КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ

Содержание

Слайд 2

В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам.

В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам.
С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии. Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общинного строя. Они стихийно вырастали из условий жизни рода и племени.

Слайд 3

Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества.

Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества.
Они отражали условия жизни народности, а затем и нации, сакрализовывали эти этносы, их государства, глав этих государств. Их носителями являются в основном представители данного этноса. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, конфуцианство и др.

Индуизм

Иудаизм

Синтоизм

Конфуцианство

Национальные

Слайд 4

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

- буддизм, христианство, ислам - генетически связаны с родоплеменными и национальными,

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ - буддизм, христианство, ислам - генетически связаны с родоплеменными и
но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». В мировых религиях нашел отражение образ жизни больших регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей.

Мировые

Ислам

Христианство

Буддизм

Сунниты

Шииты

Православие

Католичество

Протестантство

Слайд 5

СЛЕДУЕТ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ СУЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАНИЕ ИЛИ

СЛЕДУЕТ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ СУЩЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАНИЕ ИЛИ
НЕПРИЗНАНИЕ ТОЖДЕСТВА МЕЖДУ БОЖЕСТВОМ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, И МИРОМ И ЧЕЛОВЕКОМ — С ДРУГОЙ.

Этот признак позволяет выделить следующие категории:

пантеистические религии (историческими формами пантеизма считаются некоторые системы индийской (брахманизм, индуизм, веданта) и китайской (даосизм) философии) утверждают единство и тождественность божества и мира;

теистические религии (например, христианство, ислам, иудаизм) признают независимое существование божества и тварного (т. е. сотворённого божеством) мира и человека.

Слайд 6

Следующим признаком для различения религиозных верований служит признание или непризнание господства единого

Следующим признаком для различения религиозных верований служит признание или непризнание господства единого
божества над миром и человеком, разделяющее верования на

политеистические (индуизм, даосизм, синтоизм, а также языческие религии народов Севера, Африки, исповедующие существование множества богов)

монотеистические(единобожие). Примерами последних можно считать «аврамические» религии — иудаизм, христианство, ислам.

Слайд 7

Вероучения, представляющие единобожие, различаются между собой главным образом отношением к личности Христа.

Вероучения, представляющие единобожие, различаются между собой главным образом отношением к личности Христа.
Иудеи ожидают пришествия Его как идеального, посланного Богом царя и потомка Давида.

Слайд 8

Христианство исповедует Иисуса Христа, родившегося две тысячи лет тому назад, распятого за

Христианство исповедует Иисуса Христа, родившегося две тысячи лет тому назад, распятого за
грехи всего человечества, воскресшего на третий день и грядущего во втором Своём пришествии судить живых и мёртвых и установить Своё вечное царствие. Ислам же, связывает спасение верующего со следованием «пяти столпам», т. е. вероисповедальным, нравственным и ритуальным основам исламского учения.

Слайд 9

Принципиальные различия течений внутри ислама прослеживаются по вопросам в основном правоприменения, а

Принципиальные различия течений внутри ислама прослеживаются по вопросам в основном правоприменения, а
не догматики (вероучения), за исключением вопроса о свободе воли и, следовательно, личной ответственности:

шииты возлагают её на человека в гораздо большей мере

чем сунниты, которые подчеркивают в своём учении роль божественного предопределения.

Слайд 10

Необходимо также отметить и такое явление в современном мире как нетрадиционные религии

Необходимо также отметить и такое явление в современном мире как нетрадиционные религии
и культы - новые религиозные движения и группы, возникшие в 60-70-е годы XX века и получившие распространения в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла - все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, новой науки жизни.
Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысла жизненных ориентаций и именно молодежь тяготеет в силу присущих ей социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному. 
Имя файла: КЛАССИФИКАЦИЯ-РЕЛИГИЙ.pptx
Количество просмотров: 520
Количество скачиваний: 12