История преподавания психологии в России

Слайд 2

Преподавание психологии в XVIII—XIX веках

В истории преподавания психологии в российском высшем образовании

Преподавание психологии в XVIII—XIX веках В истории преподавания психологии в российском высшем
выделяются несколько периодов. Уставы университетов неоднократно подвергались изменению, что отражалось на составе преподаваемых дисциплин. Психология, как и философия, порой исключалась из программы на много лет и вновь восстанавливалась через некоторое время. Естественно, что за эти годы терялись кадры и накопленный опыт преподавания.
Преподавание психологии в светских учебных заведениях длительное время находилось под сильным влиянием традиций, сложившихся в рамках богословского образования. В духовной школе психология как учебный предмет была введена почти на целое столетие раньше, чем в светской школе, а процесс преподавания отличался большей стабильностью. В духовных академиях предусматривалась и подготовка преподавателей психологии.

Слайд 3

Преподавание психологии в рамках других дисциплин

В XVII в. психология становится отдельным от

Преподавание психологии в рамках других дисциплин В XVII в. психология становится отдельным
богословия предметом преподавания в Киево-Могилянской и Славяно-греко- латинской академиях. Сохранились рукописи читаемых в Киевской академии психологических курсов, среди которых "Трактат о душе" (1645— 1647) профессора философии И. Гизеля. Первые руководители и преподаватели Славяно-греко-латинской академии — братья Лихуды — в своих лекциях по психологии выступали истолкователями трактата Аристотеля "О душе" на основе комментариев, написанных Фомой Аквинским. В XVIII в. на базе складывавшихся веками воззрений на природу души в связи с развернувшимся в России просветительским движением формируются достаточно целостные психологические представления

Слайд 4

Первый Московский университет был учрежден 12 января 1755 г. и имел три

Первый Московский университет был учрежден 12 января 1755 г. и имел три
отделения, или факультета: юридический, медицинский и философский. На философском факультете работали четыре преподавателя: профессор философии, который должен был также обучать студентов логике, метафизике и нравоучению; профессор физики, обучавший физике экспериментальной и теоретической; профессор красноречия, обучавший ораторскому искусству и стихотворчеству; профессор истории русской и всеобщей. Психологии в качестве отдельного предмета в цикле философского факультета первого русского университета не было.

Слайд 5


В курсах по красноречию и риторике уделялось некоторое внимание вопросам психологии.

В курсах по красноречию и риторике уделялось некоторое внимание вопросам психологии. Традицию
Традицию в этом отношении заложил уже М. В. Ломоносов в книге "Риторика", изданной в 1748 г. Особый интерес представляло изложение учения о страстях, близкое к концепции Б. Спинозы. В более поздних пособиях психологические аспекты рассматривались более подробно. Так, например, в работе А. Г. Глаголева 1834 г. "Умозрительные и опытные основания словесности" был раздел, озаглавленный следующим образом: "Теория словесности, выводимая из начал психологии". В этом разделе рассматривались такие вопросы: "О способностях души", "О талантах художника, стихотворца и вообще писателя", "О тройственности целей и предметов красноречия, выводимой из трех сил ума"

Слайд 6

Психология как составная часть курса философии

Первым начал чтение лекций по философии И.

Психология как составная часть курса философии Первым начал чтение лекций по философии
Г. Фроман, который в 1761 — 1765 гг. вел курс логики, моральной философии и метафизики. И. М. Шаден несколько позже читал "Начальные основы философии", а И. А. Рост — "Натуральную философию".
Первое время лекции по философии и психологии были фактически чтением вслух "одобренных к употреблению" учебников. И. Г. Фроман читал по И. Г. Винклеру, другие — по Ф. X. Баумейстеру, по Н. Е. Кригеру и т.п. Позже, в XIX в., в качестве учебников философии использовались книги Л. Г. Якоба, К. В. Снелля, П. Д. Лодия и др.
Дело осложнялось тем, что преподаватели читали свои курсы на немецком языке или на латыни. Устав 12 января 1755 г. оставлял вопрос о чтении лекций на русском или латинском языке открытым. В п. 9 этого устава говорилось: "Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо на русском языке, смотря как по преимуществу материй, так и но тому, иностранный ли будет профессор или природный русский" [3]. Однако и русские профессора предпочитали читать лекции на латинском языке, поскольку на латыни были написаны руководства. Кроме того, чтение на латыни считалось признаком учености и хорошего тона. Студенты же знали эти языки плохо, поэтому эффективность такого преподавания была низкой.