Слайд 2Раннее христианство
метафизические концепции связи света и духа,
разработанные теоретиками раннего христианства.
витраж как посредник между земными и божественными сферами.
Слайд 3
Витраж «Голова Иисуса Христа», около 1070 г.
Вейссембургское аббатство в Эльзасе.
Голова нарисована
на прозрачном «белом» стекле.
Выразительные линии образа прорисованы непрозрачной коричневой эмалью.
Слайд 4
Витражи из Аугсбургского собора, 1100 г. Германия
Слайд 5Раннеготический стиль (до 30-х годов XIII века)
«текучие» складки драпировки,
блестящие, яркие краски
богатый орнаментальный
декор
Слайд 6Излюбленный сюжет витражей на рубеже XII—XIII веков – притча о блудном сыне
кафедральный
собор, Бурже Франция
Слайд 7Окно-роза в кафедральном соборе Лозанны (Швейцария)
витражная композиция с изображением структуры мироздания представлениях
XIII века.
Солнце, Луна, Земля, знаки Зодиака и четыре стихии олицетворяют Вселенную.
Образы времен года и трудов, связанных с месяцами, символизируют течение времени.
Слайд 8Высокая готика
вся история мира от Сотворения вплоть до прибытия в Париж процессии
со священными реликвиями Страстей Христовых, которые приобрел для Сент-Шапель Людовик IX (1236 — 1270)
Слайд 9
Моисей у горы Синай. Кафедральный собор Кёльна, Германия. 2-я пол. 13 века
Слайд 10Витраж с пророком Исаией (собор в Эксетере)
Слайд 11
Витражи Руанского аббатства Сент-Уэн
Слайд 13Витражи эпохи Возрождения
наложение цветных стекол одно на другое новых, еще не виданных красочных оттенков художники
стали прибегать к наложению цветных стекол одно на другое.
Слайд 14Витраж в эпоху модерна
Модерн – своеобразный отход от строгих законов классицизма.
не прямые линии, а более натуральные изгибы,
применение таких материалов, как стекло и металл.
сочетание красоты и функциональности.
особое внимание к деталям, как внешнего вида, так и интерьера.
Слайд 15 Цветы и ветки растений
сплетенные в сложном рисунке стебли
орнаментально упорядоченные мотивы
беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега»
геометрические композиции
вариации на тему готической стрельчатой арки
стилизованные изображения гербов
пейзажные композиции
Слайд 16Виды современных витражей
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок),
выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.
Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
Спечной витраж (фьюзинг) — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).