Слайд 2Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника
Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.
Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. В 1711 году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан, в числе двадцати человек, учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.
Слайд 3Портрет напольного гетмана,
1720-е годы, Государственный Русский музей.
Слайд 4Портрет канцлера Головкина,
1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея
Слайд 6 Портрет Петра Первого,
1725, Государственный Русский музей.
Слайд 7Царевна Прасковья Ивановна,
1714, Государственный Русский музей.
Слайд 8Портрет Анны Петровны,
Государственный Русский музей.
Слайд 9Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова,
1726, Государственная Третьяковская галерея
Слайд 10Портрет Елизаветы Петровны ребенком,
1712-13 Эрмитаж
Слайд 12Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются,
всего около десяти. Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.