«КУПОЛА НАД ДОНОМ»

Содержание

Слайд 2

Цели проекта.

-Знать жизнь, быт, традиции казачества, а также исторические события, происходившие на

Цели проекта. -Знать жизнь, быт, традиции казачества, а также исторические события, происходившие
берегу Дона;
-Расширить границы уроков историй связанных с темой донского казачества, используя данный материал;
-Воспитывать любовь любовь и бережное отношение к историческим и природным памятникам казачьего донского края.

Слайд 4

Вот уже 422 года стоит на берегу Тихого Дона, поражая воображение

Вот уже 422 года стоит на берегу Тихого Дона, поражая воображение поэтическими
поэтическими легендами и былинами, казачья станица Усть-Медведицкая. Своим названием она обязана реке Медведице, в устье которой первоначально была заложена. Если судить по немногочисленным сохранившимся источникам, то впервые под именем « Медведицкий городок» станица упоминается в 1589 году и 1595 году в описях, представленных в станичный комитет полковником Кушнаревым. Это название встречается и в документах XVII века. В журнале Петра I, который он вел во время Азовских походов, в 1696 году, им была сделана запись: «Прошли реку Медведицу, впала в Дон с левой стороны, да городок Медведица же, стоит на левой стороне». Однако немного позже станице Усть-Медведицкой пришлось изменить свое положение, так как первоначально выбранный участок часто затоплялся во время разливов Дона и Медведицы. По этой же причине в начале XVIII века станица была перенесена на более высокое место, на правый берег. Прежнее место стали называть «Старым городом». С 1802 года Усть-Медведицкая становится окружной. Играя важную роль в истории донского казачества, свыше 100 лет является окружным центром области Войска Донского. Грациозно расположившись на высоком берегу, круто спускающемся к Дону, Усть-Медведицкая поражает своей живописностью, каким-то особым уютом, провинциальной тишиной и чистотой. Сумев сохранить свою самобытность, она является одним из древнейших поселений Волгоградской области.

Казачья станица Усть-Медведицкая

Слайд 5

И сегодня, гуляя по старинным маленьким улочкам станицы, вы сможете увидеть

И сегодня, гуляя по старинным маленьким улочкам станицы, вы сможете увидеть своими
своими глазами памятники архитектуры самых разных типов. Базарную площадь, комплекс сооружений которой сложился во второй половине XIX века и является характерным примером планировки казачьих поселений своего времени. Этот ансамбль акцентирует въезд в город со стороны Дона. Границы площади закреплены зданиями, предназначенны К площади тяготела улица Купеческая, где тесно прижимались друг к другу торговые заведения. Они принадлежали зажиточным купцам: Новикову, Пономареву и Илларионову. Два двухэтажных магазина, которые господствуют в застройке Базарной площади, построил 1906 году Илларионов, магазин мануфактуры - одно из наиболее интересных по своей архитектуре зданий. Это солидное сооружение с большим количеством окон, очень нарядное, скорее напоминающее господский особняк. Особенно красиво оформлен второй этаж - арочные оконные проемы спарены, в проемах между ними поставлены тосканские полуколонны. Центральная часть здания выделена фигурным аттиком. ми для магазинов, лавок.

Магазин мануфактуры купца Илларионова 1906 год.

Слайд 6

Заселение нового места, как правило, начиналось со строительства храма. По «приходским складным

Заселение нового места, как правило, начиналось со строительства храма. По «приходским складным
книгам жилых данных церквей Патриаршего Казенного приказа « Усть-Медведицкому городку 25 февраля по челобитной донских казаков велено новопостроить деревянную церковь Николая Чудотворца», достроенную и освещенную к 1718 году. Но к 1782 году она обветшала, и на ее месте была заложена новая каменная, во имя Воскресения Господня с приделом Воскресенская церковь и по сей день является одной из главных достопримечательностей города и располагается почти у самого въезда в него. Побеленная, с крытым жестью куполом, она эффектно вырисовывается на фоне ясного неба. Выполненная в барочном стиле, с поздними классическими притворами, имеет традиционную форму «Восьмерик на четверике». Его стены завершаются по барочному, изогнутыми, лучковыми карнизами, что является характерной особенностью местной архитектурной школы. Николая Чудотворца.

Церковь Воскресенья Господня с приделом Николая Чудотворца

Слайд 7

В подворье церкви находится могила наказного атамана Войска Донского, генерала от

В подворье церкви находится могила наказного атамана Войска Донского, генерала от кавалерии
кавалерии героя Отечественной войны 1812 года Власова Максима Григорьевича. Максим Григорьевич родился в станице Раздорской 13 августа 1767 года в семье казака Начал военную службу рядовым казаком в Новочеркасске. После окончания училища был зачислен в полк Грекова. Власов участвовал в Польской кампании и в Русско-турецкой войне. .

Могила наказного атамана Войска Донского, генерала от кавалерии Власова Максима Григорьевича.

Слайд 8

Главной улицей в станице была Воскресенская. Дома имели благоустроенный вид, тротуары

Главной улицей в станице была Воскресенская. Дома имели благоустроенный вид, тротуары выложены
выложены булыжником, канавки принимали сточные воды, через которые были перекинуты деревянные мостки, при въезде в каждый двор стройными рядами были посажены раины (пирамидальные тополя), серебристый тополь, липы, акации. По ночам на перекрестках улиц и у домов знати светились керосиновые фонари. На Воскресенской улице жили люди известные и богатые . Справа от церкви - дом заседателя Попова, затем - дворянина Сутулова. С правой стороны улицы - два подряд двухэтажных дома немца - аптекаря Деппера и адвоката Мельникова. На углу - дом нотариуса Медведева, а на противоположной стороне - дом булочника Бридда. Далее по правой стороне следует дом хлебопекаря Наймана, на втором этаже живут и в наше время его потомки (то есть дом принадлежит хозяевам). Чуть дальше – дом, принадлежавший дворянке Половинкиной, внизу у нее в доме был магазин по продаже фигурного шоколада.

Дом дворянки Половинкиной.

Слайд 9

На этой улице располагались реальное училище, женская гимназия, начальная школа. Многие знаменитые

На этой улице располагались реальное училище, женская гимназия, начальная школа. Многие знаменитые
люди начинали свой путь с учебных заведений нашей станицы. Так, например, Крюков Федор Дмитриевич (1870-1920) - писатель, журналист. После окончания Усть-Медведицкой гимназии поступил в Петербургский историко-филологический институт. Первые рассказы и очерки печатал в «Русских ведомостях». В 1907 году вышли знаменитые «Казацкие мотивы». В. Г. Короленко считал, что Крюков «первым дал колорит Дона». В1906 году Ф. Д. Крюков был избран депутатом первой Государственной Думы от казачьего населения Донской области Миронов Филлип Кузьмич, военачальник. Учился в церковно - приходской школе и Усть-Медведицкой гимназии. В 1903 году был избран станичным атаманом станицы Распопинской. В гражданскую войну казачьи отряды под его командованием сражались в Михайловке.

Памятник А.С. Серафимовичу и здание реального училища

Слайд 10

На улице Придонской стояла Троицкая церковь мужского духовного училища. В 1862г на

На улице Придонской стояла Троицкая церковь мужского духовного училища. В 1862г на
основании предписания Киевской духовной академии в станицу Усть-Медведицкую переводится Зотовское духовное училище и переименовывается в Усть-Медведицкое. Усть-Медведицкое мужское духовное училище состояло из высшего, среднего и низшего отделений. Условия приема были те же, что и в Новочеркасске. Здесь готовились низшие церковные служащие – дьячки, служки. Училище приравнивалось к семилетке. В нем преподавали Закон Божий, русский, греческий языки, латынь, пение, гимнастику, математику, географию. Вначале в училище занималось 89 учеников. В1870г было принято решение о постройке здания на 280 человек. Здание училища сгорело в сороковых годах 20 столетия. Троицкая церковь была освещена в августе 1894года. Позже она получила название Духовной. Троицкая церковь – это памятник епископу Аксайскому, викарию Донской епархии Григорию Ивановичу Максимову, который в 1894г был смотрителем Усть – Медведицкого.

Троицкая церковь.

Слайд 11

Эта улица по важности в старой станице была второй после Воскресенской. Но

Эта улица по важности в старой станице была второй после Воскресенской. Но
если Воскресенская была улицей парадной, официальной, то Атаманская, хоть и не уступала ей в пышности, однако была более обыденной, бытовой. По Атаманской строились обеспеченные казаки, богатые купцы и мещане - она начала застраиваться даже раньше Воскресенской, первоначально там строились люди обеспеченные, чаще всего выходящие в отставку служаки - потому и называлась она Атаманской. Второй начала благоустраиваться булыжной мостовой, которая выкладывалась несколько лет, камни возили по отработке станичные казаки, а на дороге «камни били» заключённые местной тюрьмы. Из того, что делалась мостовая медленно, видно, что заключенных было мало, а работа была слишком дешёвой - за неё не брались наёмные рабочие. Выложить что Атаманскую, что Воскресенскую заставляла необходимость: весной вся талая вода струилась с грохотом именно по этим улицам, сильно размывая проезжую часть. Здесь впервые в казачьих станицах стали высаживать посадки перед домами, чего раньше не делалось. Высаживались лишь кустарники: смородина, малина да садовины: яблоки, груши. Делались летние беседки, заплетённые виноградом. Если обратите внимание - в старых зданиях обязательно была открыта веранда, выходящая чаще всего именно на улицу. Было престижно чаёвничать вечером на веранде, чтобы все проходящие по улице видели чаепитие, а всем с веранды видна была улица.

Улица Атаманская , «памятный знак».

Слайд 12

Среди множества существовавших до 20 - х годов XX века православных церквей

Среди множества существовавших до 20 - х годов XX века православных церквей
и монастырей России важное место занимает Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь Области Войска Донского. Это название закрепилось за ним в 1785году, но история его началась значительно раньше и неразрывно связано с историей Российского государства и казачества. Ещё в 1638 году напротив устья реки Медведицы (сейчас изменившей своё русло) действовала так называемая «Межгорская пустынь», в этой пустыне жили, молились за спасение души старые, искалеченные в боевых походах казаки.Круг Войска Донского всячески поддерживал такую благотворительную деятельность, поскольку хозяйственное освоение Дона ещё практически не происходило, и выжить старому человеку в здешних местах без помощи коллектива было невозможно. Несмотря на кажущуюся безопасность, спокойствие здесь было относительным, необходимостью стало оградить вновь создаваемый монастырь от «воинских людей», и войсковое правительство принимает в 1652 году решение о перемещении «пустони» на правый берег Дона напротив Усть-Медведицкой станицы. Монастырь окопали рвом, обнесли валом для защиты от набегов, патриарх Никон благословил ново обретённую обитель.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь.

Слайд 13

Проект подготовлен, основываясь на материале обзорной экскурсий по г.Серафимович (авторы Наталья и

Проект подготовлен, основываясь на материале обзорной экскурсий по г.Серафимович (авторы Наталья и
Игорь Ивановы), а также на наблюдениях, впечатлениях учащихся и их учителей МБОУ Деминской СОШ от экскурсии 1.11.2011 в станицу Усть-Медведицкую.
Имя файла: «КУПОЛА-НАД-ДОНОМ».pptx
Количество просмотров: 156
Количество скачиваний: 0