм помогал удерживать в повиновении угнетенные массы.

Будда
(563-483 гг. до н.э.)

Слайд 11

1.2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима

Российская таможенная академия

10

Характерные черты политических

1.2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима Российская таможенная академия 10
учений этого этапа:
постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
становление их как относительно самостоятельной части философии;
всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм;
поиск и определение идеальной формы правления.

Ведущие мыслители:
Гомер,
Гераклит, Демокрит,
Протагор, Пифагор,
Сократ, Платон, Аристотель,
Лукреций, Цицерон и др.

Слайд 12

Российская таможенная академия

11

Древнегреческий философ стремился восстановить духовное единство полиса на основе

Российская таможенная академия 11 Древнегреческий философ стремился восстановить духовное единство полиса на
справедливости и добродетели, отстаивал принцип компетентного правления, согласно которому править должны знающие.

Исходя из нравственно-разумной основы государства, он заложил традицию разделения форм правления на:
правильные (монархию, аристократию и демократию)
и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию).

Сократ
(469-399 гг. до н.э.)

Слайд 13

государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в

государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в
одиночку;
залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
сословие стражей должно защищать государство;
земледельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

древнегреческий философ, автор диалогов «Государство» и «Законы», публично высказывал следующие идеи:

Российская таможенная академия

12

Платон
(427-347 гг. до н.э.)

Слайд 14

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

В своих трактатах («Политика» и др.):
выдвинул предположение

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) В своих трактатах («Политика» и др.): выдвинул
о естественном происхождении государства;
назвал человека политическим существом;
классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
выделил:

правильные формы государственного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо и
неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;
залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан;
высказывал идею верховенства закона.

Российская таможенная академия

13

Слайд 15

Древнеримский политик и философ, автор диалогов «О государстве» и «О законах», рассматривал

Древнеримский политик и философ, автор диалогов «О государстве» и «О законах», рассматривал
государство как дело, достояние народа, причем народ, по его мнению, не любое собрание людей, а «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Цицерон выделял три формы правления государством:
– царскую власть,
аристократию (власть оптиматов) и
демократию (власть народа). При этом наилучшим он считал государство, обладающее смешанной конституцией, которая образуется путем равномерного смешения положительных свойств всех трех простых форм правления.

Российская таможенная академия

14

Цицерон
(106-43 гг. до н.э.)

Слайд 16

Ведущие мыслители этого периода: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и

Ведущие мыслители этого периода: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и др.
др.

Российская таможенная академия

15

1.3. Политические учения Средневековья

Особенности :
перемещение центра тяжести
в общественном сознании
от государства к церкви,
к проблемам религии,
безраздельное господство католической церкви
в духовной жизни;
политическая наука стала отраслью богословия,
догмы религии приобретали
форму законов;
социально-политическая мысль развивалась усилиями
религиозных деятелей;
обоснование теологической теории появления государства
и политической власти.

Слайд 17

Российская таможенная академия

16

1.3. Политические учения Средневековья

Римский идеолог и деятель христианской церкви, заложил

Российская таможенная академия 16 1.3. Политические учения Средневековья Римский идеолог и деятель
основы христианской политической теории. Его политические идеи изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др.

Государство рассматривалось Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство - это множество людей, объединенных общественными связями.

Августин Блаженный
(354-430 гг.)

Государство, по мнению Августина, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды, есть господство силы (дьявола).

Слайд 18


Итальянский философ и теолог, в своем трактате «О правлении государей» пытался

Итальянский философ и теолог, в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить
соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

Российская таможенная академия

17

Фома Аквинский
(1225-1274 гг.)

Его идеи:
- власть устанавливается Богом, поэтому в интересах общественного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым человеком своих обязанностей;
государство также является божественным установлением;
допускал, что могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение;
- государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

Слайд 19

Российская таможенная академия

18

Иоанн Солсберийский
(ок. 1115-1180 гг.)

Английский богослов и юрист, автор трактата «Поликратик», выдвигал

Российская таможенная академия 18 Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180 гг.) Английский богослов и
идею ограничения светской власти за счет авторитета церкви и первым в Западной Европе систематизировал политическую теорию.

Согласно его учению, чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви. Государь для общества – то же, что голова для живого организма. Но править он может как ради общего блага, так и в своих собственных порочных интересах. Во втором случае правитель является тираном. Поскольку любая власть от Бога, люди должны подчиняться даже тиранам, но до тех пор, пока они не нарушают божественных законов и заповедей. В последнем случае «убить тирана не только законно, но и правильно и справедливо».

Слайд 20

Характерные черты политической мысли:
освобождение от теологии и стремление создать чисто

Характерные черты политической мысли: освобождение от теологии и стремление создать чисто светскую
светскую теорию;
развитие гуманистических начал в политической теории;
анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни;
обоснование революционных форм и методов переустройства общества.

Ведущие мыслители этого периода: Н.Макиавелли, М.Лютер, Т.Мор, Т.Компанелла, Ж.Боден, Т.Гоббс, Г.Гроций, Дж.Локк, Б.Спиноза и др.

Российская таможенная академия

19

1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Слайд 21

Российская таможенная академия

20

1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Никколо Макиавелли
(1469-1527 гг.)

Флорентинец

Российская таможенная академия 20 1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации Никколо
первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования, которое должно носить прикладной характер.

В своем труде «Государь» он:
дал самодержцам рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
обосновал положение о том, что народ не играет никакой роли в государстве;
поставил и пытался решить вопрос о соотношении политики и морали.

Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы.
Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско.

Слайд 22

Российская таможенная академия

21

1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Томас Гоббс
(1588-1679 гг.)

Английский

Российская таможенная академия 21 1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации Томас
мыслитель, автор труда «Левиафан», развил гражданскую трактовку политики, считал, что монархия - самая лучшая форма власти.

Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел: естественных и искусственных. Искусственным телом он считал государство.

Человек же, по Гоббсу, занимает промежуточное положение между естественными и искусственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства.

Слайд 23

Российская таможенная академия

1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

22

Джон Локк
(1632-1704 гг.)

английский

Российская таможенная академия 1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации 22 Джон
философ, основоположник либерализма. Он первым четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.

Политическая теория Локка, изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство.

Слайд 24

Российская таможенная академия

18

1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Бенедикт Спиноза
(1632-1677 гг.)

Нидерландский

Российская таможенная академия 18 1.4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации Бенедикт
философ-материалист, автор труда «Политический трактат» и др.
По своим убеждениям был антиклерикалом,
противником монархии и сторонником республиканского правления .

Антиклерикализм Спинозы был связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления. Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

Слайд 25

Российская таможенная академия

24

1.5. Политические учения эпохи Просвещения и эпохи Нового времени

Особенности и

Российская таможенная академия 24 1.5. Политические учения эпохи Просвещения и эпохи Нового
характерные черты:
формирование либеральной политической идеологии;
обоснование необходимости разделения властей;
формирование идеи правового государства;
анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
формирование концепции прав человека и гражданина.

Основные представители:
Ш.Монтескье, Ж-Ж. Руссо,
Б. Констан, И.Бентам,
О.Конт, И.Кант, Г.Гегель и др.

Слайд 26

Французский просветитель, автор труда «О духе законов» , в котором он изложил

Французский просветитель, автор труда «О духе законов» , в котором он изложил
теорию разделения властей.

Российская таможенная академия

25

Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь взаимным сдерживанием и разделением властей на: законодательную, исполнительную и судебную власти.

Шарль Монтескье (1689- 1755 гг.)

Слайд 27

Российская таможенная академия

26

Жан-Жак Руссо
(1712-1778 гг.)

Французский философ, в трактате «Об общественном договоре,

Российская таможенная академия 26 Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) Французский философ, в трактате
или принципы политического права» критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения «естественное состояние» догосударственного человечества и идеальную модель возможного общественного устройства.

Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей,
по мнению Руссо, приводят, главным образом, первых,
к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.

Слайд 28

Российская таможенная академия

27

Иммануил Кант
(1724-1804 гг.)

Немецкий философ, в труде «Метафизика нравов» обосновал,

Российская таможенная академия 27 Иммануил Кант (1724-1804 гг.) Немецкий философ, в труде
что государство - это объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

Гражданин в этом государстве, считал Кант, должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общение с их взаимными выгодами для различных государств.

Слайд 29

Немецкий философ, в своем труде «Философия права» поставил вопрос о взаимосвязи социально-экономической

Немецкий философ, в своем труде «Философия права» поставил вопрос о взаимосвязи социально-экономической
и политической сфер гражданского общества и государства.

Российская таможенная академия

28

1.5. Политические учения эпохи Просвещения и эпохи Нового времени

Георг Гегель
(1770-1831 гг.)

Гегель считал, что гражданское общество - сфера развёртывания частных, особенных интересов отдельных личностей, государство - сфера общего и всеобщего (всеобщее - есть только право и должно распространяться на всю область особенного).

Слайд 30

Российская таможенная академия

29

1.6. Современные политические учения

Современная политическая наука в своем развитии прошла

Российская таможенная академия 29 1.6. Современные политические учения Современная политическая наука в
три этапа:

Первый этап
(конец XIX - конец 40-х гг. XX вв.)
характеризуется исследованием проблем политической власти и ее социальных основ.
В этот период увидели свет:
теория заинтересованных групп (А.Бентли);
теория элиты (правящего класса) (Г.Моска, В.Парето); социологическая теория государства (М.Вебер);
теория олигархизации власти (Р.Михельс);
психологическая теория власти (Г.Лассуэл).

Слайд 31

Второй этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.)
поворот к

Второй этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) поворот
проблемам либерализации
политической жизни, демократии, социальной политики государства.
В этот период созданы:
новая теория демократии (И.Шумпетер); плюралистическая теория демократии (Р.Даль);
теория партисипаторной демократии (К.Макферсон, Дж.Вольф, Б.Барбер);
концепция государства всеобщего благосостояния, общества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер).

Российская таможенная академия

30

1.6. Современные политические учения

Слайд 32

Российская таможенная академия

31

1.6. Современные политические учения

Третий этап
(середина 70-х гг. XX в.

Российская таможенная академия 31 1.6. Современные политические учения Третий этап (середина 70-х
– н.в.)
разработка и развитие новых парадигм политической науки.
В этот период были созданы:
футурологическая концепция единого мирового государства (С.Кларк, К.Сон);
концепция постиндустриального общества (Д.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрайт, З.Бжезинский);
концепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит, Е.Масуда);
концепция национального интереса (Г.Моргентау); теория элитарной демократии (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен);
силовая концепция власти (Ч. Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Моргентау).

Слайд 33

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы:

Российская таможенная академия

32

англо-американская -

В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы: Российская таможенная академия 32
разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С.Липсет, К.Райт, С.Хантингтон, Г.Моргентау, Дж.Сартори, Р.Дарендорф);

французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М.Дюверже, Ж.Бурдо, М.Крозье, Р.Арон);

немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г.Майер, И.Флетчер);

польская – осуществляет концептуальные исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы
(Е.Вятр, Т.Бодио, А.Боднар, К.Опалэк, Ф.Рышка).

Слайд 34

Российская таможенная академия

33

2. Развитие общественно-политической мысли в России

Российская таможенная академия 33 2. Развитие общественно-политической мысли в России

Слайд 35

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии

Русская общественно-политическая мысль как оригинальное образование мировой политической науки в своем развитии
прошла пять этапов:

Российская таможенная академия

34

2. Развитие общественно-политической мысли в России

Первый этап (XI-XVI вв.).

Киевский митрополит Иларион в трактате «Слово о законе и благодати» сформулировал идеи, касающиеся развития государства и общества:
-закон и вера определяют жизнь народа;
-к истине ведет верное соотношение закона и веры;
- ранее появился закон Моисеев (Ветхий завет), он хорош для иудеев (названы богоизбранными), но не годен для других;
- И.Христос дал людям благодать и истину, т.е. – новый закон (Новый завет), по которому все народы равны.

"Слово о законе, благодати и истине" митрополита Илариона Киевского"

митрополит Иларион Киевский

Слайд 36

Российская таможенная академия

35

Первый этап (XI-XVI вв.).

Дальнейшее развитие политические идеи Древней Руси

Российская таможенная академия 35 Первый этап (XI-XVI вв.). Дальнейшее развитие политические идеи
получили в следующих трудах: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», а также в летописях: Лаврентьевской (1377 г.), Новгородской (XIV в.), Ипатьевской (XV в.) и других.

Главная идея политической мысли Руси XV-го в. - величие власти Московских государей - была разработана монахом Филофеем в XVI веке и нашла свое отражение в теории «Москва - третий Рим». Согласно этой теории история человечества есть история великих всемирных государств:
первое - Рим, погибло из-за ереси;
второе - Византия, завоевано неверными - турками;
третьим Римом стала Москва.
Ей до предначертанного Богом конца света предписано быть хранительницей православия. Москва - третий Рим, «а четвертому не быти».

Повесть временных лет

Монах Филофей

Слайд 37

Российская таможенная академия

36

Второй этап (конец XVII - первая четверть XIX в.)

Этап связан

Российская таможенная академия 36 Второй этап (конец XVII - первая четверть XIX
с именем Петра I, который оформил русское феодальное государство в абсолютную монархию, положил начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны.

Это период образования и укрепления абсолютизма в политической мысли России. В эпоху «просвещенного абсолютизма», связанного с правлением Екатерины II, сложились два направления в развитии политической мысли:
- идеология феодальной аристократии, стремившейся упрочить свое положение путем ограниченной монархии; -политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

Яркий след оставили :
Ф.Прокопович, В.Татищев, И.Посошков, М.Щербатов, С.Десницкий, А.Радищев и др.

Петр I

Екатерина II

Слайд 38

Российская таможенная академия

37

Второй этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.)

Феофан

Российская таможенная академия 37 Второй этап (конец XVII в. - первая четверть
Прокопович (1681-1736 гг.), защитник Петровских преобразований, полагал, что: образование государства - результат договора «гражданского союза» людей с будущим государем; народ при этом не может расторгнуть такой договор; содержание договора и выбор конкретного правителя - божественный промысел; лучший «образ правления» - неограниченная монархия; нужно осуждать ограниченную монархию; аристократия и демократия должны быть подвергнуты критике; церковь не должна иметь превосходство над светской властью.

Василий Татищев (1686-1750 гг.) был идеологом «просвещённого абсолютизма» и автором оригинальной теории происхождения государства и теории происхождения социального неравенства (теория 3-х «узд неволи»): первая узда - подчинение родителям; вторая узда - человек добровольно идёт в услужение другому, не имея возможности себя прокормить и защитить; положение о нерасторжимости такого договора составляло основу крепостного права (этому положению вещей противопоставляется договор о создании «общенародия», или республики); третья узда - насильственное лишение воли, рабство; это противоправно, но необходимо.

Феофан Прокопович

Василий Татищев

Слайд 39

Российская таможенная академия

38

Иван Посошков (1652-1726 гг.) отражал взгляды и идеи нарождавшейся буржуазии.

Российская таможенная академия 38 Иван Посошков (1652-1726 гг.) отражал взгляды и идеи
В своих трудах он: провел идею «общего блага», которое должен обеспечить абсолютный монарх; выдвинул требование сильной централизованной власти в стране; выступил против аристократии и демократии; выдвинул тезис о том, что власть царя подобна власти Бога; предложил чётко определить права каждого сословия и его обязанности перед государством; выдвинул идею о том, что помещики владеют крестьянами временно, пока служат государю; предложил устроить единый суд для всех сословий.

Михаил Щербатов (1733-1790 гг.) выступал как защитник крепостничества, аргументируя это историческими, экономическими и юридическими фактами, рисуя идиллическую картину взаимоотношений между помещиками и крестьянами; предлагал строить государство на основе чётко зафиксированной в законе сословной организации; считал, что верховная власть должна принадлежать императору.

Иван Посошков

Михаил Щербатов

Второй этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.)

Слайд 40

Российская таможенная академия

39

Семен Десницкий (1740-1789 гг.) выдвинул оригинальную теорию возникновения государства, связывая

Российская таможенная академия 39 Семен Десницкий (1740-1789 гг.) выдвинул оригинальную теорию возникновения
его появление с частной собственностью (по его мнению, у первобытных народов не было законов, правительств, государства); пытался исторически подойти к таким институтам, как семья и собственность; выступал как сторонник ограничения абсолютной власти монарха; предлагал выделить различные ветви власти, причём сделать их частично независимыми от воли монарха; выступал с осуждением крепостничества, так как в его условиях нельзя применить многие прогрессивные методы.

Александр Радищев (1749-1802 гг.) в знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» изложил теоретические основы политической программы и свои взгляды на происхождение и сущность государства: образование государства связано с возникновением собственности; государство возникает в результате договора в целях защиты слабых и угнетённых; критиковал крепостничество, выдвигая против него ряд юридических, экономических и нравственных возражений; подверг критике весь государственный аппарат абсолютизма; отверг теорию просвещённого абсолютизма; говорил об отсутствии связи между абсолютным монархом и народом; выдвинул идею народной революции, обосновывая право народа на восстание в том случае, если нарушен общественный договор и ущемлён народный суверенитет.

Семен Десницкий

Александр Радищев

Второй этап (конец XVII в. - первая четверть XIX в.)

Слайд 41

Российская таможенная академия

40

Начало ему положило восстание декабристов.
Основные идеи этого этапа:
обоснование

Российская таможенная академия 40 Начало ему положило восстание декабристов. Основные идеи этого
революционных планов коренного преобразования государственного строя в России;
критика деспотизма в организации государственной власти;
необходимость конституционной монархии, разделения властей, правового государства;
поиск путей развития (самобытный и общеевропейский) государства.

Наиболее видными мыслителями этого этапа были:
- представители идеологии либерализма Н.С.Мордвинов (1754-1845) и Н.Н.Сперанский (1772-1839);
идеологи декабристов Н.М.Муравьев (1795-1843), радикал П.И.Пестель (1793-1826), С.П. Трубецкой (1790-1860);
славянофилы и западники П.Я. Чаадаев (1794-1856),
К.С. Аксаков (1817-1860), А.С. Хомяков (1804-1860),
И.В. Киреевский (1806-1856), К.Н. Леонтьев (1831-1891);
- представители российского революционного демократизма: А.И.Герцен (1812-1870), В.Г.Белинский (1811-1848), Н.Г.Чернышевский (1828-1889);
- народники М.А.Бакунин (1814-1876), П.Л.Лавров (1828-1900), П.Н.Ткачев (1844-1885);
- марксисты Г.В. Плеханов (1856-1918) и др.

Третий этап (вторая четверть XIX в. - октябрь 1917 г.).

Слайд 42

Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.).

Российская таможенная академия

41

КоммунистическийПосле октябрьской

Пятый этап (начало 90-х годов XX-го в. по н.в.). Российская таможенная академия
революции 1917 года и установления советской власти в России российская политическая наука развивалась только в одном направлении – теории марксизм-ленинизм. Наиболее видными мыслителями этого этапа были В.Ленин, И.Сталин и др. Политическая наука превратилась в наукообразный официоз, идеологическое обеспечение политики ВКП(б) - КПСС. В рамках научного коммунизма рассматривались некоторые вопросы политической теории, но споры носили в основном схоластический и ограниченный классовый характер.

Этап ознаменован началом в России своеобразного ренессанса классической и неоклассической политической мысли.

Четвертый этап (октябрь 1917 г. - начало 90-х гг. ХХ в.)

Слайд 43

Характерные черты российской политической мысли:

42

Российская таможенная академия

Характерные черты российской политической мысли: 42 Российская таможенная академия

Слайд 44

Российская таможенная академия

43

Заключение:

Многовековая история политической мысли, включая ее развитие за последнее столетие

Российская таможенная академия 43 Заключение: Многовековая история политической мысли, включая ее развитие
в рамках самостоятельной отрасли научного знания - политологии, это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и политической действительности, трудного поиска наилучшей модели политического устройства и развития.
Имя файла: История-развития-политических-учений.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0