Критики о романе Гончарова И.А. «Обломов»

Содержание

Слайд 2

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля(24 января (5 февраля) 1836(24 января (5 февраля) 1836,

Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля(24 января (5 февраля) 1836(24 января
Нижний Новгород(24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород  — 17 ноября (30 ноября(24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород  — 17 ноября (30 ноября) 1861(24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород  — 17 ноября (30 ноября) 1861, Санкт-Петербург
РусскийРусский литературный критикРусский литературный критик рубежа 1850-хРусский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-хРусский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицистРусский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ.
Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался.
Его статьи «Что такое обломовщина?Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе ГончароваЕго статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «ОбломовЕго статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царствеЕго статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе ОстровскогоЕго статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы

Слайд 3

В романе почти вовсе нет действия.
Лень и апатия Обломова - единственная

В романе почти вовсе нет действия. Лень и апатия Обломова - единственная
пружина действия во всей его истории.
Гончаров не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов.

Добролюбов Н.А.
Статья «Что такое обломовщина?» (Май 1859 г.)

Слайд 4

Отразилась русская жизнь, предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с

Отразилась русская жизнь, предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с
беспощадною строгостью и правильностью.
«Это коренной, народный наш тип».
Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
Слово это – обломовщина - служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни.

Ю. С. Гершкович. Обломов на диване.

Слайд 5

«Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств»
Добролюбов прежде всего

«Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств» Добролюбов прежде всего
увидел и точно показал неспособность Обломова к положительному добру.

Н. В. Щеглов. Обломов и Ольга

Слайд 6

«Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста

«Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы - наши воспитатели, ее триста
Захаров всегда готовы к нашим услугам.
В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».

Обломов и Захар.
Художник Т. Шишмарева. 1955

Слайд 7

«Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову - Штольца.

«Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову - Штольца.

Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества».

Ю. С. Гершкович. Штольц.

Слайд 8

«Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к

«Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к
нашей молодой жизни».
«Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни.
Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.

Т. В. Шишмарева. Ольга

Слайд 9

Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «СовременникГрупповой портрет русских писателей — членов

Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «СовременникГрупповой портрет русских писателей
редколлегии журнала «Современник». Верхния ряд: Л. Н. ТолстойГрупповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Верхния ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. ГригоровичГрупповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Верхния ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. ГончаровГрупповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Верхния ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. ТургеневГрупповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала «Современник». Верхния ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский (1856)

Слайд 10

Алекса́ндр Васи́льевич Дружи́нин (8 (20(8 (20) октября 1824(8 (20) октября 1824, Санкт-Петербург(8

Алекса́ндр Васи́льевич Дружи́нин (8 (20(8 (20) октября 1824(8 (20) октября 1824, Санкт-Петербург(8
(20) октября 1824, Санкт-Петербург — 19 (31(8 (20) октября 1824, Санкт-Петербург — 19 (31) января 1864(8 (20) октября 1824, Санкт-Петербург — 19 (31) января 1864, там же) — русский писатель, литературный критик

Статья Дружинина «Обломов»
(ж. «Современник», декабрь 1859 г.)
Увидел тайну успеха романа «непосредственно в силе художественного таланта автора», который не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов».

Слайд 11

«Обломов и обломовщина: эти слова не даром облетели всю Россию и сделались

«Обломов и обломовщина: эти слова не даром облетели всю Россию и сделались
словами, навсегда укоренившимися в нашей речи.
Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в тумане» - пишет Дружинин.

Сон Обломова.
В гостиной перед ужином.
Художник С. Шор. 1936

Слайд 12

«Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления

«Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих
общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова.
Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия».

Обломов дорог критику как тип, как дорог он любому русскому человеку.

Ю. С. Гершкович. Обломов.

Слайд 13

Дружинин говорит об обломовщине не как о социальном зле, а об особенностях

Дружинин говорит об обломовщине не как о социальном зле, а об особенностях
человеческой натуры, о том общем, что роднит людей и народы.
«Обломовщина, так полно обрисованная г. Гончаровым, захватывает собою огромное количество сторон русской жизни, но из того, что она развилась и живет у нас с необыкновенной силою, еще не следует думать, чтоб обломовщина принадлежала одной России. Когда роман, нами разбираемый, будет переведен на иностранные языки, успех его покажет, до какой степени общи и всемирны типы, его наполняющие!».

А. В. Дружи́нин

Слайд 14

Критик далёк и от того, чтобы клеймить обломовщину, как безусловное зло и

Критик далёк и от того, чтобы клеймить обломовщину, как безусловное зло и
порок: «Обломовщина гадка, ежели она происходит от гнилости, безнадежности, растления и злого упорства, но ежели корень ее таится просто в незрелости общества и скептическом колебании чистых душою людей пред практической безурядицей, что бывает во всех молодых странах, то злиться на нее значит то же, что злиться на ребенка, у которого слипаются глазки посреди вечерней крикливой беседы людей взрослых».
Дружинин прежде всего увидел и верно оценил положительную неспособность Обломова к злу. «Русская обломовщина, так как уловлена она г. Гончаровым, во многом возбуждает наше негодование, но мы не признаем ее гнилости или распадения... Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец».
Защищая столь милого его сердцу Обломова, Дружинин обращает свой гневный взор на «недостатки современных практических мудрецов», к которым он без сомнения причисляет и Ольгу со Штольцем.

Слайд 15

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ (1840—1868) ОБЛОМОВ. Роман И. А. Гончарова

Автор задумал проследить мертвящее,

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ПИСАРЕВ (1840—1868) ОБЛОМОВ. Роман И. А. Гончарова Автор задумал проследить
губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства.
Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: "зачем жить? к чему трудиться?" — вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа.

Слайд 16

Обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и

Обломовщина, как назвал ее г. Гончаров, это болезнь, развитию которой способствуют и
славянская природа и жизнь нашего общества. Это развитие болезни проследил в своем романе г. Гончаров.
По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности.
В романе г. Гончарова внутренняя жизнь действующих лиц открыта перед глазами читателя.

Слайд 17

Писарев об Обломове и обломовщине

Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе

Писарев об Обломове и обломовщине Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в
ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя обломовщины.
Слово обломовщина не умрет в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей вероятности, из литературы оно проникнет в язык и войдет во всеобщее употребление.

Слайд 18

Писарев о Штольце

Андрей Иванович Штольц, друг Обломова, является вполне мужчиною, таким человеком,

Писарев о Штольце Андрей Иванович Штольц, друг Обломова, является вполне мужчиною, таким
каких еще очень мало в современном обществе.
у Штольца здоровая и крепкая природа; он сознает свои силы, не слабеет перед неблагоприятными обстоятельствами и, не напрашиваясь насильно на борьбу, никогда не отступает от нее, когда того требуют убеждения; жизненные силы бьют в нем живым ключом, и он употребляет их на полезную деятельность, живет умом, сдерживая порывы воображения, но воспитывая в себе правильное эстетическое чувство.

Ю. С. Гершкович. Обломов и Штольц

Слайд 19

Писарев об Ольге

Ольга Сергеевна Ильинская — представляет тип будущей женщины, как

Писарев об Ольге Ольга Сергеевна Ильинская — представляет тип будущей женщины, как
сформируют ее впоследствии те идеи, которые в наше время стараются ввести в женское воспитание.
Естественность и присутствие сознания — вот что отличает Ольгу от обыкновенных женщин.

Обломов и Ольга.
Художник М. Клячко. 1951

Имя файла: Критики-о-романе-Гончарова-И.А.-«Обломов».pptx
Количество просмотров: 293
Количество скачиваний: 1