История украинской земли в Санкт-Петербургском ЭрмитажеСокровища одного из крупнейших и богатейших музеев мираhermitage.ru
- Главная
- Разное
- История украинской земли в Санкт-Петербургском ЭрмитажеСокровища одного из крупнейших и богатейших музеев мираhermitage.ru
Содержание
- 2. Трипольская культура, IV тыс до н. э. Женская статуэтка. Глина, лепка, высота 16 см. Правобережная Украина,
- 3. Лесостепная культура VII в. до н.э. Курган 455, Приднепровье, село Макеевка (ныне Украина). Сосуд круглодонный. Глина;
- 4. Мельгуновский клад скифской культуры, кон. VII - нач. VI вв. до н.э. Древнейшее богатое погребении (бывш.
- 5. Скифская культура. Первая половина V в. до н.э. Крым (ныне Украина) Фигурка крылатого хищника Золото, бронза;
- 6. Ручка кратера (сосуда для смешивания вина с водой). Бронза; литье. 19.3x16 см, VI-V вв. до н.э.
- 7. Такие миниатюрные геммы обычно имели тройное назначение, служа одновременно украшением, личной печатью и амулетом. Изображение устрашающей
- 8. Курган Солоха, ныне Запорожская область (б. Таврическая губерния), IV в. до н.э. Раскопан в 1913 г.
- 9. Нашивная бляшка с изображением двух скифов Золото; штамповка. 2.5 см. Скифская культура. Конец V - начало
- 10. Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V - начало IV вв. до
- 11. Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V - начало IV вв. до
- 12. Скифское погребение, курган Солоха (б. Таврическая губерния). Раскопан в 1913 г. Н.И. Веселовским. Сосуд со сценой
- 13. Пластина трапецевидная с рельефным изображением боя конного и пешего воинов. Золото; металлопластика. 14x19 см Скифская культура.
- 14. Уздечное украшение IV в. до н.э. Золото. Выс. 41,4 см. Запорожская обл. (б. Таврическая губерния), курган
- 15. Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Огуз, ныне Нижнесерогозский район Херсонской области (бывшая Таврическая губерния).
- 16. Скифская культура. Курган Чертомлык, IV в. до н.э. близ Никополя Амфора. Серебро Гривна со львами на
- 17. Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Чертомлык близ Никополя. Источник поступления в музей: Императорская археологическая
- 18. Котел с тремя фризами орнамента. Бронза; литье. Выс. 47 см. Скифская культура 375-325 до н.э. Курган
- 19. Навершия. Скифская культура. IV в. до н.э. Нижнее Приднепровье, Томаковский район (ныне Украина). Относятся к группе
- 20. Александропольский курган, Приднепровье, правый берег Днепра (ныне Украина). Скифская культура. 350-300 гг. до н.э. Бронза; литье.
- 21. Нашивная бляшка в виде мужской бородатой головы. Золото; штамповка. Диам. 2 см. Скифская культура. 340-330 до
- 22. Диск с изображением головы Афины и подвесками. 400-350 гг. до н.э. Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь.
- 23. Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников. 400-350 гг. до н.э. Боспорское царство, курган Куль-Оба.
- 24. Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь, Крым. 400-350 гг. до н.э. Кубок шаровидный с изображениями сцен из
- 25. Пара золотых серег с фигуркой Артемиды 325-300 гг. до н.э. Крым, Некрополь Нимфей (найдены в 1866
- 26. Лекиф "Охота" Ксенофант Ок. 380 г. до н. э. Глина Высота 37см Большой лекиф арибаллической формы
- 27. Ладьевидные серьги с филигранными пальметками. Вторая четверть IV в. до н.э. Боспорское царство, Пантикапей. Деревянная гробница
- 28. Ника на квадриге. Серьги. IV в. до н.э. Золото. Найдены во время раскопок в 1853 году
- 29. Пара серег с подвесками в виде женской головки Около 350 г. до н.э. Боспорское царство, Пантикапей.
- 30. Херсонес, окрестности Севастополя. Перстень с изображением Афины. 300-280 гг. до н.э. Подстенный склеп 1012. Золото; литье,
- 31. Гера и Аполлон Метопы саркофага Аттика (?) Первая половина IV в. до н.э. Дерево Выс. 20см,
- 32. Росписи отделены друг от друга живописно исполненными коринфскими колоннами и представляют собой сюжетные композиции, отражающие либо
- 33. Сармато-аланская культура I-II вв. Нашивные бляшки (172 экз.). Золото; штамповка. 1.6x1.4 см. Раскопки А.А. Бобринского 1896
- 34. В III веке н.э. в результате передвижений различных народов в Северном Причерноморье сложилась Черняховская культура, охватившая
- 35. Фибула. Золото, серебро, гранаты, сердолик; ковка, пайка, инкрустация. 13,8 х 7,.5 см. Готская культура. Конец IV
- 36. Боспорское царство Конец IV - начало V вв. Данная эпоха нашла своё яркое отражение в материале
- 37. Блюдо с изображением императора Констанция II Серебро; выколотка, гравировка, инкрустация чернью, золочение. Диам. 25 см. Средина
- 38. Меч двулезвийный Кон. IV- нач. V вв. н.э. Железо. бронза, золото, гранаты, паста Длина сохранившейся части
- 39. Погребальная маска царя. III в. Некрополь Пантикапея. Керчь. Золото Фибула. Конец IV - начало V в.
- 40. Одно из богатейших сокровищ эпохи Великого переселения народов - значительная часть так называемого Перещепинского клада, датируемого
- 41. Перещепинский клад VII в., Полтавщина Кубок высотой 10 см смонтирован из резервуара и ножки сложной формы,
- 42. Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина). Эпоха Аварского и Хазарского Каганатов, Средина
- 43. Меч с кольцевым навершием в золотой облицовке. Перещепинский клад VII в. Золото, железо, стекло, ковка. Длина
- 44. Перещепинский клад, Полтавщина, средина VII в. Золотая гривна и парные золотые браслеты составляют набор, сделанный в
- 45. Рукомойный прибор Перещепинский клад 582-602 гг. Серебро, позолота Кувшин Выс. 28 см, диаметр ножки 9, 6
- 46. Перещепинский комплекс Монеты византийские с дырочками для нашивки на одежду (34 экз.). Золото; чеканка. Диам. 1.8
- 47. Музей хранит уникальное собрание археологических материалов и произведений древнерусского прикладного искусства X-XII веков. Несколько тысяч памятников
- 48. Киев XII в. Золото; перегородчатая эмаль Пластина с изображением Богоматери 3,8х3см Пластина с изображением апостола Марка
- 49. По некоторым свидетельствам, в спецхране Эрмитажа спрятаны архивы и личные вещи гетмана Ивана Мазепы. museum-ukraine.org.ua
- 50. Многие украинцы внесли неоценимый вклад в сокровищницу империи. В средине XIX в. в коллекцию Эрмитажа вошли
- 51. 11-12 марта 2004 г. в Эрмитаже состоялись чтения и выставка, посвященные 100-летию со дня рождения доктора
- 53. Скачать презентацию
Слайд 2Трипольская культура, IV тыс до н. э.
Женская статуэтка. Глина, лепка, высота
Трипольская культура, IV тыс до н. э.
Женская статуэтка. Глина, лепка, высота
Такие статуэтки характерны для раннетрипольской культуры. Широкие и глубокие линии геометрического орнамента, когда-то заполненные белой пастой, покрывают всю поверхность фигурки. Декор дополняется наколами, которые, вероятно, имитировали оттиски зёрен.
Биноклевидный сосуд. Глина; лепка, роспись. Выс. 15.5 см. Приднестровье, Черновицкая область, поселок Поливанов Яр, (ныне Украина). Источник поступления в музей: Институт истории материальной культуры (ИИМК) в Москве. 1955
Подобные сосуды появляются в конце раннего этапа Трипольской культуры и становятся ее характерной особенностью. Предположительно такие сосуды использовались в ритуальных действиях
Слайд 3Лесостепная культура VII в. до н.э. Курган 455, Приднепровье, село Макеевка (ныне
Лесостепная культура VII в. до н.э. Курган 455, Приднепровье, село Макеевка (ныне
Сосуд круглодонный. Глина; лепка. Выс. 9.7 см. Источник поступления в музей: Артиллерийский исторический музей в Ленинграде. 1932.
Этот вид посуды характерен для быта земледельческих племен лесостепи в скифское время, в частности, Среднего Поднепровья. В декорировке лощеной керамики у племен Среднего Поднепровья в VII-VI вв. до н. э. господствует геометрический узор, нанесенный при помощи резца или штампа и сочетающийся с инкрустацией белой пастой. Хотя в керамике скифского периода наблюдается эволюция форм и орнамента более ранних местных образцов, можно полагать, что художественная обработка сосудов в Среднем Поднепровье развивалась под воздействием культуры других племен, заселявших в те времена Пруто-Днестровское междуречье
Слайд 4Мельгуновский клад скифской культуры, кон. VII - нач. VI вв. до н.э.
Мельгуновский клад скифской культуры, кон. VII - нач. VI вв. до н.э.
В 1763 г. херсонский губернатор А.П. Мельгунов приказал раскопать курган, теперь известный как Литой, находящийся на расстоянии около тридцати пяти километров к западу от Елисаветграда (ныне город Кировоград). Найден ряд золотых и серебряных предметов скифского периода, отправленных в Академию Наук. Оттуда они были переведены в Эрмитаж, который с этого времени стал центральным хранилищем подобных находок.
Золотая бляха 6х4,8 см. На оборотной стороне имеются четыре ушка для крепления. В погребении было найдено 17 аналогичных массивных фигурок.
Фрагмент обкладки. Золото; тиснение. 11x26 см
Слайд 5Скифская культура. Первая половина V в. до н.э. Крым (ныне Украина)
Фигурка крылатого
Скифская культура. Первая половина V в. до н.э. Крым (ныне Украина)
Фигурка крылатого
Обкладка сосуда Золото; тиснение. 7.1x5.6 см Курган у Ак-Мечетской бухты, близ г. Черноморска
Коллекция памятников Северного Причерноморья дает возможность воссоздать многогранную картину жизни античного общества от VI в. до н.э. до IV в. н.э. Особая научная ценность собрания, равного которому нет в мире, определяется происхождением вещей из археологических комплексов. Его основу составляют материалы раскопок греческих городов и некрополей (Ольвия, Херсонес, территория Боспорского царства, остров Березань), проводимых с начала XIX века. Памятники представлены вещами привозными из разных районов античного мира, а также работами, соединившими варварскую традицию с греко-римским влиянием.
Слайд 6Ручка кратера (сосуда для смешивания вина с водой). Бронза; литье. 19.3x16 см,
Ручка кратера (сосуда для смешивания вина с водой). Бронза; литье. 19.3x16 см,
Ручка имеет вид волюты с фигурой Медузы-Горгоны, изображению которой греки приписывали защитные свойства. На Горгоне короткий хитон без рукавов, из-за спины выступают две пары крыльев. Под ногами узкий пьедестал, оканчивающийся полупальметками и протомами двух змей
Слайд 7Такие миниатюрные геммы обычно имели тройное назначение, служа одновременно украшением, личной печатью
Такие миниатюрные геммы обычно имели тройное назначение, служа одновременно украшением, личной печатью
Как и все греческое искусство, глиптика переживала в V веке до н.э. момент наивысшего развития. Резчик свободно и уверенно расположил на поверхности камня фигуру бегущей Медузы. Ее плавные контуры, изгибы крыльев и нижнего края хитона, украшенного орнаментом, гармонично вторят овальному очертанию халцедона. Созданная ионийским мастером инталья по стилю еще близка к архаическому искусству, но моделировка тела, просвечивающего сквозь прозрачный хитон, говорит уже о классической манере.
Медуза Горгона. V в. до н.э. Халцедон, золото 2,9х2,3см
Инталья в золотой оправе была найдена в одном из погребальных курганов Юз-Обы (по-татарски - сто холмов) под Керчью. Она исполнена на особо ценимой в классическую эпоху разновидности халцедона - добывавшемся в Малой Азии полупрозрачном голубом сапфирине.
Слайд 8Курган Солоха, ныне Запорожская область (б. Таврическая губерния), IV в. до н.э.
Курган Солоха, ныне Запорожская область (б. Таврическая губерния), IV в. до н.э.
Золотой гребень по своей композиции напоминает фасад греческого храма с колоннадой из девятнадцати зубцов, треугольным фронтоном с изображением трех сражающихся воинов и фризом из пяти лежащих львов. Детали, отлитые по восковой модели или кованные, тщательно отделаны с обеих сторон, затем спаяны. Уплощенные рельефные фигуры исполнены в реалистической манере, пластичны и естественны в своих движениях, хотя и подчинены симметрии общей схемы.
По стилю и качеству исполнения гребень - шедевр греческого мастера, работавшего для скифского заказчика и хорошо знавшего реалии варварского мира своего времени, включая этнографические особенности одежд, причесок и вооружения (скифского, греческого или фракийского).
Слайд 9Нашивная бляшка с изображением двух скифов Золото; штамповка. 2.5 см. Скифская культура.
Нашивная бляшка с изображением двух скифов Золото; штамповка. 2.5 см. Скифская культура.
Нашивная бляшка - одна из многих, обнаруженных при раскопках знаменитого кургана Солоха. Более 130 бляшек разного размера Н.И. Веселовский обнаружил лежащими вдоль ног скифского "царя". На каждой из них по четыре дырочки для пришивания бляшек на полосу ("лампас") вдоль шаровар. На каждой бляшке из тонкого золотого листка оттиснуты с помощью рельефного штампа изображения двух стоящих на коленях и прижавшихся друг к другу безбородых скифов, держащих один рог. Подобный сюжет известен у аналогичных (возможно, оттиснутых тем же штампом) бляшек из Бердянского кургана и в пронизи из кургана Куль-Оба. Датируются они 400-375 гг. до н.э.
Обычно сцена считается иллюстрацией рассказа Геродота о ритуале побратимства у скифов, хотя не все детали совпадают. Есть более позднее сообщение Лукиана о побратимстве в Скифии и о божествах или героях-покровителях дружбы. Заключение союза, более прочного, чем родственные узы, - обычай, возникавший у многих варварских народов, когда слабели их родовые отношения и на смену им приходили социальные связи. Новым для скифского искусства было и обращение к антропоморфным образам, хотя способ, каким мастер вписывает изображение в прямоугольную рамку бляшки соответствует скифской манере начала IV в. до н.э.
Слайд 10Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V -
Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V -
Фиала с изображениями животных. Золото; чеканка. Диам. 21 см
Слайд 11Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V -
Курган Солоха, впускное погребение (б. Таврическая губерния). Скифская культура, конец V -
Нашивная бляшка с изображением льва, терзающего голову оленя Золото; штамповка. 3 см
Бляшка в виде фигуры оленя. Золото; тиснение. Дл. 2.5 см
Бляшка с изображением рогатого льва. Золото; тиснение. 2.2 x 3.1 см
Слайд 12Скифское погребение, курган Солоха (б. Таврическая губерния). Раскопан в 1913 г. Н.И.
Скифское погребение, курган Солоха (б. Таврическая губерния). Раскопан в 1913 г. Н.И.
Сосуд со сценой охоты. Серебро, позолота, 400 - 375 гг. до н.э.
Слайд 13Пластина трапецевидная с рельефным изображением боя конного и пешего воинов. Золото; металлопластика.
Пластина трапецевидная с рельефным изображением боя конного и пешего воинов. Золото; металлопластика.
Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. После 1859
Возможно, пластина служила украшением конской сбруи. Она была найдена в кургане IV в. до н.э., в дромосе или в грабительском ходе, обнаруженном И.Е. Забелиным при раскопках кургана высотой 6 м, диаметром 53 м, в 10 км от правого берега Днепра. Курган оказался ограбленным, и раскопки 1859 г. не были завершены.
Возможно, изображен один из ритуальных поединков, которые разыгрывались на ежегодных солярных праздниках или при погребальном обряде. Скорее всего, смысл поединка был в воспроизведении мифа о двух (а не трех как в Солохском гребне) братьях, потомках змееногой богини, родоначальниках различных ветвей скифского племени. По Диодору Сицилийскому братья Пал и Нап были предками кочевников и земледельцев.
Пластина со сценой боя конного и пешего воинов - редкий, почти не имеющий аналогов, образец варварского сюжетного произведения искусства. В технике металлопластики подробно переданы доспехи и вооружение сражающихся, близкие тем, что изображены греческим мастером на Солохском гребне. Оба воина одеты в чешуйчатые панцири, у пешего - с металлическим нагрудником; их греческие (коринфские или халкидские) шлемы с наносниками, большими нащечниками и назатыльниками и навершиями в виде штырей увенчаны волосяными гребнями. На ногах бронзовые кнемиды. К поясам воинов слева подвешены гориты (колчаны). В руках всадника копье, оружие пехотинца неясно. У верхового коня подстрижена грива, но оставлен спереди клок, как у азиатских лошадей. Необычна "женская" посадка всадника - в позднеантичное время так сидели на конях тяжеловооруженные воины - катафрактарии.
Слайд 14Уздечное украшение IV в. до н.э. Золото. Выс. 41,4 см. Запорожская обл.
Уздечное украшение IV в. до н.э. Золото. Выс. 41,4 см. Запорожская обл.
На золотом конском налобнике из Цымбаловой могилы изображена змееногая богиня скифов Табити, от союза которой с Таргитаем, первым человеком в Скифии, прародителем племени и родоначальником царской династии, якобы и произошли скифы.
Рельеф выполнен греческим мастером, и потому фигура одета в эллинское платье, а голову увенчивает античный головной убор - калаф с огромной пальметкой. Вместо ног у богини завитки, оканчивающиеся головами грифонов и змей. Так греческий художник в привычной для него стилистической манере рисует скифскую легендарную полудеву-полуехидну, имевшую, по словам Геродота, верхнюю часть тела женскую, а нижнюю - змеиную.
hermitagemuseum.org/html_Ru/03/hm3_2_6f.html
Слайд 15Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Огуз, ныне Нижнесерогозский район Херсонской
Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Огуз, ныне Нижнесерогозский район Херсонской
Уздечные украшения Серебро; литье, гравировка. 9.5x5.5 см, дл. 3.7 см, 4.2 см. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1906
Слайд 16Скифская культура. Курган Чертомлык, IV в. до н.э. близ Никополя
Амфора. Серебро
Гривна со
Скифская культура. Курган Чертомлык, IV в. до н.э. близ Никополя
Амфора. Серебро
Гривна со
Рукоять меча. Железо, золото
Нашивная бляшка: богиня с зеркалом и скиф, пьющий из рога Золото; тиснение 3.5 см
Слайд 17Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Чертомлык близ Никополя. Источник поступления
Скифская культура. IV в. до н.э. Курган Чертомлык близ Никополя. Источник поступления
Обкладка горита (колчана для стрел). Золото; тиснение. 46x27 см
Слайд 18Котел с тремя фризами орнамента. Бронза; литье. Выс. 47 см.
Скифская культура
Котел с тремя фризами орнамента. Бронза; литье. Выс. 47 см.
Скифская культура
близ станицы Михайлово-Апостолово (ныне Украина).
Источник поступления в музей: Императорская
археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1897
Котел найденный в 1897 г. сочетает в себе признаки степных
сосудов V-IV вв. до н.э. обычного типа и совершенно уникальный
декор, использующий греческие мотивы. Бронзовые котлы
отливались скифами в земляных формах, ножки-подставки в
виде раструба изготовлялись отдельно. Обычны арочные ручки с
тремя выступами, но известны и фигурные ручки в зверином
стиле. В быту кочевников подобные сосуды, даже используемые
утилитарно, для приготовления пищи, всегда имели и культовое
значение. Вокруг котлов собирались отдельные семьи степняков,
но могло сходиться и все племя. Во время культовых церемоний
в них варили мясо жертвенных животных. Геродот (IV, 82) пересказывает скифское предание об огромном (он вмещал 600 греческих амфор) котле легендарного царя Арианта, на изготовление которого пошли бронзовые наконечники стрел, принесенных каждым
скифом. Он стоял в общескифском святилище Эксампей в качестве сакрального центра и оси всей Скифии как ее вещественный эквивалент.
Овальное тулово котла из Раскопаной Могилы украшено орнаментами греческого типа ("букрании" в сочетании с солярными знаками - "тетами", пальметками) и зигзагами, единственным обычным узором других скифских котлов. В этом декоре воплощены те же идеи, что лежали в основе замысла легендарного котла Арианта, и которые сводятся к простейшей космограмме: верхний фриз ассоциировался с небесной зоной Космоса, нижний - с хтонической, средний с его элементами растительного мира воплощает идею Мирового дерева. Строение скифской модели мира по вертикали находит аналогии в оформлении других памятников IV в. до н.э. - серебряной Чертомлыкской амфоры, пекторали Толстой могилы и др.
Слайд 19Навершия. Скифская культура. IV в. до н.э. Нижнее Приднепровье, Томаковский район (ныне
Навершия. Скифская культура. IV в. до н.э. Нижнее Приднепровье, Томаковский район (ныне
Аполлон на грифоне. Выс. 16.3 см. Курган Слоновская Близница. Всадник, оседлавший львиноголового грифона поражает копьем молодого оленя. Наиболее вероятна связь сюжета с Аполлоном Гиперборейским, культ которого был широко распространен в Северном Причерноморье. Очевидно, скифы отождествляли Аполлона с собственным религиозным персонажем - Гойтосиром. Искусная стилизация образов животных и вместе с тем неумелая трактовка человеческой фигуры выдают руку скифского мастера, скопировавшего композицию с античного произведения.
Борьба грифона с хищником. Выс. 13.3 см. Краснокутский курган. Фантастическое чудовище стилизовано в манере, характерной для греческих изображений гиппокампа - морского коня с хвостом рыбы. Навеянная мотивами греческого искусства сцена выполнена мастером из скифской среды.
Слайд 20Александропольский курган, Приднепровье, правый берег Днепра (ныне Украина). Скифская культура. 350-300 гг.
Александропольский курган, Приднепровье, правый берег Днепра (ныне Украина). Скифская культура. 350-300 гг.
Навершие с фигурками трех птиц. Выс. 28.9 см
Навершие с фигурой грифона. 15.5x10 см
Навершие с изображением скифской богини. Выс. 15.7 см
Слайд 21Нашивная бляшка в виде мужской бородатой головы. Золото; штамповка. Диам. 2 см.
Нашивная бляшка в виде мужской бородатой головы. Золото; штамповка. Диам. 2 см.
Нашивная бляшка в виде мужской бородатой головы из Деева кургана найдена вместе с украшениями другого типа (с безбородой головой сатира), широко распространенными в Скифии. Чаще всего они воспроизводят, иногда достаточно точно, головы с лицевой стороны боспорских монет 340 - 330-х гг. до н.э. Ассоциировались ли они с каким-то персонажем скифского пантеона, сказать трудно.
Изображения дают надежную дату - не ранее появления монетного прототипа на Боспоре: начала IV в. до н.э. Наиболее точные соответствия скифским бляшкам существуют во второй половине IV в. до н.э.
Слайд 22Диск с изображением головы Афины и подвесками. 400-350 гг. до н.э. Боспорское
Диск с изображением головы Афины и подвесками. 400-350 гг. до н.э. Боспорское
Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками. 425-400 гг. до н.э. Некрополь Нимфей, курган 17. Крым
Слайд 23Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников. 400-350 гг. до н.э.
Золотая гривна с окончанием в виде скифских всадников. 400-350 гг. до н.э.
Фиала. Средина IV в. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба, Керчь, Крым. Золото
Слайд 24Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь, Крым. 400-350 гг. до н.э.
Кубок шаровидный с
Курган Куль-Оба, Боспорское царство, Керчь, Крым. 400-350 гг. до н.э.
Кубок шаровидный с
Бляшка с изображением сцены побратимства
Слайд 25Пара золотых серег с фигуркой Артемиды
325-300 гг. до н.э. Крым, Некрополь Нимфей
Пара золотых серег с фигуркой Артемиды
325-300 гг. до н.э. Крым, Некрополь Нимфей
(найдены в 1866 г.)
Бляшка - всадник
400-350 гг. до н.э.
Курган Куль-Оба, Боспорское царство. Керчь. Золото; чеканка
Слайд 26Лекиф "Охота" Ксенофант Ок. 380 г. до н. э. Глина Высота 37см
Большой
Лекиф "Охота" Ксенофант Ок. 380 г. до н. э. Глина Высота 37см
Большой
Слайд 27Ладьевидные серьги с филигранными пальметками. Вторая четверть IV в. до н.э. Боспорское
Ладьевидные серьги с филигранными пальметками. Вторая четверть IV в. до н.э. Боспорское
Серьги с окончаниями в виде львиных голов. 300-280 гг. до н.э. Херсонес. Подстенный склеп 1012. Окрестности Севастополя.
Ожерелье-тесьма с тремя рядами подвесок. 330-300 гг. до н.э., Феодосия. Тиснение, филигрань, зернь, плетение, гравировка
Слайд 28Ника на квадриге. Серьги. IV в. до н.э. Золото. Найдены во время
Золотые серьги филигранной работы являются одним из ярких образцов работы греческих ювелиров IV в. до н.э. и исполнены в так называемой микротехнике, достигшей в Афинах этого времени высочайшего уровня. В верхней части серег - круглые диски с изящным цветком в центре, которые окаймлены рядами мельчайшей зерни и украшены орнаментом из филигранных пальметок и розеток.
Под дисками мастер поместил многофигурную группу - уменьшенную до минимальных размеров скульптурную композицию: четверку скачущих коней, везущих колесницу, управляемую богиней победы Никой. Рядом с конями летят крылатые гении, а на краю колесницы стоит воин со щитом. Это так называемый апобат - воин-атлет, который на всем скаку должен был спрыгнуть с колесницы, чтобы по правилам соревнований бегом пересечь финиш.
Несмотря на крохотные размеры фигур, мастер сумел промоделировать тело, передать насечками перья на крыльях Ники и даже украсить щит апобата зернью и геометрическим узором.Особенно прославились феодосийские серьги именно благодаря применению зерни, когда мельчайшие капельки металла расположены группами по четыре и размещены правильными рядами.
Слайд 29Пара серег с подвесками в виде женской головки
Около 350 г. до н.э.
Пара серег с подвесками в виде женской головки
Около 350 г. до н.э.
Слайд 30Херсонес, окрестности Севастополя.
Перстень с изображением Афины. 300-280 гг. до н.э. Подстенный склеп
Херсонес, окрестности Севастополя.
Перстень с изображением Афины. 300-280 гг. до н.э. Подстенный склеп
Ожерелье с подвеской в виде бабочки. Конец 2 в. - начало 1 в. до н.э. Золото, гранат, аметист, изумруд, топаз, альмандин, жемчуг, стекло; пайка, зернь
Слайд 31Гера и Аполлон Метопы саркофага Аттика (?) Первая половина IV в. до
Гера и Аполлон Метопы саркофага Аттика (?) Первая половина IV в. до
Дерево Выс. 20см, шир. 10см
Позолоченные рельефы с изображением Геры и Аполлона украшали метопы боковой стенки деревянного саркофага, найденного в каменной гробнице кургана "Змеиный" в окрестностях Керчи. Саркофаг, сделанный из тиса, инкрустированный слоновой костью, перламутром, украшенный яркой полихромной росписью и обильной позолотой, по роскоши декора и прекрасной работе в эрмитажной коллекции деревянных изделий не знает себе равных. Постановка фигур Аполлона и Геры, трактовка складок одежды, прически, архитектурные мотивы в общем декоре памятника очень близки искусству последней четверти V в. до н. э. Однако пышный растительный орнамент на других метопах, начертание букв прорезной надписи на пленке саркофага и расписная керамика из этого погребения свидетельствует о том, что саркофаг был изготовлен в первой половине IV в. до н.э., вероятно, в Аттике.
Слайд 32Росписи отделены друг от друга живописно исполненными коринфскими колоннами и представляют собой
Росписи отделены друг от друга живописно исполненными коринфскими колоннами и представляют собой
Роспись саркофага "Мастерская художника" Конец I в. Боспорское царство Известняк 92х215х57см. Саркофаг, сделанный из блока известняка, был открыт при раскопках на территории одной из площадей Керчи. Внутри он расписан подобно тому, как расписывались стены погребальных камер в склепах Северного Причерноморья.
Слайд 33Сармато-аланская культура I-II вв.
Нашивные бляшки (172 экз.). Золото; штамповка. 1.6x1.4 см.
Сармато-аланская культура I-II вв.
Нашивные бляшки (172 экз.). Золото; штамповка. 1.6x1.4 см.
Сосуд. Глина; лепка. Диам. 11 см; выс. 16.4 см. Крым, г. Керчь (?) Россия (ныне Украина). Источник поступления в музей: Ленинградский историко-лингвистический институт (ЛИЛИ). 1932
Слайд 34В III веке н.э. в результате передвижений различных народов в Северном Причерноморье
В III веке н.э. в результате передвижений различных народов в Северном Причерноморье
Гончарная ваза с пиктограммами - "календарём". III-IV вв. Высота 35,5см Поселение у села Лепесовка, (ныне Белогорский р-н Хмельницкой обл.)
Ваза склеена реставраторами из черепков, которые были вмурованы в очаг древнего святилища. Ваза биконическая, на высоком кольцевом поддоне, с ажурным бордюром из треугольников под широким плоским
воротниковым венчиком. На ручки надеты подвижные керамические кольца. Изготовлен сосуд на гончарном круге, покрыт серым лощением. Пролощенными линиями нанесён и орнамент на венчике, который распадается на 12 зон. Возможно, эти изображения - запись древнего календаря
Слайд 35Фибула. Золото, серебро, гранаты, сердолик; ковка, пайка, инкрустация. 13,8 х 7,.5 см.
Фибула. Золото, серебро, гранаты, сердолик; ковка, пайка, инкрустация. 13,8 х 7,.5 см.
Декоративная застежка плаща из Нежина, состоит из ромбовидной головки, круглого щитка и арочной дужки, вырезанных из серебряной пластины, обтянутой тонким золотым листом. Края золотого покрытия загнуты внутрь и плотно прилегают к серебряному основанию. Лицевая сторона фибулы усыпана кроваво-красными каплями гранатовых вставок в гнездах разнообразной формы. Использованы два вида техники инкрустации. Вдоль спинки дужки - ряд прямоугольных ячеек, образованных золотыми перегородками со вставками плоских пластинок граната. На других частях фибулы гнезда-ячейки образованы напаянными золотыми перегородками выполнены из узкой ленточки с сомкнутыми концами и ободками филиграни из двух тонких перевитых проволочек (ободки-"веревочки"). Края головки и щитка окаймляет орнамент из закрученной в спираль плоской ленточки между двумя полосками филиграни. К оборотной стороне фибулы припаяна серебряная застежка. Если обилие красных вставок отражает вкусы новой гуннской эпохи, то форма фибулы восходит к застежкам Черняховской культуры. Сами гунны фибулами почти не пользовались.
Слайд 36Боспорское царство Конец IV - начало V вв.
Данная эпоха нашла своё яркое
Боспорское царство Конец IV - начало V вв.
Данная эпоха нашла своё яркое
Диадема. Золото, гранат;
ковка, штамповка,
инкрустация. Дл. 63 см.
Конец IV - начало V вв.
Курган "Две катакомбы"
24 июня 1904 г.,Керчь.
Источник
поступления в музей:
Императорская
археологическая
комиссия в
С.-Петербурге. 1907
Слайд 37Блюдо с изображением императора Констанция II Серебро; выколотка, гравировка, инкрустация чернью, золочение.
Блюдо с изображением императора Констанция II Серебро; выколотка, гравировка, инкрустация чернью, золочение.
Неглубокая серебряная чаша является уникальным образцом древнего искусства. Она была подарена Византийской империей одному из представителей правящей верхушки Боспора. Изображения выполнены линейным рисунком, нанесенным чеканом и гравировочным инструментом. Часть орнамента покрыта чернью. С лицевой стороны чаша позолочена и к ней припаяна петля для подвешивания.
В основе композиции лежит традиционный римский монетный тип - император верхом на коне пронзает копьем упавшего врага. Всадника обычно сопровождают один или несколько воинов и венчающая победителя Ника. Однако в отличие от античного прототипа, где изображается заключительная сцена боя, на керченской чаше воспроизведено торжество победы. Император Констанций II восседает на коне, подняв вверх победоносное оружие. Изображение подчинено желанию возвеличить императора, подчеркнуть его божественную власть и недосягаемое положение. Воплощая эту идею, мастер нарушает привычные представления о пропорциях и пространстве. Эти художественные приемы характерны для византийского искусства переходного периода IV-V вв. н.э., в котором традиционные античные сюжеты трактуются новыми изобразительными средствами. Поэтому исследователи единодушно считают керченскую чашу ярким образцом ранневизантийского искусства.
Слайд 38Меч двулезвийный Кон. IV- нач. V вв. н.э. Железо. бронза, золото, гранаты,
Меч двулезвийный Кон. IV- нач. V вв. н.э. Железо. бронза, золото, гранаты,
Ножны меча были украшены декоративными деталями:наконечник из золотого листа, обоймы от рукояти и перекрестие, прямоугольная накладка от верхней части ножен и узкая прямоугольная скоба для прикрепления портупейного ремня. Кроме того рукоять меча заканчивалась также декоративным навершием. Все детали украшены вставками граната в технике перегородчатой инкрустации.
Подобные мечи известны на широкой территории в Восточной и Западной Европе, в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе и характерны для эпохи Великого переселения народов V-VI вв. н.э.
Слайд 39Погребальная маска царя. III в. Некрополь Пантикапея. Керчь. Золото
Фибула. Конец IV -
Погребальная маска царя. III в. Некрополь Пантикапея. Керчь. Золото
Фибула. Конец IV -
Слайд 40Одно из богатейших сокровищ эпохи Великого переселения народов - значительная часть так
Одно из богатейших сокровищ эпохи Великого переселения народов - значительная часть так
В 1912 году в окрестностях Полтавы у села Малое Перещепино произошла одна из самых сенсационных находок XX века: нога пастушка провалилась в горло скрывавшегося под землёй золочёного серебряного сосуда. Клад необыкновенно богат: около 800 отдельных предметов преимущественно из золота (общим весом почти 25 кг) и серебра (около 50 кг). Среди них 16 золотых и 19 серебряных сосудов; золотой ритон (чаша) и золотые украшения второго, несохранившегося ритона; золотая облицовка деревянного кувшинчика; посох в золотой облицовке; сохранившийся почти полностью железный меч с кольцевым навершием c золотой облицовкой рукояти и ножен, фрагменты других мечей и кинжалов, золотые и серебряные части от поясов, золотые украшения - гривна, серьга, семь браслетов и семь перстней со вставками из драгоценных камней - аметистов, сапфиров, тигрового глаза, гранатов, горного хрусталя и изумрудов; ожерелье из золотых византийских монет; накладки и монеты, нашивавшиеся на одежду; золотые квадратные облицовочные пластины деревянного погребального сооружения.
Браслет с инкрустацией. Золото, инкрустация цветной пастой
Пряжка с фигурным щитком. Золото, стекло
Слайд 41Перещепинский клад VII в., Полтавщина
Кубок высотой 10 см смонтирован из резервуара
Перещепинский клад VII в., Полтавщина
Кубок высотой 10 см смонтирован из резервуара
В полую шарообразную часть ножки помещён бубенчик. Он звенел, когда кубок поднимали во время пиров и торжественных церемоний. По поверью, звон бубенчика не только развлекал пирующих, но и отгонял злых духов.
Облицовка погребального сооружения с остатками гвоздей (230 пластин) Листовое золото, железо; ковка. Дл. пластин 7 см
Слайд 42Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина). Эпоха Аварского
Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина). Эпоха Аварского
Гривна со вставкой на щитке. Золото, изумруд; ковка. Диам. 17.5-21.2 см
Ритон. Золото; ковка, пайка. Дл. 29 см
Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге. 1914
Слайд 43Меч с кольцевым навершием в золотой облицовке. Перещепинский клад VII в. Золото,
Меч с кольцевым навершием в золотой облицовке. Перещепинский клад VII в. Золото,
Однолезвийный меч в золотой облицовке входил в состав особого набора вооружения и снаряжения знатного воина. Сделан, предположительно, в византийской мастерской, изготовлявшей предметы роскоши для знатных кочевников. На обоймах облицовки рукояти процарапаны первые буквы греческого алфавита, что не противоречит этой версии. Кресты на облицовке меча, говорят в пользу отождествления погребённого с Кубратом, племянником Органы, который был крещён и воспитывался при императорском дворе Этот меч важен для интерпретации перещепинской находки в качестве погребения конкретного исторического лица. Поскольку в VII веке Византия была тесно связана с кочевниками Евразии и во многом зависела от мира с ними, такие наборы можно рассматривать как дары или контрибуции. Хан Кубрат мог получить такой дар от императора Ираклия в 634-640-х годах.
Слайд 44Перещепинский клад, Полтавщина, средина VII в.
Золотая гривна и парные золотые браслеты
Перещепинский клад, Полтавщина, средина VII в.
Золотая гривна и парные золотые браслеты
Центральная композиция этих украшений расположена на полой золотой коробочке, которая соединяется с кольцом посредством шарнира. Стержень шарнира представляет собой свёрнутую в рулон золотую пластинку. Щиток и кольца браслетов кроме изумрудной вставки украшали более мелкие круглые вставки, возможно тоже из драгоценных камней. Украшения выполнены мастером, предположительно из кочевнической среды, для знатной женщины, так как гривны и браслеты считались у кочевников знаками высокого социального положения. По-видимому, их владелица должна была надевать украшения при парадных церемониях.
Слайд 45Рукомойный прибор
Перещепинский клад 582-602 гг.
Серебро, позолота
Кувшин Выс. 28 см, диаметр ножки
Рукомойный прибор
Перещепинский клад 582-602 гг.
Серебро, позолота
Кувшин Выс. 28 см, диаметр ножки
Ковш Выс. 7, 25 см, диаметр 25, 2 см,
длина с ручкой 38, 5 см
На серебряном с позолотой рукомойном
приборе, состоящем из ковша и кувшина,
имеются пробирные клейма с монограммой
императора Маврикия Тиберия (582-602).
Орнамент ковша выполнен чеканом с
оборота, с доработкой отдельных деталей
на лицевой стороне гравировкой. На ручке
греческая надпись: "Сиё есть рукомойный прибор, имеющий 8 литров, 1 унцию и 20 граммов". Указанный в надписи вес прибора, соответствующий 2634 граммам серебра, практически не отличается от современного.
Ручка кувшина составлена из двух частей, отлита отдельно и припаяна к венчику и тулову. Имеющиеся на ней изображения: античная маска, дельфины, фигурка пантеры и растительный орнамент - выполнены комбинацией чеканки и снятия фона, отдельные детали пройдены резцом гравёра.
Подобные рукомойные приборы употребляли в Византии как для светских, так, возможно, и для культовых целей, что восходит к античной традиции.В декоре обоих предметов использована жизнеутверждающая благопожелательная символика, широко распространённая в римское время, прежде всего изображение плюща. Учёные считают, что этот рукомойный прибор входил в состав даров византийского императора Ираклия (610-641).
Слайд 46Перещепинский комплекс
Монеты византийские с дырочками для нашивки на одежду (34 экз.).
Перещепинский комплекс
Монеты византийские с дырочками для нашивки на одежду (34 экз.).
Застежки от пояса с псевдопряжками
Золото, стекло; литье, ковка, ложная зернь. Дл. 4.5 см. Источник поступления в музей: Императорская археологическая комиссия в С.-Петербурге (от Богдана Ханенко), 1914 г.
Слайд 47Музей хранит уникальное собрание археологических материалов и произведений древнерусского прикладного искусства X-XII
Музей хранит уникальное собрание археологических материалов и произведений древнерусского прикладного искусства X-XII
Ниже изображены женские серебряные украшения первой трети XIII в.: серьга-звезда, височная подвеска "рясно", трехбусинные височные кольца и височные подвески-колты
Слайд 48Киев XII в. Золото; перегородчатая эмаль
Пластина с изображением Богоматери 3,8х3см
Пластина с изображением
Киев XII в. Золото; перегородчатая эмаль
Пластина с изображением Богоматери 3,8х3см
Пластина с изображением
Фрагменты диадем, являвшихся элементами великокняжеского головного убора. Подобные диадемы состояли из нескольких соединенных друг с другом золотых пластин в виде киотцев, заполненных разного рода традиционными композициями деисуса (канонически обусловленного ряда святых, обращенных в позе моления к центральной фигуре Христа), отдельными фигурами святых, орнаментами. Пластины относятся к наиболее ранним и редким произведениям древнерусского прикладного искусства, украшенным финифью, и свидетельствуют о чрезвычайно высоком уровне художественных ремесел Древней Руси
Слайд 49По некоторым свидетельствам, в спецхране Эрмитажа спрятаны архивы и личные вещи гетмана
По некоторым свидетельствам, в спецхране Эрмитажа спрятаны архивы и личные вещи гетмана
museum-ukraine.org.ua
Слайд 50Многие украинцы внесли неоценимый вклад в сокровищницу империи.
В средине XIX в. в
Многие украинцы внесли неоценимый вклад в сокровищницу империи.
В средине XIX в. в
Родом он был из Глухова Черниговской губернии, и на протяжении жизни принёс немало добра Украине. day.kiev.ua/56183
Слайд 5111-12 марта 2004 г. в Эрмитаже состоялись чтения и выставка, посвященные 100-летию
11-12 марта 2004 г. в Эрмитаже состоялись чтения и выставка, посвященные 100-летию
Иван Спасский родился на Украине (в Нежине, с которым он всю жизнь поддерживал связь; первым его ВУЗом был Нежинский институт, основанный графом Безбородько). В Ленинградском университете он блестяще защитил дипломную работу о народных украинских монетовидных украшениях - дукачах. Начинал работу в Эрмитаже заведующим секцией медалей. 1930-е годы принесли Спасскому тяжелые испытания - арест, лагерь и ссылку. От повторного ареста его спасла война, которую он прошел рядовым солдатом. После войны вернулся в музей, и вскоре стал главным хранителем Отдела нумизматики. В трудных условиях, когда основной задачей являлось восстановление экспозиций, он всегда работал с предельным напряжением сил, в 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1962 г. - докторскую.
hermitagemuseum.org/html_Ru/11/2004/hm11_2_144.html
В 1852 г. археологической сенсацией стало открытие на окраине Нежина клада, датированного приблизительно 1020-м годом: около 200 серебряных монет чеканки Владимира Великого, с изображением княжеского трезубца