Каллиграфия и миннатюра

Содержание

Слайд 2

Каллиграфия (от греческого kalos – прекрасный
и grapho – пишу) – искусство красивого

Каллиграфия (от греческого kalos – прекрасный и grapho – пишу) – искусство
письма.
В средние века, когда все надписи выполнялись
вручную искусство каллиграфии ценилось
намного выше живописи, скульптуры
и даже зодчества.
Многие народы считали написанное слово
магическим талисманом.

Слайд 3

Калам
(тростниковое перо) –
священный инструмент
каллиграфа.

Калам (тростниковое перо) – священный инструмент каллиграфа.

Слайд 4

Надпись самым ранним арабским почерком –
куфи.
Здесь еще не записаны гласные звуки.
Куфические надписи

Надпись самым ранним арабским почерком – куфи. Здесь еще не записаны гласные
выполнялись
на предметах быта и монетах.

Слайд 5

Арабские
куфические
дирхемы
из русских
кладов.

Русские князья часто выбивали
на обратной стороне
арабских дирхемов
свои княжеские знаки.
Знак князя Василия

Арабские куфические дирхемы из русских кладов. Русские князья часто выбивали на обратной
Дмитриевича –
сына Дмитрия Донского.

Слайд 6

Постепенно куфические
надписи становятся все более
орнаментальными.
Мастера каллиграфии
добиваются выразительности
каждой буквы.

Постепенно куфические надписи становятся все более орнаментальными. Мастера каллиграфии добиваются выразительности каждой буквы.

Слайд 7

Особое развитие
получила
арабская каллиграфия
после появления
на Ближнем Востоке
бумаги.
Появилось
огромное количество
каллиграфически
выполненных
копий Корана.

Особое развитие получила арабская каллиграфия после появления на Ближнем Востоке бумаги. Появилось

Слайд 8

В VIII веке знаменитый визирь аббасидских халифов
Ибн Мукалла усовершенствовал куфическое письмо
и создал

В VIII веке знаменитый визирь аббасидских халифов Ибн Мукалла усовершенствовал куфическое письмо
«шестерку» классических арабских почерков.

За основу
пропорций букв
он принял
первую букву
арабского
алфавита –
алеф,
которая
считалась
символом
самого
Аллаха.

Слайд 9

Почерк «мухаккак» (араб. «правильный, верный»)
отличается монументальным начертанием букв
с удлиненными вертикалями и тонкими

Почерк «мухаккак» (араб. «правильный, верный») отличается монументальным начертанием букв с удлиненными вертикалями и тонкими загибами.
загибами.

Слайд 10

Ясным,
не крупным и округлым
подчерком «насх»
(араб. «переписка»)
предпочитали писать
важные
государственные письма .

Ясным, не крупным и округлым подчерком «насх» (араб. «переписка») предпочитали писать важные государственные письма .

Слайд 11

В мусульманских странах Северной Африки
появился изысканный почерк магреб.

В мусульманских странах Северной Африки появился изысканный почерк магреб.

Слайд 12

Ислам считает недопустимым изображать людей
и животных в культовых помещениях.
Поэтому на Ближнем Востоке

Ислам считает недопустимым изображать людей и животных в культовых помещениях. Поэтому на
бурно развивается
орнаментальное письмо, которое соединяет
надпись и рисунок.

Слайд 13

Составлять фигуры из надписей разрешалось.

Составлять фигуры из надписей разрешалось.

Слайд 14

В XV-XVI веках
знаменитую
персидскую поэзию
записывали почерком
талик (насталик).

В XV-XVI веках знаменитую персидскую поэзию записывали почерком талик (насталик).

Слайд 15

Каллиграфы XX века
стремятся подражать
мастерам талика .

Каллиграфы XX века стремятся подражать мастерам талика .

Слайд 16

Арабская «тугра» – искусно выполненная монограмма.
Ее исполнял личный каллиграф султана
в виде подписи

Арабская «тугра» – искусно выполненная монограмма. Ее исполнял личный каллиграф султана в
властителя
и так прихотливо,
чтобы подпись невозможно было подделать.

«Абдулхамид Хан,
сын Абдулмеджида,
да будет всегда
побеждающим!»

Слайд 17

Печати халифов Омара и Османа с их туграми.

Печати халифов Омара и Османа с их туграми.

Слайд 18

Начиналась работа миниатюриста
с тщательной подготовки листа.
Лист выглаживался
полированным агатом
или хрустальным яйцом.
Затем влажной кистью
намечался

Начиналась работа миниатюриста с тщательной подготовки листа. Лист выглаживался полированным агатом или
рисунок,
красным или черным цветом
прочерчивались контуры.
Сверху накладывался грунт,
и по едва видимому рисунку
клались основные краски.
Чтобы краски не смешивались,
использовали для каждой из них
отдельную кисточку.
На последней стадии
уточнялись оттенки .

Слайд 19

В изображение органично
включались стихи,
которые становились
лишь пояснением
к миниатюре.

В изображение органично включались стихи, которые становились лишь пояснением к миниатюре.

Слайд 20

Глубина пространства
на миниатюрах
лишь намечалась.
Все действие
разворачивалось
по вертикали –
снизу вверх
или сверху вниз.

Глубина пространства на миниатюрах лишь намечалась. Все действие разворачивалось по вертикали –
Имя файла: Каллиграфия-и-миннатюра.pptx
Количество просмотров: 143
Количество скачиваний: 0