Слайд 2Что называют Мезоамерикой?
Центральную Америку, в том числе и Мексику принято называть Мезоамерикой
Культурное развитие народов этих географических участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки
Слайд 3Культура Мезоамерики
Ольмекская культура
Теотиуаканская культура
Культура тольтеков
Культура ацтеков
Культура майя
Слайд 4Ольмекская культура
В 40-е годы ХХ столетия, во время раскопок в местечке Сан-Лоренцо
рабочие вдруг увидели в земле глядящий на них громадный каменный глаз
Этот глаз принадлежал соответствующих размеров голове
Вес головы достигал несколько тонн
Было найдено в различных местах более десятка таких голов
Сделаны они были из базальта
Так открыли древнейшую цивилизацию, которую стали называть ольмекской
Ольмекская культура, признается многими учеными "материнской" по отношению к последующим культурам Мезоамерики
Слайд 5Ольмекская культура
Появились ольмеки (от ацтек, олми - каучук, дословно "люди с земли
резиновых деревьев") на территории современного мексиканского штата Веракрус (южной части) и северной части штата Табаско около 4000 лет назад
Древнейшее предание говорит об их таинственных предках, прибывших морем и знавших чары, волшебство, рисунчатое письмо и песни, славившие "Владыку Всего, подобного ночи и ветру“
Они обосновались в селении со странным названием Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом")
Слайд 6Ольмекская культура
В предании говорится, что однажды, непонятно по каким причинам, мудрецы -
цвет народа - снова сели на свои корабли и поплыли на восток, пообещав вернуться накануне конца света, а оставшийся люд заселил окружающие земли и стал называть себя по имени своего великого вождя, кудесника и первосвященника Ольмека Уимтони
Слайд 7В научной литературе этот народ часто именуется ягуарьими индейцами
Ольмеки отождествляли себя с
ягуарами, считая их своими тотемами
Согласно легенде именно от союза божественного животного со смертной женщиной появилось племя ольмеков - сыновей земли и небес, одновременно людей и ягуаров
В память об этой связи все ольмекское искусство насыщено изображениями священного животного
Фигурки дают представление об одежде и обычаях народа ягуаров
Слайд 8Ольмекская культура
Ольмекское искусство отличается простотой и реализмом формы, динамичными и оригинальными концепциями
Оно
перенасыщено изображениями хищников семейства кошачьих
Эта одержимость ягуароподобными мотивами, вызванная религиозно-магическими верованиями этой племенной группы, находит эстетическое проявление во всех изделиях, изготовленных как из камня, так и из глины
Слайд 9Ольмекская культура
Гипсовый образец (копия) одного из монументов Чалькацинго в Морелосе
На нём изображены
две дикие кошки (ягуары?) нападающие на человека
Слайд 10Ольмекская культура
Ольмеки любили носить самые разнообразные ювелирные изделия
Ценили ольмеки не золото,
не серебро, не драгоценные камни, а обсидиан, яшму и "солнечный камень" - нефрит различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого)
Слайд 11Ольмекская культура
Антропоморфный топор. 1000-600 гг. до н.э. 22х9 см. Зелёный камень
Изображён человек
с расколотой головой, ртом ягуара и пылающими бровями
Предназначался для религиозно-ритуальных целей
Слайд 12Ольмекская культура
Ольмеки обрабатывали андезит, базальт, яшму, кварц, диорит, нефрит и другие камни,
полученные благодаря торговому обмену
Они занимались резьбой, используя в качестве исходного материала драгоценные и полудрагоценные камни голубовато-зеленого цвета, из которых затем изготовлялись великолепные украшения и изящные фигурки
Слайд 13Нефритовая ложка в форме дракона
Длина – 10 см
Слайд 14Ольмекская культура
Монумент 19 из Ла Венты
Изображён человек внутри изогнутой змеи
человек одет в
одежду с теми же отличительными знаками, которые имеются и у змеи
Этот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш
Слайд 15Ольмекская культура
Развитие культуры Ла-Венты, представляющей собой наиболее яркий пример ольмекской культуры, началось
примерно около 1500 г. до н. э.
Для керамики Ла-Венты характерен хороший обжиг и преобладание черных, белых и серых тонов
Встречаются также изделия розовато-белого, лощеного белого, серо-кремового, черновато-кофейного, пурпурного и других цветов, особенно тарелки и плоскодонные сосуды, чаши сложной формы, горшки и другие виды утвари
Для украшения использовались орнаменты, сделанные с помощью «шагающего штампа», точечные узоры и угловатые ямки, а также геометрические и символические мотивы, главным образом лапы и имитация пятен шкуры ягуара
Слайд 16Ольмекская культура
Тарелка с 5 барельефными, гравированными профилями. 800-400 гг. до н.э. 15,5х16,4
см Темно-зеленый камень
Показан (что типично для ольмеков) деформированный череп
Профиль главной головы повёрнут в сторону профиля второй головы, у обоих перевёрнутый оскал ягуара и расколотые лбы
3 других профиля находятся: 2 внутри контура главной головы, 3-й по самому контуру
Слайд 17Ольмекская культура
Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве сверхъестественного зверя
1200-600 гг.
до н.э. 29,5х21,3 см
Нос и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсем
Вместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей
Слайд 18Ольмекская культура
Фигурка сидящей женщины с зеркалом
1000-600 гг. до н.э.
8х4 см
Пиритовые
зеркала, такой как у этой женщины, предполагают исследователи, нужны для пристального всматривания в потусторонний мир во время шаманских обрядов
Слайд 19Ольмекская культура
Борец (Рестлер)
600-400 гг. до н.э.
63х40 см
Это базальтовая скульптура
бритого, бородатого мужчины запечатлела его в динамике, что почти уникально для всех скульптур Мезоамерики
Хотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч
Слайд 20Ольмекская культура
Статуэтка игрока в мяч
Слайд 21Ольмекская керамика
Тарелка из Тлатилько Декорировано линиями по краям и на дне
Пустотелая керамическая
фигура. Центральная Мексика
Слайд 22Ольмекская керамика
Керамический сосуд в форме каймана
Изображена эта рептилия в обычном для ольмеков
стиле - с "пылающими бровями" и с U-образной челюстью
Слайд 23Ольмекская керамика
Керамический сосуд с двойным горлышком
Типичная форма для центральной и западной Мексики
того времени
Этот сосуд напоминает такой же, найденный в Южной Америке - возможно существовали уже в то время какие-либо межконтинентальные контакты между народами Америки
Слайд 24Ольмекская культура
Всемирную славу "людям-ягуарам" принесла монументальная скульптура
Ее символ - гигантские каменные "головы",
своими размерами превышающие рост человека (их окружность в среднем равна 6 м 58 см, а высота - 2,5 м)
Каждая из них имеет свое "лицо", но обязательно с выраженными ягуароподобными или негроидными чертами и взглядом, устремленным в пространство
Головы защищены касками, напоминающими шлемы современных игроков в бейсбол или в хоккей с шайбой
Слайд 25Ольмекская культура
Первой древнейшей столицей индейской Америки считается современный Сан-Лоренсо
В нем проживало около
5 тыс. жителей
Городу покровительствует всемогущий бог-ягуар
Его масками украшены углы ступеней пирамиды, самой древней из известных сегодня в Америке
Она представляет собой 32-метровый конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией
От пирамиды тянутся два маунда (маунд - земляная насыпь, курган), между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара
Слайд 26Ольмекская культура
Ольмеки запомнились миру не только своими городами и ритуальными играми, но
и изобретением первой на американском континенте древнейшей письменности
Она была иероглифической
Запись велась слева направо, сверху вниз и представляла собой архаический вариант более позднего мезоамериканского письма - майя