Культура России первой половины XIX века

Содержание

Слайд 2

Характерные черты

Преемственность развития
Развитие национальной культуры
Открытость, способность к усвоению элементов культуры

Характерные черты Преемственность развития Развитие национальной культуры Открытость, способность к усвоению элементов
других народов
Сохранение принципа сословности в сфере просвещения
Становление института цензуры
Особая роль российской интеллигенции в культурном процессе

Слайд 3

Дифференциация различных сфер культурной деятельности
Взаимовлияние различных областей культуры
Взаимодействия между официальной

Дифференциация различных сфер культурной деятельности Взаимовлияние различных областей культуры Взаимодействия между официальной
(«высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством, и культурой народных масс

Слайд 4

«Золотой век» русской культуры

Победа в
Отечественной
войне 1812 г.

«Вторая волна»
западного
влияния после
Заграничного
похода 1813 г.

Начало
промышленного
переворота
(1830-1850-е
годы)

«Золотой век» русской культуры Победа в Отечественной войне 1812 г. «Вторая волна»

Слайд 5

Образование

1802 г.
Министерство
образования

низшая ступень – церковноприходские школы и
уездные училища

средняя ступень – гимназии

высшая

Образование 1802 г. Министерство образования низшая ступень – церковноприходские школы и уездные
ступень – университеты, технические вузы

Новые университеты: Дерптский, Казанский, Виленский, Харьковский

1811 г.
Царскосельский (Александровский) лицей
Привилегированное учебное заведение, сопоставимое
по уровню подготовки с университетами

Слайд 6

Просвещение

Учреждение научных обществ (Географическое, Минералогическое, Общество истории и древностей российских и др.)
Книгоиздание.

Просвещение Учреждение научных обществ (Географическое, Минералогическое, Общество истории и древностей российских и
Первая частная типография А.Ф. Смирдина.

Слайд 7

"Основная идея учредителей Общества – привлечь к изучению родной земли и людей её обитающих все

"Основная идея учредителей Общества – привлечь к изучению родной земли и людей
лучшие силы русской земли"
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Русское географическое общество было основано по Высочайшему повелению императора Николая I в 1845 году. Идея о создании Общества принадлежала адмиралу Фёдору Петровичу Литке, воспитателю будущего первого Председателя Русского географического общества Великого князя Константина Николаевича. Главной задачей новой организации было собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли.

Слайд 8

Газетное дело. Частные газеты. Провинциальная пресса.
Журналы. «Вестник Европы», «Полярная звезда», «Современник»,

Газетное дело. Частные газеты. Провинциальная пресса. Журналы. «Вестник Европы», «Полярная звезда», «Современник»,
«Отечественные записки».
1814 г. -- открытие Публичной библиотеки
1831 г. – Румянцевский музей в Петербурге (с 1861 г. – в Москве, основа РГБ)
1852 г. – открытие Эрмитажа для публичного доступа

Просвещение

Слайд 9

в России один учащийся приходился на 135 жителей
в Пруссии – 1:6

в России один учащийся приходился на 135 жителей в Пруссии – 1:6
в Англии – 1:9
во Франции – 1:11
в Австрии – 1:14

В 1860-е годы:

Слайд 10

Институализация науки (формирование научных школ, открытие научных обществ)
Дифференциация наук, выделение самостоятельных научных

Институализация науки (формирование научных школ, открытие научных обществ) Дифференциация наук, выделение самостоятельных
дисциплин (естественных и гуманитарных)

Наука

Слайд 11

Наука

Н.И. Лобачевский
Неевклидова геометрия
(1826)

Б.С. Якоби
Первый электродвигатель
(1834)

Н.Н. Зинин
А.М. Бутлеров
Химия красителей

В.Я. Струве
Пулковская обсерватория
(1839)

Н.И. Пирогов
Военно-полевая хирургия
(Крымская

Наука Н.И. Лобачевский Неевклидова геометрия (1826) Б.С. Якоби Первый электродвигатель (1834) Н.Н.
война)

И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
Кругосветное путешествие
(1803)

Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Открытие Антарктиды
(1820)

Н.М. Карамзин
«История государства Российского»
(1816-1829)

Слайд 12

Литература

Классицизм (нач. XIX в.)
(идея служения государю и Отечеству)

Г.Р. Державин

Сентиментализм (нач. XIX в.)
(чувства,

Литература Классицизм (нач. XIX в.) (идея служения государю и Отечеству) Г.Р. Державин
переживания человека)

Н.М. Карамзин

Романтизм (I четв. XIX в.)
(противопоставление романтического,
идеального образа реальности,
самобытность русской истории)

В.А. Жуковский
А.А. Бестужев-Марлинский
М.Н. Загоскин

Реализм (II четв. XIX в.)
(изображение реальной жизни)

А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь

Слайд 14

Архитектура

Ампир – поздний классицизм
(массивные монументальные формы,
строгие линии и украшения, военные эмблемы)

А.Д. Захаров

Здание

Архитектура Ампир – поздний классицизм (массивные монументальные формы, строгие линии и украшения,
Адмиралтейства (Петербург)

А.Н. Воронихин

Казанский собор (Петербург)

К.И. Росси

Ансамбль Дворцовой площади,
Александринский театр,
Михайловский дворец (Петербург)

О.И. Бове

Большой и Малый театры,
Триумфальные ворота, Александровский
сад (Москва)

Русско-византийский
стиль (с 1830-х гг.)

К.А. Тон
Храм Христа Спасителя
Большой Кремлевский дворец
Оружейная палата

Слайд 15

Захаров А.Д.

Захаров А.Д.

Слайд 17

Воронихин А.И.

Воронихин А.И.

Слайд 19

Орловский Б.И.

Орловский Б.И.

Слайд 20

Монферран А.А.

Монферран А.А.

Слайд 21

Спасский Староярмарочный собор Нижний Новгород

Спасский Староярмарочный собор Нижний Новгород

Слайд 22

Бове О.И.

Бове О.И.

Слайд 23

Тон К.А.

Тон К.А.

Слайд 24

Две столицы

Россия – двустоличная страна
Функции столиц – репрезентативная, оборонительная, административная, экономическая, культурная

Две столицы Россия – двустоличная страна Функции столиц – репрезентативная, оборонительная, административная,
и др.
Петербург – внешний, репрезентативный центр центр. Москва – центр внутренний.
Коммуникационная обособленность Петербурга. «Москвоцентричность» дорожной сети.

Слайд 25

Петербург – резиденция императорского двора. Церемониал. Москва – сакральность власти. Коронации.
Отличия военной

Петербург – резиденция императорского двора. Церемониал. Москва – сакральность власти. Коронации. Отличия
жизни Москвы и Петербурга.
Петербург – правительственный центр. Слабость Москвы как административного центра.
Особенности мемориализации двух столиц
Каналы распространения информации в столицах. Москва – город сплетен? Петербург – город слухов?
Светская жизнь: двор, театр, клубы
Столичная культура как основа формирования элиты мещанской.

Две столицы

Слайд 26

Чернецов Г.Г. Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве

Чернецов Г.Г. Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве
Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге (1837 г.)

Слайд 27

Живопись

Ф. А. Бруни
Медный змий

Живопись Ф. А. Бруни Медный змий

Слайд 28

Живопись Классицизм

К.П. Брюллов
(1799-1852)
Взаимодействие
романтизма и
классицизма

А.А. Иванов
(1806-1858)
Евангельская
тема

Явление Христа народу

Последний день Помпеи

Живопись Классицизм К.П. Брюллов (1799-1852) Взаимодействие романтизма и классицизма А.А. Иванов (1806-1858)

Слайд 29

Живопись Романтизм

О.А. Кипренский
(1782-1836)
Романтические
портреты

В.А. Тропинин
(1776-1857)
Романтические
портреты в сочетании
с жанровостью

Кружевница

А.С. Пушкин

Живопись Романтизм О.А. Кипренский (1782-1836) Романтические портреты В.А. Тропинин (1776-1857) Романтические портреты

Слайд 30

Живопись Бытовой жанр

А.Г. Венецианов
(1780-1847)
Повседневная
жизнь крестьян,
красота родной
природы

На пашне. Весна

Живопись Бытовой жанр А.Г. Венецианов (1780-1847) Повседневная жизнь крестьян, красота родной природы На пашне. Весна

Слайд 31

Живопись Критический реализм

П.А. Федотов
(1815-1852)
Склонность к сатире,
смешение
трагического и
комического

Сватовство майора

Живопись Критический реализм П.А. Федотов (1815-1852) Склонность к сатире, смешение трагического и комического Сватовство майора

Слайд 32

Живопись Морской пейзаж

И.К. Айвазовский
(1817-1900)
Маринист

Девятый вал

Живопись Морской пейзаж И.К. Айвазовский (1817-1900) Маринист Девятый вал

Слайд 33

Скульптура

И.П. Мартос
(1754-1835)
Памятник
Минину и Пожарскому
на Красной площади
(1804-1818)

П.К. Клодт
(1805-1867)
Конные группы
на Аничковом мосту
в Петербурге
(1833-1850)

Классицизм

Романтизм

Скульптура И.П. Мартос (1754-1835) Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (1804-1818)

Слайд 34

Театр

Петровский театр
в Москве

1824 г.

Большой театр

Малый театр

Александринский театр в Петербурге

опера, балет

драма, демократизм

официоз

Драматургия (реализм)
А.С.

Театр Петровский театр в Москве 1824 г. Большой театр Малый театр Александринский
Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский

П.С. Мочалов
актер Малого театра
(романтизм)

М.С. Щепкин
актер Малого театра
(реализм)

Слайд 35

Музыка

М.И. Глинка
(1804-1857)

Алябьев
Варламов
Бортнянский
Даргомыжский

Формирование
национальной
музыкальной
школы

Лучшее:
«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка)
«Русалка», «Каменный гость» (А.С.

Музыка М.И. Глинка (1804-1857) Алябьев Варламов Бортнянский Даргомыжский Формирование национальной музыкальной школы
Даргомыжский)
Имя файла: Культура-России-первой-половины-XIX-века.pptx
Количество просмотров: 44
Количество скачиваний: 0