Слайд 2Жан-Люк Годар:
Фотография это правда. А кино это правда 24 кадра в секунду.
Брайан Де Пальма:
Камера лжет 24 раза в секунду.
Сергей Шнуров:
Кино - это искусство, паразитирующее на литературе и музыке.
Вальтер Беньямин:
Кино - это наиболее развитое империалистическое средство контроля над массами.
Сюзан Зонтаг:
Кинокамера всех нас превращает в туристов, глазеющих на чужую жизнь или на свою собственную.
Альфред Хичкок:
Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать.
Слайд 3Кино происходит от фотографии.
Две тенденции:
-реалистическая.
-формотворческая.
Реалистическая тенденция.
Братья Огюст (1862-1954) и Луи
Люмьер (1864-1948).
Повседневная жизнь, снятая в манере фотографии.
«Политый поливальщик» (1895)
Этот фильм – прототип всех последующих кинокомедий, попытка превратить фотографирование в средство повествования.
Братья Люмьер верно определили сферу владения кино:
-для изучения человеческого сердца хватит романа и театра;
-кино-это динамика жизни, стихийные явления природы, сутолока людской толпы;
-все, что проявляется в движении, что зависит от движения;
- объектив кинокамеры смотрит в мир.
Слайд 4Формотворческая тенденция
Жорж Мельес (1861-1938).
Его основной вклад в кино –
не запечатленная
реальность,
а театральные иллюзии,
не повседневные события,
а вымышленные истории.
«Путешествие на Луну» (1902)
Безусловный шедевр раннего кинематографа.
Большинство спецэффектов придумал сам.
Самый известный кадр –
снаряд попадает Луне в глаз.
Слайд 5КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
ПОГОНЯ
«Погоня кажется мне пределом выразительности кинематографа» (А.Хичкок).
Знаменитый прием Дэвида Гриффита (1875-1948)
«спасение в последнюю минуту»:
в конце каждого из своих великих фильмов (Рождение нации, Нетерпимость) Д.Гриффит переносит действие из идеологического плана в физический, сводит его содержание к чистой и элементарной погоне.
Движения души и мысли зрителя, пробужденные драматическим конфликтом, уступают место острому физиологическому напряжению, вызванному бурным физическим движением на экране и его непосредственным смыслом.
Вестерн популярен, потому что людям никогда не надоедает смотреть на скачущего по равнинам коня.
Считается, что именно Д.Гриффит ввел кинематограф в систему культуры.
Слайд 6«Человек с киноаппаратом» (1929) бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм
советского режиссёра Дзиги Вертова (Давид Абелевич Кауфман, 1895-1954).
Считается
лучшим документальным фильмом всех времён.
«Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи видимых явлений.
Без помощи надписей (Фильм без надписей),
без помощи сценария (Фильм без сценария),
без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.).
Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы».
Слайд 7ТАНЕЦ
Фред Астер (1899-1987)– звезда Голливуда, один из величайших мастеров музыкального жанра в
кино.
Джинджер Роджерс (1911-1995)
14-ая в списке 100 величайших звезд кино.
Слайд 8ОБЫЧНО НЕВИДИМОЕ
Мелкие объекты
Крупные объекТЫ
Людская масса в движении
Преходящее
Непривычные состояния
Отбросы
«Мертвые точки сознания» (Зигфрид Кракауэр).
Реакция туземцев Африки на фильм, снятый в их местности.
Не имевшие понятия о кино зрители после просмотра оживленно заговорили о курице, клевавшей корм, которую они видели на экране.
Сам режиссер был в недоумении, он несколько раз просмотрел фильм, но так и не обнаружил ее.
Только прокручивая фильм метр за метром на монтажном столе, он наконец увидел курицу: на одно мгновение она появлялась в углу кадра и тут же исчезала.
Слайд 9ЯВЛЕНИЯ, ПОТРЯСАЮЩИЕ СОЗНАНИЕ
«Казнь Марии Шотландской» (1895)
Немой короткометражный фильм компании Эдисона.
Фильм снят одним общим планом с
использованием стоп-кадра:
перед ударом топором камеру остановили, актёра Роберта Томаэ, игравшего Марию, заменили манекеном, которому палач и отрубил голову после запуска камеры.
Предположительно, это один из самых ранних (примерно за год до Мельеса) примеров сознательного применения стоп-кадра и монтажа.
Считается первым в истории постановочным фильмом, снятым с привлечением профессиональных актёров.
Кино стремится превратить взбудораженного свидетеля в сознательного наблюдателя. Фильмы не дают нам равнодушно закрывать глаза на слепой ход вещей.
Слайд 10«Одна сотая секунды» (2006)
Короткометражный фильм английского режиссёра Сьюзэн Джейкобсон.
В основе – реальная
история фотокорреспондента из ЮАР Кевина Картера.
Он сделал снимок в Судане в 1993 г.
На снимке - умирающий от голода ребенок. Рядом – ожидающий его смерти стервятник.
Картер был удостоен Пулитцеровской премии, но резко осуждён общественным мнением.
Через три месяца после получения награды покончил жизнь самоубийством.
Слайд 11КАДР
Кадр – оправа, рамка.
Основная «лексическая» единица фильма.
В звуковом кинематографе в секунду
на экране сменяется 24 кадрика.
Кадр — психологический барьер, отделяющий зрителя от зрелища.
Кадр — система, заданная геометрией прямоугольника.
Кадр — система, сохраняющая иллюзию трехмерности.
Кадр — система, протяженная во времени, но состоящая из моментальных фотоснимков.
Кадр — система, изменяющая реально существующие отношения предметов между собой и их движение в жизни.
Кадр — минимальный материальный кусок конструкции фильма.
Кадр — критерий «документальности» кино.
Кадр - документ предкамерного факта.
Слайд 12СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН
Ролан Барт.
Третий смысл
Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С.М.Эйзенштейна:
Фильмическое в фильме
есть то, что не может быть описано, это представление, которое не может быть представлено. Фильмическое может проявиться лишь там, где кончается язык и артикулированный метаязык.
Слайд 15Андрей Тарковский
Иваново детство
Зеркало
Андрей Рублев
Солярис
Сталкер
Ностальгия
Жертвоприношение