Изучение цикла «Петербургские повести»

Содержание

Слайд 2

Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже

Наконец, в третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не
не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке…
Г.А. Гуковский

Слайд 3

План урока.

История создания цикла «Петербургские повести».
Работа над повестью «Шинель».
- «Непостижимый город»:

План урока. История создания цикла «Петербургские повести». Работа над повестью «Шинель». -
человек и город в сюжете повести.
- Причины несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина.
Сопоставление «Медного всадника» А.С. Пушкина и «Шинели» Н.В. Гоголя.

Слайд 4

Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3)
Как решается тема «маленького

Готовимся к ЕГЭ ( Задание С, часть 3) Как решается тема «маленького
человека» в произведениях Пушкина и Гоголя?
Каков Петербург в изображении русских писателей?
Почему повесть Н.В. Гоголя «Шинель»называют одним из главных произведений в русской литературе?

Слайд 5

Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно,

Точное определение времени и последовательности создания петербургских повестей представляет большие трудности. Очевидно,
это вторая половина 1833 и особенно 1834 годов, когда Гоголь переживает творческий подъем.
Еще в 1833 году писатель задумал книгу под названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16 линии», в которой хотел изобразить социальные противоречия большого города.
Название «Петербургские повести» Гоголю не принадлежит и дано редактором его сочинений.
Точно известно только, что после книги «Миргород» Н.В. Гоголь переходит темам, которые в изобилии дала ему жизнь в Петербурге.
В 1835 и 1836 годах он пишет повести «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос».

Слайд 6

Жизненные источники
(Петербург 30-40 годов)
«Тишина в нем (Петербурге) необыкновенная, никакой

Жизненные источники (Петербург 30-40 годов) «Тишина в нем (Петербурге) необыкновенная, никакой дух
дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах».
Н.В.Гоголь – матери, 30 апреля 1829 г.
«В … четырех инстанциях…бумага должна сделать 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути к исполнению, и вдвое более, - если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений…»
Н.А.Добролюбов. Руководство к наглядному изучению
административного порядка течения бумаг в России
«Снова хожу каждый день в должность… Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда или напишу, или переведу какую-нибудь статейку для г. журналистов… Одного только нужно здесь опасаться бедняку – заболеть…, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство – умереть».
Н.В.Гоголь – матери, 2 февраля 1830г.

Слайд 7

«Шинель»
Все мы вышли из «Шинели» Гоголя…
Ф.М.Достоевский

«Шинель» Все мы вышли из «Шинели» Гоголя… Ф.М.Достоевский

Слайд 8

Заметки на полях
Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ

Заметки на полях Анекдот - случай, приключение, происшествие, смешной эпизод, коротенький рассказ
смешного содержания.
Лепатьевское ружье. Лепаж – знаменитый французский мастер-оружейник. Особенно славились его дуэльные пистолеты и охотничьи ружья.
Анненков Павел Васильевич (1812-1887) – литературовед, издатель трудов А.С.Пушкина, автор биографических трудов о Пушкине, Белинском, Гоголе.

Слайд 9

Петербург Гоголя
1.Каким изображали Петербург русские писатели?
2. Каким видят город

Петербург Гоголя 1.Каким изображали Петербург русские писатели? 2. Каким видят город герои
герои и как его описывает Н.В.Гоголь в «Петербургских повестях» и в «Шинели»?
3. Каким увидел город художник Савва Бродский? Что в тексте повести могло натолкнуть художника на такое изображение города?

Слайд 11


Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о его занятиях,

Каким рисует нам автор Акакия Акакиевича? Опишите его, расскажите о его занятиях,
интересах, дайте толкование имени героя?
Заметки на полях
Акакий (русские святцы) – смиренный
Акакий (греческий) - незлобный


Слайд 12

Каким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали? Что в

Каким увидели героя художники- иллюстраторы? Какие качества его личности выбрали? Что в
тексте повести могло натолкнуть художников на то или иное графическое решение?

Слайд 13

В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина?
-Какие изменения произошли с

В чем причина несчастий и смерти Акакия Акакиевича Башмачкина? -Какие изменения произошли
героем после покупки шинели?
-Как дальше складывалась судьба героя?
-Какую роль играет в сюжете произведения эпизод встречи Башмачкина со значительным лицом?

Слайд 14

Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и значительного лица

Какие общие черты в судьбе и поведении Акакия Акакиевича и значительного лица вы заметили?
вы заметили?

Слайд 15

Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах

Тема униженных и оскорбленных, задавленных вечной нуждой людей, ютящихся в сырых подвалах
петербургских домов, начинается в русской литературе произведениями А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Сравним «Медный всадник» А.С. Пушкина и «Шинель» Н.В. Гоголя.

Слайд 16

Контрольные вопросы:

Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и Акакия

Контрольные вопросы: Что общего в социальном положении Евгения из «Медного всадника» и
Акакиевича из «Шинели»?
Случайно ли упоминание бронзового памятника Петру Первому в описании времяпрепровождения чиновников в повести Гоголя? Какие ассоциации возникают у читателя с «Медным всадником»? Почему так снижен у Гоголя образ Медного всадника и Петербурга?
Как раскрывается тема мести бедного человека? Есть ли в повести Гоголя параллель тому, что появляется в больном воображении бедного Евгения (погоня за ним Медного всадника)? Каково значение этих фантастических сцен в каждом из произведений?
В чем, по-вашему, состоит различие в отношении Пушкина и Гоголя к своим героям?

Слайд 17

«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их,

«Шинель» - это завершение всех повестей Гоголя, итог третьего, последнего цикла их,
как итог всех циклов вместе. Трагическое движение темы трех циклов замкнулось…
Так три цикла соотнесены: благо; благо в борьбе со злом; зло. Вот упрощенно – кратчайшая формула этого соотношения и движения темы у Гоголя. При этом сгущение трагизма к концу этого движения было в то же время все более напряженным и страстным отрицание зла, все более взволнованным призывом к его ниспровержению…
Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя

Слайд 18

Использованная литература

1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М., 1999.
2. А.В.

Использованная литература 1. В.В. Гиппиус. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники… - М., 1999.
Ляпина. Творчество Н.В. Гоголя в школьном курсе литературы. Омск. 2009г.
3. Читаем. Думаем. Спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. Под редакцией профессора Г.И.Беленького. М. Просвещение. 1996г.
4. Журнал «Литература в школе» разных лет.

Слайд 19

Урок подготовила
преподаватель русского языка и литературы Омского кадетского корпуса
Самкова Людмила Александровна

Урок подготовила преподаватель русского языка и литературы Омского кадетского корпуса Самкова Людмила Александровна
Имя файла: Изучение-цикла-«Петербургские-повести».pptx
Количество просмотров: 124
Количество скачиваний: 0