Слайд 2В XVI в. культурная жизнь России была проникнута религиозным мировоззрением.
С XVII
в. в культуре начался процесс «обмирщения», т. е. распространения в ней светских элементов.
Слайд 3Важнейшим памятником литературы второй половины XVI в. является переписка Ивана Грозного с
Андреем Курбским, в которой царь обосновывает свое божественное право управления государством.
Слайд 4В 1564 г. в России началось книгопечатание, организованное Иваном Федоровым.
Слайд 5В XVII веке были созданы последние летописные сочинения.
Главное место в исторической
литературе заняли исторические повести («Сказание Авраамия Палицына», «Временник дьяка Ивана Тимофеева»).
Появился новый жанр — сатирическая повесть («Служба кабаку», «Повесть о куре и лисе» и др.).
Новыми жанрами стали мемуары («Житее протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).
Слайд 6Все это свидетельствовало об элементах обмирщения, (от слов «мирский», «светский»). распространяющегося в
культуре.
Слайд 7Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ,
в 1687
году в Москве открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.
Вышли в свет массовым тиражом учебники («Азбука» Василия Бурцева и др.), книги различного содержания.
В 1672 году в Москве была открыта первая книжная лавка. При царском дворе выходила рукописная газета «Куранты».
Слайд 8В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение —
Славяно-греко-латинская академия. Первые преподаватели были греки — братья Иоанникий и Софроний Лихуды.
Слайд 9В архитектуре при Иване Грозном в честь взятия Казани был построен Собор
Василия Блаженного (Покровский собор).
Слайд 10В начале XVI в. в Москве были построены
стена Китай-города (1530-е гг.),
Новодевичий монастырь (1525 г.).
Слайд 11Обмирщение искусства выражалось
в декоративном начале, большей живописности архитектурных сооружений.
Слайд 12Особенно хорошо это прослеживалось в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле,
Слайд 13Летний дворец в селе Коломенское
Слайд 14В XVII в. получили распространение традиции русского, или нарышкинского, барокко.
Своим названием
архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Слайд 15С 1656 по 1694 гг. шло строительство Новоиерусалимского монастыря
Слайд 17В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль –
московское барокко
Слайд 18Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII —
первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре.
Слайд 19Наиболее яркий пример московского барокко – церковь Покрова в Филях