История мировой культуры. Введение в курс

Содержание

Слайд 2

Введение в курс

Введение в курс

Слайд 3

История мировой культуры – это дисциплина, в центре внимания которой находятся отдельные

История мировой культуры – это дисциплина, в центре внимания которой находятся отдельные
исторические периоды в развитии мировой культуры.
История культуры – раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Предмет истории культуры – ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.

Слайд 4

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их
на несколько групп.
В первую вошли описательные определения. Например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.
Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни.
В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение.
В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она – продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

Слайд 5

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Во-первых,
культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

Слайд 6

«В современном языке термин "культура" употребляется очень часто преимущественно в двух значениях

«В современном языке термин "культура" употребляется очень часто преимущественно в двух значениях
– "широком" и "узком".
В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику.
В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью».

Слайд 7

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917
гг.) – выдающийся английский этнограф, один из основателей антропологии.

Слайд 8

Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые

Хотя с тех пор в исходное определение добавляются все новые и новые
черты, суть культуры остается неизменной.
Ее можно сформулировать так:
Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры – широкое и узкое.

Слайд 9

Искуcство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего

Искуcство – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего
мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) – один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко – оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определенной области.
В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.
В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и ее результат – художественное произведение, т.е. объект, обладающий эстетической ценностью, материальный продукт художественного творчества, сознательной деятельности человека.

Слайд 10

Культурный артефакт – что-либо, созданное людьми и передающее информацию о культуре своих

Культурный артефакт – что-либо, созданное людьми и передающее информацию о культуре своих
создателей и пользователей; любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое, символическое содержание.

«Венеры палеолита» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются, главным образом, в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток, на большую часть Евразии: от Пиренеев до Байкала.

Слайд 11

Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных

Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных
между собой видов, соответствующих многогранностью самого отображаемого реального мира.
Виды искусства – формы творческой деятельности, различающиеся по способам выражения, воплощения, восприятия.
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям.
Основные из них, - слово (литература), звук (музыка), колористические и пластические материалы (изобразительное искусство).
Также обычно виды искусства делят на простые и сложные (синтетические). В основе простого вида искусств лежит одно средство художественного выражения. В основе сложного вида искусств лежат несколько средств художественного выражения (например, кинематограф).
Критерием является также предмет отображения: изобразительное искусство отображает внешнюю действительность, выразительное искусство воплощает внутренний мир (художественный образ не аналогичен действительности, можно сказать, что это продукт человеческого воображения).

Слайд 12

Согласно другой системе классификации, виды искусств подразделяют на три группы:
1. Статические.
2. Динамические.
3.

Согласно другой системе классификации, виды искусств подразделяют на три группы: 1. Статические.
Синтетические или зрелищные.
По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные.
По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные.
Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
1. Статические (пространственные) виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа.
2. Динамические (временные) виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция.
3. Пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами.

Слайд 14

По материалам искусство можно делить на виды, использующие:
традиционные и современные материалы (краски,

По материалам искусство можно делить на виды, использующие: традиционные и современные материалы
холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т.д. и т.п.) – изобразительное искусство;
звук (слышимые колебания воздуха) – музыка: классическая, академическая, электронная (музыкальные жанры и стили);
слово (единица языка) – литература;
современные способы хранения информации (цифровые) – медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись и др.;
- посредника-человека (исполнитель: актер, певец, клоун и т.д. и т.п.) – эстрада.

Слайд 18

В настоящее время, существует следующая общепринятая периодизация истории мировой культуры:
Первобытная культура (до

В настоящее время, существует следующая общепринятая периодизация истории мировой культуры: Первобытная культура
IV тыс. до н.э.).
В первобытном обществе первобытное искусство зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач.
Культура Древнего Мира (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.).
Основы искусства в современном понимании этого слова были заложены древними цивилизациями: египетской, вавилонской, персидской, индийской, китайской, греческой, римской, а также аравийской и др. Каждый из упомянутых центров ранних цивилизаций создал собственный уникальный стиль в искусстве, который пережил века и оказывал свое влияние на позднейшие культуры.

Слайд 19

Культура Средних веков (V – XIV вв.).
В Средние Века – это Византийское

Культура Средних веков (V – XIV вв.). В Средние Века – это
искусство, а также так называемый Каролингский Ренессанс – период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII – середине IX вв.
Искусство Средневековья – период истории искусства на Западе, длившийся около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на территории Европы, Среднего Востока и Северной Африки.
Общепринятой считается следующая периодизация искусства Средневековья: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды.

Слайд 20

Культура Возрождения или Ренессанса (XIV – XVI вв.).
Настоящим прорывом в развитии искусства

Культура Возрождения или Ренессанса (XIV – XVI вв.). Настоящим прорывом в развитии
стала эпоха Возрождения, т.е. эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи Возрождения – начало XIV в. – последняя четверть XVI в. и в некоторых случаях – первые десятилетия XVII в.
Отличительная черта эпохи Возрождения – светский характер культуры и ее антропоцентризм (интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение» - так и появился термин.
Важнейшая характеристика эпохи Возрождения – ренессансный гуманизм – европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

Слайд 21

Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (вторая половина XIII в. – XIV в.)
Раннее

Возрождение делят на 4 этапа: Проторенессанс (вторая половина XIII в. – XIV
Возрождение (начало XV в. – конец XV в.)
Высокое Возрождение (конец XV в. – 10-е – 20-е гг. XVI в.)
Позднее Возрождение (середина XVI в. – 90-е годы XVI в.)
Проторенессанс – этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е годы) и треченто (1300-е годы).
Далее идут: кватроченто – общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV в. (1400-е годы), соотносимой с периодом раннего Возрождения; чинквеченто (XVI в., 1500-е годы); сейченто (XVII в., 1600-е годы).
Маньеризм является финальной стадией Возрождения, переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным, динамичным трактовкам.

Слайд 22

Культура Нового Времени (XVI – XIX вв.).
Барокко (XVII в.)
Рококо (XVIII в.)
Классицизм. Неоклассицизм

Культура Нового Времени (XVI – XIX вв.). Барокко (XVII в.) Рококо (XVIII
(XVII – XIX вв.)
К этой же эпохе относятся отдельные явления, связанные с развитием культуры.
Сентиментализм (XVIII в.).
Романтизм (первая половина XIX вв.)
Реализм (вторая половина XIX вв.)
Символизм (конец XIX – начало ХХ вв.)

Слайд 23

Культура Новейшего Времени (конец XIX / начало ХХ вв. – настоящее время).
Общая

Культура Новейшего Времени (конец XIX / начало ХХ вв. – настоящее время).
линия в развитии искусства в XX – XXI вв. заключается в следующем:
Авангард (рубеж XIX – XX вв.)
Модернизм (первая половина ХХ в.)
Постмодернизм (вторая половина ХХ в.)
Постпостмодернизм (конец XX – начало XXI вв.)

Слайд 24

Общая характеристика зарубежной культуры в эпоху Новейшего времени (XX – XXI вв.).

Общая характеристика зарубежной культуры в эпоху Новейшего времени (XX – XXI вв.).

Слайд 25

Говоря о зарубежной культуре Новейшего времени, как правило, имеют ввиду искусство Запада.
Искусство

Говоря о зарубежной культуре Новейшего времени, как правило, имеют ввиду искусство Запада.
Запада – искусство стран Западной Европы и Северной Америки, т.е. европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям.
С начала XX в. в западноевропейской и американской художественной культуре усилился процесс «деконструкции» классической изобразительной системы и началась радикальная смена принципов традиционной эстетики.
В современной литературе это явление характеризуют как настоящий перелом, результатом которого явилось начало качественно нового переходного периода в культуре в целом.
Причины, приведшие к появлению этого феномена – многообразны и связаны со всеми процессами развития современной цивилизации.

Слайд 26

Магистральная линия нового, новаторского по своей сущности искусства ведет к снятию ценностных

Магистральная линия нового, новаторского по своей сущности искусства ведет к снятию ценностных
критериев и эстетических принципов классического искусства. В этом процессе можно выделить три тенденции:
1. Поиски новых изобразительных средств, стремление не только к обновлению видения предметного мира, но и отображению многомерного внутреннего мира человека, его психологического, психического, эмоционального состояния. Следовательно, создаваемые мастерами произведения становятся способом самовыражения.
2. Широкое распространение произведений так называемой «массовой культуры».
3. Складывание новой культурной среды, связанной с третьим (электронным) этапом пост-культуры.

Слайд 27

В чем же заключались исторические условия развития искусства стран Запада в ХХ

В чем же заключались исторические условия развития искусства стран Запада в ХХ
– ХХI вв.?
Кризис «классической» культуры в конце XIX – начале ХХ вв.: сущность, причины, проявления и последствия.
Начиная с середины XIX в. в развитии мировой художественной культуры и эстетическом сознании обнаружился грандиозный перелом, который продолжался на протяжении всего ХХ в. и прямо или косвенно был связан со все ускоряющимся научно-техническим прогрессом, следствием чего стали принципиальные сдвиги в общественном и личностном сознании, отход от Духа, от духовной в материальной сферу, стремление к переоценке традиционных ценностей культуры…
В целом речь идет о принципиальном отходе от большинства традиционных, «классических» по своему характеру представлений, методов, способов и форм художественно-эстетического мышления. История искусства XX в. полна поиска новых изобразительных возможностей и новых стандартов красоты, каждый их которых вступал в противоречие с предыдущими.

Слайд 28

Во второй половине XIX в. и художественная культура и эстетическое сознание начали

Во второй половине XIX в. и художественная культура и эстетическое сознание начали
все более энергично и последовательно отходить от «классичности» в самых разных направлениях.
Этому способствовало два фундаментальных фактора.
Во-первых, это всеобщая тенденция к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей, что, в частности, выразилось в том, что последняя треть XIX в. охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации.
В сфере философской эстетики этот процесс «узаконил» Фридрих Ницше, который сформулировал принцип релятивности духовных ценностей.
Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Слайд 29

Фридрих Ницше – немецкий мыслитель, родоначальник «философии жизни», один из наиболее влиятельных

Фридрих Ницше – немецкий мыслитель, родоначальник «философии жизни», один из наиболее влиятельных
предшественников неклассической эстетики. Все творчество Фридриха Ницше пронизано стремлением вырваться за узкие рамки западного рационалистического образа мышления и утвердить спонтанный взгляд на жизнь, творчество, искусство. В концентрированном виде основные идеи его мировоззрения отражены в книге «Так говорил Заратустра» (1883-1884 гг.).
Фридрих Ницше одним из первых в Европе наиболее остро ощутил кризис культуры и своим творчеством он предвосхитил и спровоцировал многие феномены неклассической культуры.
Один из главных тезисов философии Фридриха Ницше – культура больна, человечество больно, человек болен и, вследствие этого, вырождается. Все требует лечения, которое он начинает с глобальной «переоценки всех ценностей» традиционной культуры.

Фридрих Ницше
(1844-1900)

Слайд 30

Человечество, утверждает Фридрих Ницше, устало от такого человека, и он предлагает ему

Человечество, утверждает Фридрих Ницше, устало от такого человека, и он предлагает ему
для выздоровления новые идеалы и новые ценности. Отказ от диктата и культа разума и традиционной морали, выход «по ту сторону добра и зла», т.е. отказ от одномерных и однозначных оценок. Раскрепощение тела, инстинкта, возврат к полноценной нескованной никакими условностями физиологической жизни, к Дионису и связанному с ним дионисийству, как символам здоровой природной жизни, основанной только на человеческих инстинктах, а также глубинной оптимистической воле к жизни.
Как итог – отказ от религии, Бога, связанной с ними христианской духовности, как ложных понятий, убивающих жизнь, культуру, человечество. Преодоление современного человека (слабого, больного, безвольного) в пользу выведения новой породы людей, лишенных всех современных пороков и предрассудков, - порождение «сверхчеловека», которому дозволено все. Вседозволенность же – признак аристократизма и величия нового человека.
Таким образом, Фридрих Ницше предвосхитил развитие новой, неклассической культуры, при этом ее деятели активно опирались на идеи Фридриха Ницше как на свой мощный и проверенный временем теоретический фундамент.

Слайд 31

Во-вторых, не меньшую роль сыграло беспрецедентное по своим масштабам развитие технологий.
Развитие научно-технического

Во-вторых, не меньшую роль сыграло беспрецедентное по своим масштабам развитие технологий. Развитие
прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятия ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.
Научно-технический прогресс – феномен середины XIX – XX вв., характеризующийся уникальным в истории цивилизации лавинообразным процессом развития естественнонаучных и технических знаний и бурным развитием на их основе современной техники и технологий. С этим процессом связаны также материалистические и атеистические тенденции в мировоззрении.
Научно-технический прогресс – феномен середины XIX – XX вв., характеризующийся уникальным в истории цивилизации лавинообразным процессом развития естественнонаучных и технических знаний и бурным развитием на их основе современной техники и технологий. С этим процессом связаны также материалистические и атеистические тенденции в мировоззрении.
Среди главных интенций развившейся на основе НТП техногенной цивилизации можно указать на гипертрофированное увлечение научной рациональностью, веру в якобы безграничные возможности человеческого разума, неуемное стремление к подчинению природы человеку и попытки ее преобразования по узко-потребительским меркам.

Слайд 32

Художественная культура отреагировала на НТП практически немедленно появлением таких качественно новых направлений,

Художественная культура отреагировала на НТП практически немедленно появлением таких качественно новых направлений,
как символизм, а также авангард, модернизм, постмодернизм, а также новейшими видами технических и электронных искусств.
Крупные достижения в областях психологии, а также в первую очередь в естественных науках – математике и физике, химии, биологии, медицине, кибернетике, кроме того – изобретение – фотографии, кинематографа, радио, телевидения, звуко- и видеозаписи, компьютера и связанных с ним возможностей аудио-визуального конструирования, а также коммуникативных сетей (Глобальная сеть Интернет), создание ядерного оружия и других средств массового уничтожения, выход человека в Космос – все эти достижения НТП нарушили или поставили под вопрос многие традиционные представления человека о ценностях, о смысле жизни, роли и месте в ней всех институтов культуры, в том числе и самой Культуры в целом.

Слайд 33

Активизировался процесс дегуманизации Культуры. Из нее выхолащиваются изначально присущие ей духовность и

Активизировался процесс дегуманизации Культуры. Из нее выхолащиваются изначально присущие ей духовность и
антропность. Самым непосредственным образом все это отразилось на искусстве. Оно стало утрачивать или существенно модифицировать свои традиционные и, казалось бы, незыблемые основания, например, мимесис.
Мимесис (др.-греч. μίμησις – подобие, воспроизведение, подражание) один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле – подражание искусства действительности.
Вслед за этим начали активно меняться вплоть до полного исчерпания своих возможностей и традиционные средства художественного выражения.

Слайд 34

Безусловно, на развитие искусства стран Запада в ХХ в. влияние оказывали различные

Безусловно, на развитие искусства стран Запада в ХХ в. влияние оказывали различные
факторы, которые можно разделить на несколько групп:
1.Научно-технические факторы.
В ХХ в. исключительное влияние оказывали теории, появление которых связано с деятельностью А. Эйнштейна и З. Фрейда.

Слайд 35

Альберт Эйнштейн

Теория относительности Альберта Эйнштейна и другие великие открытия в физике

Альберт Эйнштейн Теория относительности Альберта Эйнштейна и другие великие открытия в физике
и математике обосновали новую, релятивистскую, картину мира (пришедшую на смену механистической), исходящую из признания органической связи пространства и времени с движением материи и вытекающего отсюда вероятностного характера естественнонаучных законов и, соответственно, вероятностной, относительной природы научной истины.

Слайд 36

Зигмунд
Фрейд

Теория бессознательного Зигмунда Фрейда способствовала распространению иррационального подхода в попытках

Зигмунд Фрейд Теория бессознательного Зигмунда Фрейда способствовала распространению иррационального подхода в попытках
объяснить происходящие в мире (в том числе с участием людей) процессы.

Слайд 37

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической

Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической
абсолютизации относительности и условности содержания познания.
Релятивизм – это, другими словами, относительность, условность и субъективность человеческого познания.
Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма – отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.

Слайд 38

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный, нелогичный) – философские концепции и учения, ограничивающие

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный, нелогичный) – философские концепции и учения, ограничивающие
или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.
Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами.
Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер и др.

Слайд 39

2.Социально-экономические факторы.
3.Политические факторы.
В данном случае речь идет о крупнейших социально-экономических и политических

2.Социально-экономические факторы. 3.Политические факторы. В данном случае речь идет о крупнейших социально-экономических
событиях, относящихся к ХХ в., которые оказали колоссальное влияние на массовое и индивидуальное сознание людей, способствуя переоценке прежних ценностей.
4.Ментальные факторы.
Другими словами, возникновение и развитие многочисленных моделей мышления – политического (марксизм, как альтернатива традиционным направлениям – либерализму и консерватизму, национализм и е его радикальные проявления – нацизм, фашизм, а также неолиберализм, неоконсерватизм, анархизм и др.) и экономического (теория марксизма и вытекающие из нее идеи социализма и коммунизма, как альтернатива концепции капитализма в ее буржуазном срезе, кейнсианство, монетаризм и др.).
5.Фактор глобализации.
Растущая глобализация привела к взаимопроникновению и взаимовлиянию культур, способствовала формированию качественно новых, основанных на широком использовании элементов культур разных народов мира, видов искусства. Размывание границ региональных культур привело к их осмыслению как частей единой глобальной культуры.

Слайд 40

АВАНГАРД (И́ЗМ) (от франц. avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение

АВАНГАРД (И́ЗМ) (от франц. avantgarde – передовой отряд), наиболее радикальное художественное течение
в культуре 20 в. Заимствованный из военной лексики термин подчёркивает роль авангардистов как первооткрывателей невиданного прежде искусства, созвучного новому столетию, борцов с устоявшейся веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой. В нач. 20 в. возникло множество авангардных направлений: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм и др. Часть исследователей считает 1920-е гг. завершающим этапом авангардизма, другие отодвигают его временные границы до появления постмодернизма.

Слайд 41

МОДЕРНИ́ЗМ (фр. modernisme, от moderne – новейший, современный), обобщающее название новых художественных

МОДЕРНИ́ЗМ (фр. modernisme, от moderne – новейший, современный), обобщающее название новых художественных
течений кон. 19 – нач. 20 в., порвавших с традиционным искусством, отказавшихся следовать натуре и утверждавших новизну и оригинальность художественного видения.
Зарождение модернизма относится к 1860-м гг., когда с реформой живописи выступили импрессионисты, а в архитектуре появились каркасная конструкция и железобетон. Термин охватывает такие направления искусства 20 в., как фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм, абстракционизм и др. Для представителей модернизма характерен интерес к новизне изобразительных средств, творческим экспериментам.
Термин «модернизм» получил распространение в советской эстетике и критике со второй пол. 1950-х гг. и имел первоначально негативное значение, будучи синонимом «шарлатанства» в искусстве.
В 1960-е гг. наступило время постмодернизма, стремившегося стереть грани между высокой и массовой культурой.

Слайд 42

ПОСТМОДЕРНИ́ЗМ, совокупность тенденций в архитектуре и изобразительном искусстве второй пол. 20 в.,

ПОСТМОДЕРНИ́ЗМ, совокупность тенденций в архитектуре и изобразительном искусстве второй пол. 20 в.,
связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией – сосуществованием с ней, принципиальным сосуществованием и взаимопереплетением различных стилей. Исходя из того, что в кон. 20 в. создать что-либо новое невозможно, постмодернисты допускают в своём искусстве эклектику, использование «цитат» из стилей прошлого и элементов массовой культуры. Усиливаются моменты интеллектуальной игры, диалога со зрителем.

Слайд 43

Симулякр (simulacre — фр.)
Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики. Занимает в ней

Симулякр (simulacre — фр.) Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики. Занимает в
место, принадлежавшее в классических эстетических системах художественному образу. С. — образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности.

Слайд 44

Применительно к современному этапу развития культуры все чаще используют термин Постпостмодернизм –

Применительно к современному этапу развития культуры все чаще используют термин Постпостмодернизм –
новейшее течение неклассической эстетики конца XX в. В классификационном плане наследует модернизму и постмодернизму и трактуется как один из этапов эпохи «постмодерности»; конец «героического» периода постмодернизма и перехода к «мирной жизни»; свидетельство исчерпанности, усталости постмодернизма.
Постпостмодернизм в отличие от модернизма и постмодернизма, выдвигает некоторые новые эстетические и художественные каноны, а не те или иные общие подходы к эстетическому. Его эстетическая специфика состоит в создании принципиально новой художественной среды «технообразов», чье сущностное отличие от традиционных «текстообразов» заключается в замене интерпретации «деланием», интерактивностью, требующими знания «способа применения» художественно-эстетического инструментария, «инструкции».
Имя файла: История-мировой-культуры.-Введение-в-курс.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0