Слайд 3Тлес Қашғалиев
«Карахан и Айша Биби»
Одноактный балет в трех картинах
Либретто Акбузова А. Постановка
Акбузова А.
Действующие лица: Айша биби, шейх Айкожа, Бабаджа Хатун, Карахан.
Слайд 4Первая картина
Горе. Известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани настигла
смерть. Дочь его, девушка неимоверной красоты, Айша биби, не знала как жить дальше. Тогда шейх Айкожа взял ее на воспитание. Однажды батыр, правитель Тараза Карахан Мухаммед увидев 16-летнюю Айшу полюбил ее с первого взгляда. Несравненная Айша тоже воспылала страстью к Карахану. Тогда Карахан попросил руки Айши, однако шейх Айкожа отказался отдавать Айшу за Карахана, который хоть и был ханом, но не слишком знатного рода. Опечаленный юноша уехал в родные места, земли его рода находились в районе современного Тараза.
Слайд 6Вторая картина
Не добившись благословение шейха, Айша и ее неразлучная няня, подруга Бабаджа
хатун собрались в путь за Караханом. «Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь, - сказал ей вдогонку шейх Айкожа. Шесть рек перешла Айша. Перед седьмой остановилась, помня заклятье .
К Любви своей она спешила,
И сорок дев, как сорок роз,
Венок ей создали. Но сила
Зловещая, наслав мороз,
Ее сгубила на пороге
К осуществлению мечты.
Неужто посмеялись Боги
И тщетны все усилия? Ты,
К нему стремясь, его любила
Шесть рек прошла, а на седьмой.
Змея, которую носила
В груди завистница, Любовь убила…
Слайд 8Третья картина:
Заклятие шейха Айкожа сбылось. Укус змеи, выползшей из-под камня оказался смертельным.
Карахан прибыл слишком поздно… Он поднял ее на руки и понес в ближайший аул к мулле, чтобы тот благословил их. Всего несколько минут длилось их семейное счастье. Айша умерла на руках батыра. В тот же час и день Карахан поклялся любить ее вечно. Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной красавицы мавзолей на холме, тем самым, вписав имя Айши в вечность. Хранительницей могилы стала ее неразлучная няня, подруга - Бабаджа хатун. Преданность ее госпоже не знала границ. Поэтому, когда Бабаджа хатун умерла, ее похоронили неподалеку.
Слайд 9 На том месте, где умерла Айша-Биби, Карахан построил и себе мазар, чтобы
после смерти быть вместе с любимой. До последних своих дней батыр Карахан, одетый в белые одежды, жил недалеко от могилы Айша-Биби, охраняя ее, молясь богу и прося у него прощения. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши.
Слайд 10Опят их здесь соединила,
Венчаньем, завершив союз
Двух любящих. О них просила
Та воспитательница Муз,
Которая
своей судьбою
Сумела так Любовь спасти,
Тысячелетием собою
Смогла Любовь к ним донести.
Тем, кто сумел навек запомнить
Чем славным эти купола,
Два мавзолея, что наполнить
Сумеют истиной тела:
«Любовь сильна, как смерть»,
Напомню,- так молвил мудрый Соломон, Во время оно.
Здесь исполнит Любовь свой в Вечности закон.
Слайд 11Композиционный план проекта
«Карахан и Айша биби»
Слайд 12Сцена№3
Входит визирь и говорит что шейха приехал навестить батыр, правитель Тараза Карахан
Мухаммед. Карахан входит, приклоняется перед шейхом и видит в стороне девушку невероятной красоты, 16- летнюю Айшу. Несравненная Айша тоже воспылала страстью к Карахану. У них была любовь с первого взгляда. Завистница Раушан так же полюбила Карахана. Карахан поговорив с шейхом пытается покинуть их. Его слуга подходит к Бабаджа хатун и шепчет: «Когда солнце взойдет, Карахан будет ждать Айшу у пруда». Затемнение, смена декорации.
Слайд 13Сцена №4
На улице стемнело. Айша тайком выбегает, чтобы увидеться со своим возлюбленным.
Здесь начинается совместный дуэт Айшы и Карахана. Танец заканчивается и Карахан предлагает Айше руку и сердце. (приглушенный свет, оба по середине сцены. Далее они исчезают со сцены, смена декорации). Наступает утро и Карахан снова навещает шейха. Но тот не дает согласие, чтобы Айша вышла замуж за Карахана. Тогда шейх говорит Айше что он не совсем знатного рода и не может быть с ней. Но на самом деле его дочь по просила об услуге, чтобы он не давал согласие. Айше не дают видеться с Караханом. Опечаленный юноша уехал в родные места, земли его рода находились в районе современного Тараза.
Слайд 15Сцена№6
Действие у реки. Айша и Бабаджа хатун рады что могли преодолеть все
преграды. Бабаджа хатун сидит возле камня, а Айша решила искупать в реке. Тут мы видим как Раушан подкрадывается с левого верхнего угла сцены к Айше и убивает ее ножом в спину. Раушан убегает. Карахану передали, что Айша уже рядом стремится к нему. Он пытается их разыскать и видит как Айша умирает. Тогда Карахан берет ее в свои руке и бежит к ближайшему мулле чтобы связать их брачные узы. Их любовь длилась всего несколько минут, но для них эти минуты казались вечностью. Она погибает на руках батыра. В этот миг он клянется любит ее вечно.
Слайд 16Сцена№7
Карахан воздвигает мавзолей. Думаю тут будет задействован экран. Соло Карахана о вечной
любви к Айше. Кулисы закрываются.
Слайд 17Свет
Зрительный зал имеет статичное освещение.
Кулисы открываются, в зрительном зале свет приглушается.
Сцена
№1
Второй и третий план постепенное освещение сцены. (холодный свет, трагедия)
Артист остается один на сцене (луч)
Артист падает на пол, постепенное затемнение смена декораций.
Слайд 18Сцена № 2
1)Яркое освещение, действие семьи. (Теплая атмосфера)
Сцена № 3
1)Входит главный герой
его можно выделить световым решением, далее встречаются взглядами два главных героя, можно затемнить сцену и осветлить их, будто они в своей вселенной. Дальше освещение действие продолжается. Затемнение и смена декораций.
Сцена № 4
1)Здесь сцена любви, свет должен быть не слишком яркий, более уединенный.
Сцена № 5
1)Происходит трагедия, главная героиня пытается сбежать. Не яркое освещение, будто происходит заговор.
2)Затемнение, главная героиня выходит с правой стороны кулисы, на сцене народ . Яркое освещение выход в город.
3)Гроза, дождь показать молнию, более темно синем эффектом. Солнце прожектор в глаза будто в пустыни.
Слайд 19Сцена № 6
1) Изначально яркий дневной свет, Главная героиня подходит к
реке, далее отрицательный герой вкрадывается. Конфликт, интрига, волнение.
Сцена № 7
1) Главный герой один на сцене, луч света на него. Задействован экран чтобы было взаимодействие со светом. Экран не должен сильно выделяться. Тут так же у главного героя трагедия, он уходит в пол, кулисы закрываются.
Освещения зрительного зала.