Канони Богородица

Содержание

Слайд 2

Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому

Эти образы Иисуса Христа отделяют между собой столетия, но они похожи, потому
что иконописцы работали в каноне

Слайд 3

Требования канона

Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением и выделяющимися

Требования канона Православная икона пишется на специально подготовленной доске с углублением и
краями. Доску покрывают паволокой, на которую наносится слоями грунт – левкас.
По левкасу сначала наносится контур, а после мастером, взявшим заказ икон и благословение от священника, пишется образ темперой, краской на яичном желтке.

Слайд 4

Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси
(кальки с контурами

Мастера сквозь столетия учились у друг друга через прориси (кальки с контурами лика)
лика)

Слайд 5

Определенная последовательность нанесения красочного слоя

Определенная последовательность нанесения красочного слоя

Слайд 6

Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга
В

Краска наносилась очень жидкой, чтобы оттенки плавно перетекали друг в друга В
последнюю очередь добавлялись, так называемые, пробела, чтобы оживить образ нанесением света и теней.

Слайд 7

Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев.
Первый слой —

Каждая икона состоит из четырех основных частей — слоев. Первый слой —
щит из деревянной доски (или кусок холста) — является ее основой.
Второй слой — грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем.
Третий слой — живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной — казеиново-масляной или поливинилацетатной.
Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).

Слайд 8

Икона — это окно в священный (сакральный) мир

Вид перспективы, применяемый в

Икона — это окно в священный (сакральный) мир Вид перспективы, применяемый в
византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения
Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Слайд 9

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в

Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в
иной мир.
Икона есть видимое невидимого.
Икона - это окно в горний мир Духа

Слайд 10

Символы иконописи

Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие;
большие глаза — проникновение в

Символы иконописи Высокий лоб означает мудрость и глубокомыслие; большие глаза — проникновение
божественные тайны;
тонкие губы — аскетизм;
удлиненные пальцы — духовное благородство и чистоту деяний;
наклон головы — внимание к Божественному внушению, голосу Божьему;
чуть склоненная фигура — покорность воле Божией.

Слайд 11

Именословное перстосложение

С таким жестом обычно изображают на иконах Иисуса Христа.
Каждый палец при

Именословное перстосложение С таким жестом обычно изображают на иконах Иисуса Христа. Каждый
этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа — IС ХС (указательный палец вытянутый, что составляет литеру I, средний слегка согнут и похож на литеру C, большой палец скрещивается с безымянным и получается литера X, мизинец слегка согнут и похож на литеру C. IC XC — Иисус Христос).

Слайд 12

Символика цвета

Цвет в русской иконографии
Символика цвета  в изображениях икон также строго канонична.

Символика цвета Цвет в русской иконографии Символика цвета в изображениях икон также
Между тем, для русской традиции иконографии характерна необычайно яркая и насыщенная палитра и колористика.
Византийской традиции присуще существенное верховенство золотого цвета, который должен был отображать сам божественный свет. Золотом покрывались в таких иконах и фон, и важные детали изображения – нимбы, крест и т.д.
На русской иконе золото заменят красками,  а очень значимый в Византии пурпур (власть императора) вообще не будет использоваться.
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и зеленый.

Слайд 13

Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе,

Красный цвет на наших иконах наиболее широко будет применен в новгородской школе,
где именно красным будут покрывать фон, заменяя им византийское золото. Содержательно он будет символизировать цвет крови Искупителя, пламя жизни, но в то же время и цвет царский.
Синий – это символика неба, вечности, имел значение истины. В одеяния синего колера могли быть одеты и Спаситель, и Богоматерь.
Зеленый – был цветом земли (преобладал во псковской школе иконописи), этот цвет будто противополагался небесному или царскому, цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Слайд 14


Белый цвет - символ Божественного света.
На иконах и фресках святых

Белый цвет - символ Божественного света. На иконах и фресках святых и
и праведников обычно изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Для белого цвета предписывалось значение божественного света, невинности;
Это цвет чистоты, святости и простоты,его использовали в одеждах как Христа, так и праведников, святых.
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Для чёрного – содержательная нагрузка определялась символами смерти,  ада;  в целом он использовался весьма редко и по необходимости мог быть заменен тёмными тонами синего или коричневого.

Слайд 15

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому

Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ света, а потому «означает» или символизирует свет.
«означает» или символизирует свет.

Слайд 16

Строгость, покой, умиротворение….

Строгость, покой, умиротворение….

Слайд 17


Канон православной иконы

ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ

Канон православной иконы ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ

Слайд 18

Образ Богородицы

С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и

Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и
почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле.
В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы.

Слайд 19

Особенности писания

Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает

Особенности писания Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта
разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.
Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Слайд 20

Типы изображений Божьей Матери

Икона Богоматери Умиление (Всех радостей Радости)

Существует пять основных типов

Типы изображений Божьей Матери Икона Богоматери Умиление (Всех радостей Радости) Существует пять
изображений Божией Матери:
Молящаяся,
Путеводительница,
Умиление,
Всемилостивая
Заступница.

Слайд 21

Оранта («Молящаяся»)

Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и

Оранта («Молящаяся») Один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми
раскинутыми в стороны руками раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Слайд 22

Оранта («Всесвятая»)

В древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем

Оранта («Всесвятая») В древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с
Христом
Обычно Христос изображается в круглом медальоне ,либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.
Ярославская Оранта, её называют «Великая Панагия», или «Всесвятая»

Слайд 23

Оранта «Знамение»

В русской традиции данный тип иконографии (изображение поясное) получил особое именование

Оранта «Знамение» В русской традиции данный тип иконографии (изображение поясное) получил особое именование — «Зна́мение».
— «Зна́мение».

Слайд 24

Одигитрия «Путеводительница»

Одигитрия означает путеводительница, наставница
На Руси изображение было всегда поясным с

Одигитрия «Путеводительница» Одигитрия означает путеводительница, наставница На Руси изображение было всегда поясным
Богомладенцем на левой руке.
У икон Богоматери Одигитрии много различных названий: Смоленская, Тихвинская, Иверская, Семиезерская и другие, которые они получили по местам создания или явления.

Слайд 25

Одигитрия «Путеводительница»

Путь истинный - путь ко Христу. Об этом говорит жест правой

Одигитрия «Путеводительница» Путь истинный - путь ко Христу. Об этом говорит жест
руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке.
Христос, как глава Церкви, как Законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования - об этом свидетельствует жест правой руки Богомладенца.

Слайд 26

Умиление

Икона XII века из Успенского собора

Умиление Подкубенская икона XIV века из Вологодского

Умиление Икона XII века из Успенского собора Умиление Подкубенская икона XIV века из Вологодского уезда.
уезда.

Слайд 27

Умиление

Этот образ Богоматери с Младенцем носил в Византии название «Елеуса» (милующая),

Умиление Этот образ Богоматери с Младенцем носил в Византии название «Елеуса» (милующая),
что точно передает содержание этого типа икон.
На них Богоматерь с умилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери.
Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.

Слайд 28

Умиление «Владимирская»

По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой.
Когда

Умиление «Владимирская» По преданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда
апостол показал Богоматери этот образ, Она произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».

Слайд 29

Умиление «Всех Радостей Радость»

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому
Елеем

Умиление «Всех Радостей Радость» Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму
от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.
Перед этой иконой подвижник скончался на молитве 2.01.1833 г.

Слайд 30

Всемилостивая

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на

Всемилостивая Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей
престоле. На коленях она держит Младенца Христа.
Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Имя файла: Канони-Богородица.pptx
Количество просмотров: 95
Количество скачиваний: 0