Культура Урала

Содержание

Слайд 2

1. Народное образование

Среди важнейших задач молодой советской власти была ликвидация безграмотности. В

1. Народное образование Среди важнейших задач молодой советской власти была ликвидация безграмотности.
1920 г. Более 80% уральцев не умели читать и писать. Обучение было приравнено к трудовой повинности и поступило в ведение специальных чрезвычайных комиссий. К концу 1930-х годов доля грамотных среди жителей края в возрасте от 9 до 49 лет достигла 90%.

Слайд 3

Война 1941-1945 гг. тяжело отразилась на состоянии школы.
К 1975 г. В основном

Война 1941-1945 гг. тяжело отразилась на состоянии школы. К 1975 г. В
завершился переход ко всеобщими среднему образованию молодежи.
Начало истории высшей школы края совпало с революцией и Гражданской войной. В 1919 -1920 гг возобновили работу университет в Перми, горный институт в Екатеринбурге, Открылся Башкирский институт народного образования в Уфе и Уральский университет в Екатеринбурге. В 1970-е годы открылись университеты в Ижевске и Челябинске.

Слайд 4

Тихая кончина УОЛЕ.

В первые годы советской власти продолжало работать уральское общество любителей

Тихая кончина УОЛЕ. В первые годы советской власти продолжало работать уральское общество
естествознания. «Непролетарское происхождение» этих энтузиастов вызывало у большевиков подозрение. Постепенно общество передало государству богатые коллекции и библиотеку, оставшись «приживальщиком» при созданном на этой базе Уральском краеведческом музее.

Слайд 5

Президентом стал М.О. Клер.
В 1930 г. Он был приговорен к расстрелу за

Президентом стал М.О. Клер. В 1930 г. Он был приговорен к расстрелу
шпионаж «в пользу французских капиталистов», через полтора года освобожден. В 1929-1930 гг. лишенное государственной и общественной поддержки УОЛЕ прекратило существование.

Слайд 6

Академическая наука.

В 1932 г. В Свердловске открылся Уральский филиал Академии наук СССР.

Академическая наука. В 1932 г. В Свердловске открылся Уральский филиал Академии наук
Его первым председателем стал замечательный геохимик и минералог академик А.Е. Ферсман. Началось формирование научных школ и направлений. Вехами роста академической науки на Урале стало преобразование филиала в Уральский научный центр.

Слайд 7

Писатели в вихре событий.

Осенью 1915 г. Ефрейтор австро-венгерской армии Ярослав Гашек попал

Писатели в вихре событий. Осенью 1915 г. Ефрейтор австро-венгерской армии Ярослав Гашек
в русский плен. В 1918 г. Ушел в Красную Армию, стал редактором газеты «Красноармейская звезда». Есть предположение, что именно в период боев на Южном Урале он сделал первые черновые наброски знаменитого романа «Происхождение бравого солдата Швейка».

Слайд 8

Гражданская война на Южном Урале стала началом творческой биографии и Дмитрия Фурманова.

Гражданская война на Южном Урале стала началом творческой биографии и Дмитрия Фурманова.
Он стал комиссаром дивизии, которой командовал легендарный Василий Иванович Чапаев. Первый и самый известный роман Фурманова назывался «Чапаев».

Слайд 9

Иной была судьба уроженца Перми Михаила Осоргина. Большая часть его жизни прошла

Иной была судьба уроженца Перми Михаила Осоргина. Большая часть его жизни прошла
вдали от родины. Живя в Италии и Франции, став известным писателем, он считал, что нет в мире красивее места, чем камские берега.

Слайд 11

Поэты и Урал.

«Отец русского футуризма» художник и поэт Давид Бурлюк (1882-1967 гг.).

Поэты и Урал. «Отец русского футуризма» художник и поэт Давид Бурлюк (1882-1967
В 1915-1919 гг он жил недалеко от Уфы. Вскоре эмигрировал. А его живописные полотна до сих пор хранятся в музеях Уфы , в пермской картинной галерее.

Слайд 14

Другой футурист - Василий Каменский(1884-1961 гг.) – родился близ поселка Теплая Гора

Другой футурист - Василий Каменский(1884-1961 гг.) – родился близ поселка Теплая Гора
в семье смотрителя шуваловских приисков. В его душе уживались две страсти – к поэзии и к авиации. В 1911 г. Пермь впервые видела аэроплан, управляемый Каменским. Поэт поднимался в небо Парижа, Берлина, Вены, Лондона, Варшавы. Однажды аэроплан рухнул на землю.. Но он выжил и много лет создавал романы, поэмы, стихи, киносценарии, живя под Пермью.

Слайд 15

Осип Мандельштам (1891-1938 гг.) в условиях сталинской диктатуры писал: «Мы живем, под

Осип Мандельштам (1891-1938 гг.) в условиях сталинской диктатуры писал: «Мы живем, под
собою не чуя страны…» В 1934 г. За это стихотворение он был сослан в Чердынь, где тяжело заболел. Уральская ссылка была краткой: один из высокопоставленных почитателей таланта поэта добился его перевода в Воронеж. Но «кремлевский горец» не простил поэта: Мандельштам умер в лагере на Дальнем Востоке.

Слайд 16

От Аркадия Гайдара до Виктора Астафьева.

В жизни и творчестве становлении многих советских

От Аркадия Гайдара до Виктора Астафьева. В жизни и творчестве становлении многих
известных писателей Урал сыграл важную роль. В 1920 –х годах в газетах «Звезда» (Пермь) и «Уральский рабочий» (Свердловск) работал Аркадий Гайдар. На страницах этих газет впервые была опубликованы его повести «Р.В.С.», «Жизнь ни во что», «Лесные братья».

Слайд 17

В годы Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале работали над новыми

В годы Великой Отечественной войны в эвакуации на Урале работали над новыми
произведениями Федор Гладков, Мариэтта Шагинян, Вера Панова. В 1949 г. Поездку по нашему краю совершил Александр Твардовский. В начале 1950-х годов на Южном Урале писал роман «Черная металлургия» Александр Фадеев.

Слайд 18

Уральскую поэзию прославили имена Бориса Ручьева и Людмилы Татьяничевой. В трудные послевоенные

Уральскую поэзию прославили имена Бориса Ручьева и Людмилы Татьяничевой. В трудные послевоенные
годы в г. Чусовом Пермской области создавал первые свои рассказы Виктор Астафьев.

Слайд 19

Черную страницу в истории литературы вписали политические лагеря. Узником «Перми – 35»

Черную страницу в истории литературы вписали политические лагеря. Узником «Перми – 35»
был писатель Анатолий Марченко (1938-1986 гг.), проведший в заключении 19 лет и умерший в тюрьме. В середине 1980-х годов в камере №12 лагеря «Пермь-36» нижние нары занимал русский писатель Леонид Бородин, верхние – украинский поэт Василь Стус.

Слайд 20

Художники, рожденные Уралом.

На рубеже 19-20 вв. Свои имена в историю европейской художественной

Художники, рожденные Уралом. На рубеже 19-20 вв. Свои имена в историю европейской
культуры вписали братья Александр и Павел Сведомские. Они учились живописи в Германии и Италии. Однако каждое лето они возвращались в родительское имение в Прикамье.
Сыном знатока камней-самоцветов и художника-самоучки Из Березовского завода был известный пейзажист Алексей Денисов-Уральский. Большим успехом в начале 20 в. В Петербурге пользовались организованные им выставки «Урал и его богатства», на которых были представлены живописные полотна и отборные минералы.

Слайд 21

Художником патриархальной Руси называют уроженца Уфы Михаил Нестеров (1860-1942 гг.) Он жил

Художником патриархальной Руси называют уроженца Уфы Михаил Нестеров (1860-1942 гг.) Он жил
в Москве и Киеве, много ездил по России и Западной Европе, но связей с Уфой не терял. В 1909 г. По его инициативе в родном городе был открыт Аксаковский народный дом, которому Нестеров подарил более сотни произведений.

Слайд 23

В Екатеринбурге родился известный живописец и график Леонард Туржанский. В начале творческой

В Екатеринбурге родился известный живописец и график Леонард Туржанский. В начале творческой
карьеры он выполнял рисунки для екатеринбургского сатирического журнала «Гном». В 1912 г. Туржанский купил дачу в с. Малый Исток под Екатеринбургом, куда ежегодно приезжал отдыхать и писать пейзаж.

Слайд 24

Уральские ваятели.

Эрьзя – древнее название части мордовского народа, чьи потомки проживают сейчас

Уральские ваятели. Эрьзя – древнее название части мордовского народа, чьи потомки проживают
в Башкирии, Челябинской и Оренбургской областях. Эрьзя – это и псевдоним, под которым обрел мировую известность мордовский скульптор Степан Нефедов. В 1918 г-1920 гг. включившись в большевистскую программу «монументальной пропаганды», он создал ряд скульптур в Екатеринбурге.

Слайд 26

Самой известной из них стал памятник освобожденному человеку. Горожане прозвали его «Ванькой

Самой известной из них стал памятник освобожденному человеку. Горожане прозвали его «Ванькой голым» или «Ванькой бесстыжим».
голым» или «Ванькой бесстыжим».

Слайд 27

Другой скульптор образовал свой псевдоним от названия родного Шадринского уезда. Получилось короткое

Другой скульптор образовал свой псевдоним от названия родного Шадринского уезда. Получилось короткое
и звучное имя – Иван Шадр. Свою самую известную скульптуру он назвал в духе революционной романтики: «Булыжник – орудие пролетариата»

Слайд 28

В Челябинске работал заслуженный художник РСФСР Лев Головницкий. Его скульптура «Орленок», украшающая

В Челябинске работал заслуженный художник РСФСР Лев Головницкий. Его скульптура «Орленок», украшающая
один из парков этого города, вошла в золотой фонд советской скульптуры. А скульптура Владимира Егорова монументы изобретателю радио А. Попову, революционеру И. Малышеву, памятная доска «Декабристы»

Слайд 29

В 1925 г. В Свердловске родился один из крупнейших скульпторов современности Эрнст

В 1925 г. В Свердловске родился один из крупнейших скульпторов современности Эрнст
Неизвестный. Из этого города он ушел на фронт, сюда вернулся инвалидом Отечественной войны. В 1976 г. Он эмигрировал из-за не принятия чиновниками его новаторского стиля работ.

Слайд 31

Архитектура.

В 1920-1930 гг. центр Уральской области Свердловск стал полигоном для смелых архитектурных

Архитектура. В 1920-1930 гг. центр Уральской области Свердловск стал полигоном для смелых
экспериментов. Он был призван стать моделью «города будущего» – с крупными жилыми комплексами-коммунами , дворцами, стадионами, клубами. На окраинах возводились «соцгородки» – Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, Вторчермет. Над архитектурным обликом городов Урала трудились не только отечественные, но и иностранные архитекторы. По приглашению советского правительства в 1930-е годы генеральный план Магнитогорска создал немецкий градостроитель Эрнст Май.

Слайд 32

Тогда же группа немецких архитекторов разработала план Орска.
В 1940-1950-е годы архитектурные

Тогда же группа немецких архитекторов разработала план Орска. В 1940-1950-е годы архитектурные
искания уступили место единому, утвержденному «сверху» стилю. Поднялись помпезные здания с мощными колоннами и рвущимися в высь шпилями. В 1960-х годах архитектура была исключена из сферы искусства. Погибли многие архитектурные памятники. Тогда же группа немецких архитекторов разработала план Орска.
Имя файла: Культура-Урала.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0