Культура и традиции мордовского народа

Содержание

Слайд 2

Тема: Традиции мордовского народа
Цель: повышение качества этнокультурного образования у обучающихся.
Задачи: 1. Воспитание

Тема: Традиции мордовского народа Цель: повышение качества этнокультурного образования у обучающихся. Задачи:
активных, ответственных граждан, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции, язык, культуру, быть равными среди других культур и народов.
2. Формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения.
3.Активизация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в процессе применения информационных технологий.

Слайд 3

Актуальность

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление,

Актуальность Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление,
она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, - в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражается национальный характер и национальное самосознание народа. Мордовский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет мордовский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

Слайд 4

Актуальность:
Обычаи и обряды являются своего рода
хранителями достижений прошлого. С их помощью народ

Актуальность: Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их
воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Слайд 5

Этническая территория мордвы находится вблизи границ Европы и Азии. Это наложило свой отпечаток на обычаи

Этническая территория мордвы находится вблизи границ Европы и Азии. Это наложило свой
и обряды мокши и эрзи, они впитали в себя элементы культуры разных народов, испытали влияние различных религий.

Слайд 6

обряды

календарные

семейные

обряды календарные семейные

Слайд 7

Свадебные обряды мордвы

Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы.

Свадебные обряды мордвы Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни
Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

костюм невесты-мокшанки

костюм невесты-эрзянки

Слайд 8

Свадебные обряды мордвы

Невеста-мокшанка. Из фондов Мордовского краеведческого музея.

Эрзянская невеста с подругами.  Село Стандрово Темниковского

Свадебные обряды мордвы Невеста-мокшанка. Из фондов Мордовского краеведческого музея. Эрзянская невеста с
уезда Тамбовской губернии. Начало XX в.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома, перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.

Слайд 9

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.).

Женщина-эрзянка в

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Женщина-эрзянка в
костюме свахи. Пензенская губерния. Начало XX в. Фото М. Евсевьева.

Слайд 10

Второй этап сватовства, собственно само сватовство. В качестве приданого родители обычно давали

Второй этап сватовства, собственно само сватовство. В качестве приданого родители обычно давали дочери одежду.
дочери одежду.

Слайд 11

В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой

В доме невесты собирались ее родственники, каждый из них приносил с собой
подарок (каравай хлеба, полотенце, посуду и т.п.).

Смотрины приданого.  Село Стандрово Темниковского уезда. Начало XX в.

Слайд 12

Свадьба в мокшанском селе. Представление невесты Ведяве.  Темниковский уезд. Фото М. Евсевьева началаXX в.

Гонцы с

Свадьба в мокшанском селе. Представление невесты Ведяве. Темниковский уезд. Фото М. Евсевьева
приглашением на эрзянскую свадьбу.  Симбирская губерния, конец XIX в.

Слайд 13

Эрзянская свадьба в Саранском уезде. «Он-ава». Так называлась кибитка, в которой размещалась

Эрзянская свадьба в Саранском уезде. «Он-ава». Так называлась кибитка, в которой размещалась
невеста. Рядом — один из братьев или дядьёв («урваля») с саблей, служившей в качестве оберега от «нечистой силы».  Фото М. Евсевьева начала XX  в.

Слайд 14

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства –
чиямо

Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо
(э.), прокс симомс ръвять (м.). – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

Слайд 15

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В

Центральным этапом свадебного цикла была свадьба в доме жениха и невесты. В
доме невесты свадебные обряды начинались с угощения невесты её родственницами кашей. Этот обряд называется ямонь ярхцама (м.), кашань ярсамо (э.).

Слайд 16

Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные

Утром в день свадьбы родственницы жениха в доме его родителей пекли свадебные
пироги. Самый большой и важный из пирогов
лукш (м.), лувонь кши (э.) преподносили отцу невесты.

Слайд 17

Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Вторым лицом по почету

Главную роль в свадебном поезде играла сваха (кудава). Вторым лицом по почету
и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.).

Слайд 18

Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом,

Первая встреча и знакомство молодых происходила у постели, которая зимою и летом,
за неимением отдельных комнат, готовилась обычно в конюшне или амбаре. Туда жених приходил заранее, а затем туда же приводили невесту, которую со словами: «Волк, вот тебе овца!» вталкивали к мужу.

Слайд 19

Родильные обряды мордвы

Родильные обряды мордвы связаны с рождением ребёнка.
Их исполнение способствует

Родильные обряды мордвы Родильные обряды мордвы связаны с рождением ребёнка. Их исполнение
здоровью и благополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.

Слайд 20

Наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот,

Наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот,
обращенный к левой стороне, — девочки.

Слайд 21

Во время родов женщине помогала повитуха (идень баба — мокшанское, бабушка —

Во время родов женщине помогала повитуха (идень баба — мокшанское, бабушка —
эрзянское). Это была, здоровая женщина, имевшая много детей и внуков, нередко свекровь. Дети, которых она принимала, называли её бабушкой, а она их — унокт (мокшанское «внуки»).

Слайд 22

Для облегчения родов применяли магические приёмы: расплетали роженице волосы, расстёгивали одежду, открывали

Для облегчения родов применяли магические приёмы: расплетали роженице волосы, расстёгивали одежду, открывали
двери, замки, заставляли мужа 3 раза перешагивать через жену.

Слайд 23

До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после

До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов.
родов.

Слайд 24

Для предотвращения смерти детей существовали обряды, «вводившие в заблуждение нечистую силу»: ребёнка

Для предотвращения смерти детей существовали обряды, «вводившие в заблуждение нечистую силу»: ребёнка
«продавали» первому встречному или нищему, затем мать выкупала его за 2—4 коп.

Слайд 25

Если дети в семье часто умирали, считалось, что их отбирает Ведява. В

Если дети в семье часто умирали, считалось, что их отбирает Ведява. В
этом случае совершали обряд под названием «воровать детей у Ведявы».

Мордовское языческое божество - дух вод - Ведь-ава («ведь» - вода, «ава» - мать, женщина) в религиозных верованиях мордовского народа представляется как высокая, красивая, обнаженная женщина, сидящая около водоема и расчесывающая гребнем длинные русые, белые или зеленые волосы. 

Слайд 26

На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели (лавсень нуряфтомс —

На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели (лавсень нуряфтомс —
мокшанское, лавсень нурсемс — эрзянское). Колыбель по обычаю делал дед по матери, а его жена пекла лепёшки и пироги.

Слайд 27

Самым торжественным обрядом были крестины (кстинат — мокшанское, эрзянское, лемдема — эрзянское).

Самым торжественным обрядом были крестины (кстинат — мокшанское, эрзянское, лемдема — эрзянское).
Как правило, крёстными были родственники: крёстная мать — крёстнай тядя (мокшанское), крёстной ава (эрзянское) и крёстный отец — крёстнай аля (мокшанское), крёстной тетя (эрзянское).

Слайд 28

Сезонные обряды мордвы

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на

Сезонные обряды мордвы Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся
обряды с определенными и нефиксированными датами. Зародились и формировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ.

Слайд 29

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое
занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование .

Слайд 30

Последним большим зимним праздником была Масленица. Во время этого праздника молодежь каталась

Последним большим зимним праздником была Масленица. Во время этого праздника молодежь каталась
на лошадях, пела, плясала. Основное гуляние происходило на масленичной горе — масла панда (м.), мастя пандо (э.). Здесь катались с гор, играли.

Слайд 31

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по
селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.

Слайд 32

Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица. В

Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица. В
древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве.

Слайд 33

В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покрав баба

В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покрав
(м.). С этого дня в эрзянских селениях проводился праздник Тейтерень пиянь кудо (э.).

Слайд 34


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ
в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Вывод:

Слайд 35

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью.

Культура мордовского народа тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью.
Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

Вывод:

Имя файла: Культура-и-традиции-мордовского-народа.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0