Слайд 2 Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси - два родственных
народа. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназвания народов хантэ, кантах и манси.
А в старых документах царской администрации хантов называли остяками, а манси – вогулами или вогуличами.
Слайд 3В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных
округах Тюменской области, а небольшая их часть—в Томской, Свердловской и Пермской областях.
Слайд 4Язык хантов и манси состоит из множества диалектов, различающихся иногда настолько, что
их носители не понимают друг друга. Письменность и литературный язык начали создаваться для хантов и манси с 1930-х годов. Единого литературного хантыйского языка не существует, хотя за базовый принят казымский диалект. Мансийский литературный язык ориентирован на северный диалект.
Слайд 5
У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое
жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым.
Слайд 6На первоначальных этапах своей истории ханты, как и многие до них, строили
землянки различного типа - «земляной дом» . Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища — дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по мировоззрению ханты, дом — это все, что окружает человека в жизни... Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.
Слайд 7 ОДЕЖДА народов Севера приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу
жизни.
Слайд 8Для изготовления одежды использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак,
птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожа рыб.
Широко применялась ровдуга – замша из оленьих или лосиных шкур.
Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре
Слайд 9 Ямал – земля исконного проживания ненцев, ханты, селькупов, манси. Они сохранили и
традиционные виды деятельности – оленеводство, рыболовство, пушное звероводство. Численность поголовья домашнего северного оленя на Ямале составляет около 600 тыс. голов. Это самое большое стадо в мире. Ямальские олени выпасаются на тундровых просторах, равных 47 млн. гектаров.
Слайд 10Олень – всему голова. Сами ненцы говорят: «Береги оленя, как мать-землю. Он
тебя кормит, одевает, согревает. Он – смысл твоей жизни».
Слайд 11День оленевода всегда яркий и красочный праздник.
Слайд 12 Древний обряд тундровиков – приношение в жертву оленя, продолжается соревнованиями по национальным
видам спорта – гонки на оленьих упряжках и снегоходах, борьба, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки.