Культура России XVII века

Содержание

Слайд 2

Задание: Составить тезаурус – словарь по теме занятия (он включает термины, имена,

Задание: Составить тезаурус – словарь по теме занятия (он включает термины, имена,
названия). Каким будет ваш словарь, определяете сами. Основное требование – не менее 7 терминов, имен и названий.

Слайд 3

Обмирщение культуры –усиление светских начал в культуре.

Обмирщение культуры –усиление светских начал в культуре.

Слайд 4

1. Образование.

В 17 веке появилась потребность в грамотных людях.
В городах и

1. Образование. В 17 веке появилась потребность в грамотных людях. В городах
в деревнях «грамотеи» открывали школы. (Например, открыта 1685 г. «школа для учения детям» в г. Боровске)
Дворяне приглашали детям учителей из-за границы. На Руси стали обучать иностранным языкам.
Печатный двор выпускал учебные книги
1574 г. – «Букварь» Ивана Федорова 1574 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого
1694 г., 1696 г. «Буквари» Кариона Истомина

Слайд 5

Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и

Большую роль в развитии просвещения сыграл Ртищев Фёдор Михайлович, русский государственный и
культурный деятель.
Пригласив из Киева учёных монахов (Епифания Славинецкого и др.), организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии.
Для ознакомления москвичей с полифонической музыкой выписал хор из Киева. Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".

Слайд 6

В качестве учителей приглашаются монахи из Польши. Таким учителем стал монах Симеон

В качестве учителей приглашаются монахи из Польши. Таким учителем стал монах Симеон
Полоцкий. 
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Родом из Белоруссии, вероятно из Полоцка.
Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической

Слайд 7


СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ – первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве
Москве с 1687 по 1814. Первые преподаватели греки – братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики.
Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.

Слайд 9

2. Наука.

Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном

2. Наука. Наука на Руси была развита слабо и ориентировалась в основном
на практические нужды.
С освоением Сибири появились рукописные карты. 1696 г. С. Ремизов создал карты «Чертёжная книга Сибири».
В 1678 г. появилась 1-я печатная история - «Синопсис». В нем дан краткий обзор русской истории с древнейших времен до 17 века.
Технические новинки доставлялись из-за границы. Начинается применение водяных двигателей.
1615 г. была изготовлена 1-я нарезная пушка.

Слайд 10

3. Литература.

Авраамий Палицын «Сказание» повествует о «разбойничестве» первых лет нового века.

3. Литература. Авраамий Палицын «Сказание» повествует о «разбойничестве» первых лет нового века.

Дьяк И. Тимофеев во «Временнике» , И. М. Катырев –Ростовский пишут о Смуте.
Читают жития святых Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и др. Но: создаются жития-биографии не церковных, а гражданских лиц. «Житие» протопопа Аввакума.
Ярким явлением того времени являются сатирические повести и сказания - «О Шемякином суде»
«Повесть о Фоме и Ереме»
«Повесть о Ерше Ершовиче».
Новые черты литературы: внимание к личности героев, их душевным переживанием.
Родились новые жанры – светская повесть драма, стихи с их бытовыми, сатирическими и любовными мотивами.
Переводится иностранная литература: рыцарские романы; юмористические рассказы; приключенческие повести и т.д.

Слайд 11

4. Архитектура.

Деревянная архитектура достигла своего расцвета.
Она теснейшим образом связана с

4. Архитектура. Деревянная архитектура достигла своего расцвета. Она теснейшим образом связана с
потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы квадратный сруб с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени, крыша, двери и окна. ВСЕ ЭТО ПЕРЕШЛО И В КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ.

Слайд 12

В селе Коломенском был построен летний деревянный дворец Алексея Михайловича (1667 –

В селе Коломенском был построен летний деревянный дворец Алексея Михайловича (1667 –
1668)
Современники считали его восьмым чудом света. Дворец напоминал драгоценную и уникальную игрушку.

Слайд 13

в Кижах возведена без единого гвоздя деревянная 22-главая Преображенская церковь.

в Кижах возведена без единого гвоздя деревянная 22-главая Преображенская церковь.

Слайд 14

До середины XVII в. в церковном зодчестве –шатровый стиль

Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся

До середины XVII в. в церковном зодчестве –шатровый стиль Шатровые храмы —
и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

В середине XVII столетия развитие шатрового зодчества было приостановлено указами патриарха Никона, считавшего шатровое завершение неприемлемым для храма и предпочитавшего традиционные купола.

Слайд 15

Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640 год.

Успенская (Дивная) церковь в Угличе. 1628

Церковь Покрова в Медведкове. Москва. 1640 год. Успенская (Дивная) церковь в Угличе. 1628 г.
г.

Слайд 16

Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 г.

Собор Архангела Михаила. Нижний Новгород.1631 г.

Слайд 17

Теремной дворец. Кремль . Москва

Теремной дворец. Кремль . Москва

Слайд 18

Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль

Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль

Слайд 19

Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль

Теремной дворец. Внутри. Москва. Кремль

Слайд 20

Архитектура

Нарядность,
элегантность,
строгая симметричность

Церковь Покрова в Филях
(1690-1695)

В конце XVII в.
возникает новый стиль
нарышкинское
(московское)

Архитектура Нарядность, элегантность, строгая симметричность Церковь Покрова в Филях (1690-1695) В конце
барокко

Слайд 21

Троицкая церковь (Троице-Лыково) 1698 – 1702 г.

Троицкая церковь (Троице-Лыково) 1698 – 1702 г.

Слайд 22

5. Живопись

В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись.

5. Живопись В XVII в. процесс обмирщения русской культуры затронул и живопись.
Выразилось это как в том, что даже в каноническую иконопись стали проникать светские идеи, так и в том, что появилась собственно мирская (портретная) живопись.
В иконописи в то время господствовали два стиля:
-«годуновский» (по заказам царя Бориса Годунова), главными чертами которого являлись строгое следование канону;
-«строгановский» (заказчики - купеческий род Строгановых) — искусство иконной миниатюры, характеризующееся тщательным мелким письмом, изысканностью и богатством орнамента (художник Прокопий Чирин).

Слайд 23

«годуновский» стиль

«годуновский» стиль

Слайд 24

«строгановский»стиль

«строгановский»стиль

Слайд 25

Произведения мастеров Оружейной палаты —  Семена Федоровича Ушакова и его учеников (Г. Зиновьева, И. Максимова,

Произведения мастеров Оружейной палаты — Семена Федоровича Ушакова и его учеников (Г.
Т. Филатьева, К. Уланова) — сочетали в себе традиционные приемы и новаторские идеи – стремление придать изображаемым сюжетам перспективу и объемность. Самым известным творением Семена Ушакова является икона «Спас нерукотворный», передающая с помощью светотени красоту правильного человеческого лица.

Слайд 26

Святая Троица. С. Ушаков

Святая Троица. С. Ушаков

Слайд 27

Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему

Необходимость восстановить внутреннее убранство церквей после интервенции и Смуты привела к последнему
взлету фресковой живописи, которая стала чрезвычайно декоративна. Фрески - это роспись по сырой штукатурке
Наиболее известными создателями поздней фрески считаются работавшие в Ярославле артели Гурия Никитина, расписавшие церковь Ильи Пророка и Дмитрия Григорьева, украсившие храм Иоанна Предтечи в Толчкове.

Гурий Никитин, церковь Ильи Пророка

Слайд 28

Дмитрий Григорьев, храм Иоанна Предтечи в Толчкове.

Дмитрий Григорьев, храм Иоанна Предтечи в Толчкове.

Слайд 29

В конце XVI в. появились первые парсуны - портреты реального лица, написанные маслом на

В конце XVI в. появились первые парсуны - портреты реального лица, написанные
холсте. Меняются приемы портретного письма: если раньше техника была иконописной, то теперь более пристальное внимание уделяется человеку, реалистичности мира, естественным пропорциям тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I — Л.К. Нарышкина, Г.П. Годунова).

Портрет царя Алексея Михайловича.

Слайд 30

В 17 в. изменился царский быт. Царский двор стал необычно многолюдным. Все

В 17 в. изменился царский быт. Царский двор стал необычно многолюдным. Все
бытовые обязанности выполняли тысяча людей. Охрана царя доходила до 2000 человек.Специальные слуги-спальники, конюшие, сокольничьи, каретные помогали ему в течение дня..
Главным развлечение царя были псовая и соколиная охота. Новым развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича

1.Домашний быт русских царей.

В.Шварц. Сцена из жизни русских царей.

Слайд 31

Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции-Коломенское

Царские дворцы в 17 в. отличались большим великолепием. Появляются постоянные летние резиденции-Коломенское
и Измайловское.
В помещениях появляются картины, гравюры голландских и немецких мастеров, напольные часы, венецианские зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей. Стол поражал воображение иноземных гостей своим изобилием и разнообразием.

1.Домашний быт русских царей.

Престольная палата в Теремном дворце московского Кремля.

Слайд 32

2.Быт дворян.

Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Подражая царю, бояре

2.Быт дворян. Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Подражая царю,
и дворяне проводили время в пирах и охоте, развлекались зрелищем кулачных боёв.
Они состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений. В центре находилась печь, богато украшенная изразцами росписями. В окна вставляли слюду, или рыбьи пузыри.
Мебель делалась из резного дерева. Полы делали деревянные, часто покрывали их коврами, которые привозили из Персии, Турции русские купцы. Посуда была золотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные суконные европейские ткани.

Слайд 33

Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки.Основой мебели

Быт горожан был более скромным.Подворье включало жилой дом и хозяйственные постройки.Основой мебели
были столы,лавки,сундуки.Основным украшением считался красный угол с иконами в серебряных окладов.
В 17 в. посадские жители стали возводить кирпичные дома,но такое жильё могли позволить себе лишь зажиточные горожане.

3.Быт горожан.

А.Маковский.
Гостеприимство.

Слайд 34

Крестьянский двор включал избу, хлев,сарай.Избы то-пились по черному, печи были редкостью. Для

Крестьянский двор включал избу, хлев,сарай.Избы то-пились по черному, печи были редкостью. Для
освещения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее.
Посуда была деревянной и глиняной. Основой питания были зерновые культуры-рожь, просо, овес, пшеница,горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды.

4.Быт и обычаи крестьян.

Крестьянская изба.
Музей деревянного
зодчества в Суздале.

Имя файла: Культура-России-XVII-века.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0