Комическое в искусстве

Содержание

Слайд 2

Комическое в искусстве

«И часто шутовское слово
учёной лекции ценней».
(Н.Буало)

Комическое в искусстве «И часто шутовское слово учёной лекции ценней». (Н.Буало)

Слайд 3

Каждый человек знает, что трагическое - это горе и страдание,

Каждый человек знает, что трагическое - это горе и страдание, а комическое
а комическое - веселье и смех. И это правильно. Но в жизни горе и радость, слёзы и смех соседствуют, идут рука об руку.

Слайд 4

Комическое - это утверждение или отрицание.
А утверждение и отрицание

Комическое - это утверждение или отрицание. А утверждение и отрицание всегда ведётся
всегда ведётся от какой-то мерки. То, что соответствует ей,- одобряется, то, что не соответствует,- порицается.
В эстетической оценке действительности такой меркой являются представления о прекрасном, эстетический идеал.
Немного истории…

Слайд 5

Римские сатурналии - дни буйства жизненных сил — сил, рвущихся сквозь оковы

Римские сатурналии - дни буйства жизненных сил — сил, рвущихся сквозь оковы
идеологии. Народный смех, звучал в Риме в ритуалах, предполагавших одновременно и прославление и осмеяние победителя.

Римские Сатурналии

Слайд 6

В средние века народный радостный смех звучал и на карнавалах, и в

В средние века народный радостный смех звучал и на карнавалах, и в
комедийных действиях и процессия и на праздниках «дураков», «ослов», и в пародийных произведениях, и в стихии фривольно-площадной речи, и в остротах и выходках шутов и «дураков», и в быту на пирушках с их «бобовыми королями и королевами «для смеха».

П. Брейгель. «Одержимые»

Слайд 7

Сцена из театрального представления в Париже в 1809 году во время средневекового

Сцена из театрального представления в Париже в 1809 году во время средневекового праздника дураков.
праздника дураков.

Слайд 8

Якоб Йорданс «Бобовый король».

Якоб Йорданс «Бобовый король».

Слайд 9

Комедийно-праздничная, внеофициальная средневековая жизнь общества — карнавал —
несёт и выражает народную

Комедийно-праздничная, внеофициальная средневековая жизнь общества — карнавал — несёт и выражает народную
смеховую культуру,
воплощающую в себе идею вселенского обновления.

Слайд 10

У каждого времени, в каждую эпоху есть свои пороки, которые становятся

У каждого времени, в каждую эпоху есть свои пороки, которые становятся предметом
предметом осмеяния. Но как бы ни менялись взгляды людей на комическое, какие бы новые черты ни вносило в них время, всегда были и будут объекты осмеяния.

Кукрыниксы
иллюстрации к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова

Комическое выставляет на осмеяние невежество, чванство, зазнайство, хлопоты человека, доставляемые ему его собственной глупостью, желанием казаться не таким, каким он на самом деле является.

Слайд 11

Всегда объектом осмеяния было и остаётся всё:

эгоистическое

уродливое в человеке

уродливое
в человеческих

Всегда объектом осмеяния было и остаётся всё: эгоистическое уродливое в человеке уродливое
отношениях

безобразное

мелкое

Слайд 12

Трагическое и комическое

Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет

Трагическое и комическое Чередуя трагическое и комическое в искусстве, учитывают, как воспримет
его человек. Как бы сильно ни страдал человек, он остаётся человеком. Он не может без конца страдать. Горе и боль притупляются. То же происходит и в искусстве. Люди, воспринимающие его, не могут в течение нескольких часов с одинаковым напряжением смотреть и переживать трагедию. И чтобы добиться необходимого накала чувств, им как бы дают передышку, которая подготовит их к трагедии и сделает её восприятие более сильным.

Слайд 13

Поэтому в драматургии и в литературном произведении часто перед самым сильным

Поэтому в драматургии и в литературном произведении часто перед самым сильным трагическим
трагическим эпизодом вводится комическая сцена, которая даёт возможность набраться сил для последующего огромного эмоционального напряжения.

Чарли Чаплин в роли Гитлера
в фильме «Великий диктатор»

Слайд 14

К проявлениям комического традиционно относят сатиру, юмор, иронию, сарказм, гротеск.

К проявлениям комического традиционно относят сатиру, юмор, иронию, сарказм, гротеск.

Слайд 15


Сатира — это литературная критика определённых явлений общества, образа жизни людей

Сатира — это литературная критика определённых явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей.
и образа их мыслей.

Слайд 16

Юмор, чувство юмора — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое

Юмор, чувство юмора — способность личности выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в
в окружающей действительности и эмоционально на него реагировать.

Слайд 17

Ирония -
(от др.-греч. — «притворство») —, в котором истинный смысл скрыт или

Ирония - (от др.-греч. — «притворство») —, в котором истинный смысл скрыт
противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Слайд 18

Сарказм –
вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку.

Сарказм – вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку.

Слайд 19

Гротеск –
это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и

Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и
безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

Слайд 20

Комическое может проявляться
в большинстве видов и жанров искусства, но

Комическое может проявляться в большинстве видов и жанров искусства, но более всего
более всего оно характерно для жанров комедии, буффонады, мима, капустника, фарса, скетча, кинокомедии, фельетона, эпиграммы, пародии, частушки, карикатуры, шаржа. Комическое может выражаться в форме анекдота, шутки, каламбура, а также возникать неосознанно — в оговорках, описках, различных комических недоразумениях и ошибках.