История России 10 класс

Содержание

Слайд 2

9.6.11

Задание для учащихся

Выделить предпосылки возникновения государства у восточных славян.
Сформулировать суть дискуссий

9.6.11 Задание для учащихся Выделить предпосылки возникновения государства у восточных славян. Сформулировать
о возникновении государства.

Слайд 3

9.6.11

Соседи восточнославянских племен и их влияние на развитие государственности у славян.
Союзы восточнославянских

9.6.11 Соседи восточнославянских племен и их влияние на развитие государственности у славян.
племен и их центры.
Хозяйственная деятельность славян
Общественный строй славян
Предпосылки возникновения государства.

План урока

Слайд 4

9.6.11

1.Соседи восточных славян

Авары – тюркская орда, в середине VI
века вторглась в

9.6.11 1.Соседи восточных славян Авары – тюркская орда, в середине VI века
Восточную Европу и
осела по берегам Дуная.
Хазары - – тюркская орда, заняли в VIII веке предгорья Кавказа.
Булгары
Угро-финские племена –север
Племена балтов – северо-запад

Воен-ные кон-флик-ты

Слайд 5

9.6.11

2.Союзы восточнославянских племен и их центры.

В VIII веке шло формирование крупных племенных

9.6.11 2.Союзы восточнославянских племен и их центры. В VIII веке шло формирование
союзов восточных славян
Полян, центр – г.Киев
Новгородские словене – центр г.г. Ладога и Новгород
Древляне – г.Искоротень
Дряговичи - на территории современной Белорусии
Вятичи – г.г.Ростов, Суздаль
Кривичи – г.Смоленск
Полочане – Г.Полоцк
Северяне – г.Чернигов

Слайд 6

9.6.11

3.Хозяйственная деятельность славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Преобладало подсечно-огневое земледелие (подсека).

9.6.11 3.Хозяйственная деятельность славян Основным занятием восточных славян было земледелие. Преобладало подсечно-огневое
В условиях подсеки сначала необходимо было вырубить деревья на участке леса. Оставшиеся пни выкорчевывали и сжигали, золой удобряя почву. Землю обрабатывали два-три года, а когда она переставала давать хороший урожай (сам-7, сам-10), её забра­сывали на многие годы и раскорчевывали новый участок.
Основными орудиями труда были деревянные сохи,  предназначенные для рыхления верхнего слоя почвы, удобренной золой. Они делались из еловых бревен, на которых оставляли длинные сучья. Также использовали топор и серп. В качестве тягловой силы жители лесной полосы применяли лошадей.
В лесостепной зоне, на юге, распространилась переложная система обработки земли, при которой выжигался участок степи и обрабатывался в течение нескольких лет.

Слайд 7

9.6.11

3.Хозяйственная деятельность славян

В VIII-IХ веках произошли большие изменения в земледелии. Появились пахотные

9.6.11 3.Хозяйственная деятельность славян В VIII-IХ веках произошли большие изменения в земледелии.
орудия с железными рабочими частями — рало, соха с металлическими сошниками, а затем и плуг с железным лемехом. Пашенное полевое земледелие стало вытеснять подсечное. В землях, населенных полянами и волынянами, начинает применяться двухполье и трехполье.
В условиях трехпольного севооборота поле делилось на три части. Первая засевалась яровыми культурами, весной. Осенью засевалась вторая часть – озимыми культурами.
Третья часть поля отдыхала под паром, и на ней пасли скотину. Трехпольная система позволяла длительно хозяйствовать на одном и том же участке земли, но не обеспечивала постоянно высоких урожаев.
Появление новых орудий труда и приемов земледелия способствовало тому, что ведение хозяйства стало доступным не только общине, но и каждой семье в отдельности.

Слайд 8

9.6.11

3.Хозяйственная деятельность славян

Вспомогательным занятием славян было огородничество. В качестве огородных культур выращивалась

9.6.11 3.Хозяйственная деятельность славян Вспомогательным занятием славян было огородничество. В качестве огородных
репа, редька, свекла, капуста, лук, чеснок.
Разводили славяне коров, свиней, а также лоша­дей. Однако, количество разводимых животных было невелико.
Трудные условия хозяйствования на земле, нестабильные результаты деятельности обусловили значительное развитие в землях славян промыслов и ремесел. Промысловая деятельность позволяла получить дополнительный доход и разнообразить питание.
 Основными промыслами были бортничество (собирание меда и воска диких пчел), добыча пушного зверя, рыболовство, сбор лесных ягод и грибов. Медом, воском и мехами платили дань князьям. Из меха также изготовляли верхнюю одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей, главным образом, куницы, слу­жили деньгами.
 Развивались и ремёсла — кузнечное, ювелирное дело, изготовление керамики, ткачество, плотницкое и столярное дело.

Слайд 9

9.6.11

В чем различия между подсечно-огневой и  трехпольной системами земледелия?  

9.6.11 В чем различия между подсечно-огневой и трехпольной системами земледелия?

Слайд 10

9.6.11

Общественный строй славян

Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и на своих

9.6.11 Общественный строй славян Первоначально восточные славяне жили «каждый своим родом и
местах», т.е. люди объединялись на основе кровного родства. Во главе рода стоял родовой старейшина, имевший большую власть. Отдельные роды объединялись в племена. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. К тому же усовершенствование орудий труда и приемов земледелия позволяло малой семье существовать самостоя­тельно. Теперь людей объединял, прежде всего, хозяйственные инте­ресы.    Кровнородственную    общину    сменила    соседская (территориальная) община — вервь.   Члены верви совместно владе­ли сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделе­ны между отдельными семейными хозяйствами. Перестала действо­вать власть родового владыки. На общий совет — вече - теперь схо­дились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. 

Слайд 11

9.6.11

Общественный строй славян

Усложняются отношения и связи между племенами. Участились военные походы и

9.6.11 Общественный строй славян Усложняются отношения и связи между племенами. Участились военные
столкновения, в результате которых, более сильные, могущественные племена подчиняли себе более слабые. Так складывались племенные союзы. Значительную роль в жизни племенных союзов вместо старейшин стали играть выборные военные вожди – князья и действующая на постоянной основе дружина. В случае серьезной военной опасности  князь собирал  всё мужское населе­ние — народное ополчении..

Слайд 12

9.6.11

Почему эпоха формирования племенных союзов оценивается рядом историков как «период военной демократии»?  

9.6.11 Почему эпоха формирования племенных союзов оценивается рядом историков как «период военной демократии»?

Слайд 13

9.6.11

Предпосылки возникновения государства.

1) развитие производительных сил;
2) формирование соседской общины;
3) развитие торговли, в

9.6.11 Предпосылки возникновения государства. 1) развитие производительных сил; 2) формирование соседской общины;
том числе международной;
4) рост имущественного неравенства;
5) появление системы управления;
6) наличие союзов славянских племен;
7) выделение племенной знати.

Слайд 14

9.6.11

Контрольные вопросы.    Какие названия восточнославянских союзов племен, входящих в древнюю Русь, вы

9.6.11 Контрольные вопросы. Какие названия восточнославянских союзов племен, входящих в древнюю Русь,
знаете? Какова история происхождения этих названий? 1. Что вы знаете о народе, проживавшем в древности на вашей малой родине? 2. Какую роль играло земледелие в жизни славянских племен? Как вы понимаете смысл определения «зона рискованного земледелия»? 3.  С чем связано значительное развитие промыслов и ремесел у славян? 4. В чем заключаются отличия общественного строя славян в эпоху родовой общины и складывания общины территориальной соседской (верви)? 5. Расскажите о соседях восточнославянских племен. Какую роль, по вашему мнению, это обстоятельство сыграло в формировании государства? 6. Расскажите о языческих верованиях славян. Подтвердите примерами утверждение о том, что славянское язычество отразило земледельческий характер деятельности народа.                                                  

Слайд 15

9.6.11

1.  Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах
Эти племена...не управляются одним челове­ком,

9.6.11 1. Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах Эти племена...не управляются
но издревле живут в на­родоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избег­нув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают ре­ки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, пан­цирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широ­ким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с вра­гами...Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.
На какие черты  жизни восточных славян обращает особое внимание византийский писатель? Как вы думаете, почему именно эта сторона жизни восточных славян особенно интересовала византийского писателя?

1.  Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах
Эти племена...не управляются одним челове­ком, но издревле живут в на­родоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избег­нув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают ре­ки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, пан­цирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широ­ким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с вра­гами...Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.
На какие черты  жизни восточных славян обращает особое внимание византийский писатель? Как вы думаете, почему именно эта сторона жизни восточных славян особенно интересовала византийского писателя?

Слайд 16

9.6.11

2. Ю.К.Краснов о происхождении государства на Руси.   «Особенности формирования древнерусского государства обусловлены

9.6.11 2. Ю.К.Краснов о происхождении государства на Руси. «Особенности формирования древнерусского государства
рядом факторов. Во-первых, это географический фактор. Русское государство возникло на огромном слабонаселенном пространстве, не имевшем четких природных барьеров, которые могли бы стать государственными границами. Во-вторых, на территории Восточно-Европейской равнины проживали племена, которых объединяла общность условий обитания, занятий и языческих верований. Но это были разные по этническому происхождению племена - славяне, угро-финны, балтские племена и другие. В-третьих, через территорию восточно-славянских племен проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Сосредоточение в одних руках централизованной охраны этого пути, таможенных пошлин несло очевидную выгоду, что способствовало объединению славянских племен и образованию единого древнерусского государства. В-четвертых, господство сходных языческих верований в момент возникновения государства, а затем принятия христианства при терпимом отношении к язычникам также способствовало интеграции племен, формированию единого духовного пространства.» Какие факторы не учтены в данном суждении? Прокомментируйте приведенный фрагмент, обоснуйте свое мнение.
Имя файла: История-России-10-класс.pptx
Количество просмотров: 144
Количество скачиваний: 0