Кузнечное ремесло

Содержание

Слайд 2


Кузнечное дело считается одним из древних ремесел после обработки камня. Как только

Кузнечное дело считается одним из древних ремесел после обработки камня. Как только
человек обнаружил все преимущества железа перед камнем, он начал совершенствовать его технологию.

В 1 тыс. до н.э. была хорошо известна кузнецам, так называемая обработка металла в сочетании с термической обработкой –ковка, или кование.
Ковка –обработка давлением, посредством которого тягучий металл (в нагретом состоянии) уплотняется, сращивается или получает желаемую форму.

Слайд 3

Человек занимающийся ковкой назывался кузнецом.
Профессионально кузнечным делом на Руси начали заниматься в

Человек занимающийся ковкой назывался кузнецом. Профессионально кузнечным делом на Руси начали заниматься
6 веке до н.э.

Слайд 4

Шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.

Кольчуга

Древнерусские кузнецы изготавливали дверные замки,

Шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа. Кольчуга Древнерусские кузнецы изготавливали
перстни, шлемы, украшения, кольчуги, различные браслеты.

Слайд 5

До сих пор можно удивляться, как кузнецам во времена Ивана Грозного, когда

До сих пор можно удивляться, как кузнецам во времена Ивана Грозного, когда
кузнечный труд был исключительно ручным, удавалось поставлять в войска кованые пушки.

Слайд 6

Постепенно производство совершенствовалось и уже в 18 веке при Петре 1, было

Постепенно производство совершенствовалось и уже в 18 веке при Петре 1, было
создано достаточно много оружейных заводов.

А в 20 веке художественная ковка достигла своего пика. Это было связано с развитием истории государства, различных архитектурных стилей

Слайд 7

Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например,

Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например,
одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов.

Слайд 8

Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным.

Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным.

Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность

Слайд 9

Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными

Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными
силами

В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни,

Слайд 10

Устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно

Устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно
кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык

Слайд 11

ФАМИЛИИ Смит (англ.), Шмидт (нем.), Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе (груз.),

ФАМИЛИИ Смит (англ.), Шмидт (нем.), Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе
Чкадуа (мегр.), Ажиба (абх.) , а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский (польск.), Кузнецов и так далее.

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии

Слайд 12

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения
ремёсел
Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем.

Слайд 13

Античные персонажи

Античные персонажи

Слайд 14

Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-ремесленник

Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-ремесленник

Слайд 15

. Вулкан — древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом

. Вулкан — древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом

Слайд 16

Сефлакс — этрусское божество подземного огня, соответствует римскому Вулкану

Сефлакс — этрусское божество подземного огня, соответствует римскому Вулкану

Слайд 17

Тельхины – в древнегреческой мифологии – вулканические божества морской глубины, выковали для

Тельхины – в древнегреческой мифологии – вулканические божества морской глубины, выковали для
Кроноса серп, которым тот оскопил Урана. Считалось, что они губят посевы, поливая землю водой из р. Стикс, смешанной с серой.

Слайд 18

"Алуэ - великий кузнец, отец всех гномов"

В некоторых племенах кузнецы смыкаются с

"Алуэ - великий кузнец, отец всех гномов" В некоторых племенах кузнецы смыкаются
царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой.

Слайд 19

Кельтские и скандинавские персонажи

Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от

Кельтские и скандинавские персонажи Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит
слова «кузнец».
Гофаннон — аналог Гоибниу у валлийцев
Тор — скандинавский бог-громовержец
Велунд (Вёлунд, Weyland) — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста
Мимир — бог-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)
ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин
Кальвис — бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель

Слайд 20

Ильмаринен (фин. (фин.— одно из трёх высших божеств финской мифологии (фин.— одно

Ильмаринен (фин. (фин.— одно из трёх высших божеств финской мифологии (фин.— одно
из трёх высших божеств финской мифологии, бог (фин.— одно из трёх высших божеств финской мифологии, бог воздуха и погоды, а также герой карело (фин.— одно из трёх высших божеств финской мифологии, бог воздуха и погоды, а также герой карело-финского (фин.— одно из трёх высших божеств финской мифологии, бог воздуха и погоды, а также герой карело-финского эпоса Калевала.
Образ Ильмаринена восходит, вероятно, к финно-угорскому божеству ветра и воздуха
Вместе со своим братом Вяйнемёйненом, создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям.
В преданиях он называется кузнецом (Seppä) и воспевается как первый, выковавший из железа орудия.
Он же по требованию старухи Лоухи Он же по требованию старухи Лоухи, хозяйки Похъёлы Он же по требованию старухи Лоухи, хозяйки Похъёлы, выковал мельницу сампо, являвшуюся источником счастья и благополучия.

Слайд 21

Илмаринен и золотая дева

Илмаринен горюет об умершей жене и решает сковать

Илмаринен и золотая дева Илмаринен горюет об умершей жене и решает сковать
себе жену из золота. Золотая дева оказывается слишком холодной.

Слайд 22

Славянские персонажи

Славянские персонажи

Слайд 23

Сварог — древнеславянский бог-кузнец.

Сварог — древнеславянский бог-кузнец.

Слайд 24

Славянские персонажи

Семергл

Славянские персонажи Семергл

Слайд 25

Перун — древнеславянский бог-громовержец, вооруженный молотом и наковальней

Бог Перун олицетворяет мужскую

Перун — древнеславянский бог-громовержец, вооруженный молотом и наковальней Бог Перун олицетворяет мужскую
силу во всех её проявлениях, является защитником людей от темных сил, считается одним из главных в пантеоне славянских Богов. Перун является богом грозы, грома и молний, старшим сыном Сварога. В древние времена в день Перуна происходило посвящение в воины. Необходимо было пройти четыре испытания: босиком пересечь полосу, покрытую пылающими углями; с завязанными глазами найти дорогу к определенному дереву (дубу); найти нужный предмет среди нескольких и отгадать три загадки. Только прошедший все эти испытания считался настоящим воином.

Слайд 26

Кельтские и скандинавские персонажи

Кельтские и скандинавские персонажи

Слайд 27

Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от слова «кузнец».
Гофаннон

Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от слова «кузнец». Гофаннон
— аналог Гоибниу у валлийцев Тор — скандинавский бог-громовержец Велунд (Вёлунд, Weyland) — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде».
В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста Мимир — бог-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца) ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин Кальвис — бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель

Слайд 28

Азиатские персонажи

Азиатские персонажи

Слайд 29

Хасамиль — бог хатти (протохеттов) Таргитай — бог скифов Вишвакарман — индуистский

Хасамиль — бог хатти (протохеттов) Таргитай — бог скифов Вишвакарман — индуистский
бог Твашпар — божественный кузнец, демон-асур индийской мифологии кузнецы Шьашвы, Айнар и Тлепш в абхазской мифологии (см. нартский эпос). Также Пхьармат Амиран Пиркуши — кузнец грузинской мифологии Кава — в персидском эпосе «Шахнаме» герой-кузнец, поднявший восстание против тирана Заххака. Ему посвящено стихотворение Хлебникова «Кавэ-кузнец» Кусар-и-Хусас — в западносемитской мифологии помогавший Балу Амацумара — японский бог-кузнец, создавший зеркало, которым нужно выманить Аматэрасу Сумаоро у мандингов в Африке, Сундьята. Способен становиться невидимым, одно из качеств божественных кузнецов и создаваемых ими предметов. Курдалагон - божественный кузнец в осетинском варианте нартского эпоса. Закалил чудо-богатыря Батрадза.

Слайд 30

Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи

Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи

Слайд 31


Св. Дунстан. Иллюстрация Дж. Крукшенка.
библейский Каин, убийца пастуха Авеля, по одной

Св. Дунстан. Иллюстрация Дж. Крукшенка. библейский Каин, убийца пастуха Авеля, по одной
из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог.
еврейский Тувал Каин (Тувалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется как титул Мастера-Масона в ритуале и церемониях масонов. Потомок Каина в 6-м поколении
кузнец св. Элигийкузнец св. Элигий, епископкузнец св. Элигий, епископ Нуайонский, (ок. 588—660) — патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков.
св. Дунстан, подковавший Сатану — покровитель кузнецов и ювелиров
святые кузнецы Косьма и Дамиан
фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян)
кузнец Вакула, персонаж из гоголевских, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта
хитроумный Левшахитроумный Левша, герой Лескова
Кузнец из Большого Вуттона — герой одноименного произведения Толкина
АулеАуле — у ТолкинаАуле — у Толкина третий по могуществу из ВаларАуле — у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твердая материя и ремесла; создатель гномовАуле — у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твердая материя и ремесла; создатель гномов; учитель Нолдор, супруг Яванны Кементари.
Джейсон Ягг, сын нянюшки Ягг, второстепенный персонаж книг Терри Пратчетта. На протяжении нескольких поколений представители его семьи, кузнецы, подковывают лошадь Смерти.
Медведь-кузнец из «КотлованаМедведь-кузнец из «Котлована» Андрея Платонова
Использование в ряде компьютерных игр, в частности, в Diablo 2 персонажи Smith (кузнец) и Hephasto (Гефест).

Слайд 32

Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, чугун, сталь, а также

Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, чугун, сталь, а также
бронза, медь, свинец, благородные металлы. Кузнец может плавить металл, заливать его в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т. д. Кузнечное ремесло включает: свободную ковку, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку меди, термическую обработку изделий и проч.

Слайд 33

Основным инструментом кузнеца, вплоть до сегодняшнего дня является наковальня, молот, молоток, клещи

Основным инструментом кузнеца, вплоть до сегодняшнего дня является наковальня, молот, молоток, клещи и зубила.
и зубила.

Слайд 34

Горн — это одно из важных принадлежностей каждой кузницы. Насколько этот инструмент

Горн — это одно из важных принадлежностей каждой кузницы. Насколько этот инструмент
является одним из важных для кузнеца? Судите сами. Горн необходим для нагревания железа, стали при ковке или для термической обработки. По археологическим находкам конструкция горна была достаточно проста. Это была обыкновенная жаровня с воздуходувными мехами. Что такое мех в кузнечном ремесле, наверняка такой вопрос возникнет у вас сразу. Температуру в горне необходимо поддерживать все время на уровне 1400-1460°. Для того, чтобы уголь в горне горел сильнее необходимы были мощные меха. Кузнечный мех — специальное дутьевое устройство, которое способствовало нагреванию воздуха.

Слайд 35

Существуют горны различных конструкций: переносные, стационарные, закрытого и открытого типа.

Существуют горны различных конструкций: переносные, стационарные, закрытого и открытого типа.

Слайд 36

Наковальня — опора, на которой производилась ковка изделий.

Наковальни бывают безрогие, однорогие,

Наковальня — опора, на которой производилась ковка изделий. Наковальни бывают безрогие, однорогие,
двурогие. Маленькая наковальня называется шперак.

Слайд 37

Молотки, молот и кувалда

кузнечные молотки (ручники) — массой от 0,5 до 2

Молотки, молот и кувалда кузнечные молотки (ручники) — массой от 0,5 до
кг
-молот,
- кувалда — массой от 2 до 16 кг
Кузнечные молоты представляли собой железное основание и наварные бойки из стали

Слайд 38

Кузнечные клещи

o зубила, подсечки, пробойники, обжимки, подбойники o гвоздильни, различные профильные и фасонные

Кузнечные клещи o зубила, подсечки, пробойники, обжимки, подбойники o гвоздильни, различные профильные
оправки, плиты с пазами, вырезами и отверстиями для штырей, вилки, скобы, конусы

Кузнечные клещи (а) и стуловые тиски (б): 1-рукоятка; 2-зажимное кольцо; 3-заклепки; 4-губки; 5-заготовка; 6-петля

Слайд 39

Подкладной инструмент

Парный подкладной инструмент:
а-обжимки (1-3) и подбойка (4);
б-приспособления для

Подкладной инструмент Парный подкладной инструмент: а-обжимки (1-3) и подбойка (4); б-приспособления для высадки гвоздей, болтов, заклепок
высадки гвоздей, болтов, заклепок

Слайд 42

Ковочные молоты.

Также применяются гидравлические прессы.

Ковочные молоты.
Бывают рычажные, падающие канатные и

Ковочные молоты. Также применяются гидравлические прессы. Ковочные молоты. Бывают рычажные, падающие канатные
ременные, паровые, пневматические и др.

Слайд 45

Подковывание лошадей имеет отношение как к кузнечному делу, так и к ветеринарной

Подковывание лошадей имеет отношение как к кузнечному делу, так и к ветеринарной
ортопедии. Кузнецов, специализирующиеся на ковке лошадей, обычно называют ковалями.

Слайд 46

Ковка Ковка — основное техническое действие кузнеца. Ручная свободная ковка включает следующие приёмы:

Ковка Ковка — основное техническое действие кузнеца. Ручная свободная ковка включает следующие
осадка, вытяжка, пробивка отверстий, гибка, закручивание, отделка, насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры, кузнечная сварка. Большое количество одинаковых фасонных изделий может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной.

Слайд 47

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов

* инструменты * оружие * строительные

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов * инструменты *
элементы * украшения и т. д. С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.

Слайд 48

Оружие

Оружие

Слайд 49

Кольчуги

Кольчуги

Слайд 50

Инструменты сделанные кузнецами

Инструменты сделанные кузнецами

Слайд 78

Cal Lane - самый красивый в мире мастер по металлу

Cal Lane - самый красивый в мире мастер по металлу

Слайд 79

Впрочем и работы её по красоте не уступают. 

Впрочем и работы её по красоте не уступают.

Слайд 84

Изготовление лилии (мастер-класс)

Изготовление лилии (мастер-класс)

Слайд 85

Изготовление лилии (мастер-класс)

1. Греем обыкновенную водопроводную трубу диаметром ¾ дюйма. Остужаем ее конец,

Изготовление лилии (мастер-класс) 1. Греем обыкновенную водопроводную трубу диаметром ¾ дюйма. Остужаем
чтобы он не деформировался, и делаем две пережимки на расстоянии приблизительно 10 см от конца. Оставляем внутри трубы отверстие около 10 мм – в него мы будем вставлять стебель.

Слайд 86

2. В прошлый раз для изготовления цветка нам понадобилось разрезать трубу по

2. В прошлый раз для изготовления цветка нам понадобилось разрезать трубу по
шву. Теперь мы также ее разрежем, но уже на четыре части крест-накрест. Один из разрезов должен приходиться на сварочный шов. Разрезы не доходят примерно 1,5 см до первой пережимки.

Слайд 87

3. Подготовительная работа сделана: у нас получились заготовки для четырех лепестков (в

3. Подготовительная работа сделана: у нас получились заготовки для четырех лепестков (в
принципе, лепестков может быть и три, и пять – как вам больше понравится). Теперь каждый лепесток надо нагреть, оттянуть на острие и сделать фактуру. Клещами отгибаем три заготовки лепестка, чтобы они нам не мешали.

Слайд 88

4. Начинаем работать с незагнутым лепестком. Металл тонкий, поэтому его надо предварительно

4. Начинаем работать с незагнутым лепестком. Металл тонкий, поэтому его надо предварительно
очень аккуратно собрать в толщину на плоскости наковальни. Затем протягиваем лепесток на роге. Заостряем кончик лепестка.

Слайд 89

5. Теперь надо зубилом на молоте сделать центральную штробу (прожилку лепестка) по

5. Теперь надо зубилом на молоте сделать центральную штробу (прожилку лепестка) по
оси лепестка почти на всю его длину.

Слайд 90

6. Разбиваем задней частью молотка металл, чтобы он приобрел живую фактуру.

6. Разбиваем задней частью молотка металл, чтобы он приобрел живую фактуру.

Слайд 91

7. Когда первый лепесток готов, загибаем его к центру и отгибаем следующий.

7. Когда первый лепесток готов, загибаем его к центру и отгибаем следующий.
Теперь мы должны будем по очереди сформировать таким же образом остальные три лепестка. Все они должны получиться одинаковой длины. Помните, что греть их надо осторожно, чтобы не испортить тонкий металл. Когда все листочки готовы, равномерно нагреваем их, чтобы аккуратно сложить.

Слайд 92

8. Нагреваем место, где заканчиваются разрезы, собираем (уменьшаем в диаметре). Обжимаем это

8. Нагреваем место, где заканчиваются разрезы, собираем (уменьшаем в диаметре). Обжимаем это
место, от чего лепестки немного приоткрываются.

Слайд 93

9. Осталось красиво загнуть каждый лепесток. По очереди греем их и начинаем

9. Осталось красиво загнуть каждый лепесток. По очереди греем их и начинаем
загибать клещами на весу или зажав в тиски. В тисках удобнее, но пока мы зажимали бы тисками, тонкий металл начал бы остывать. Кстати, лепестки можно греть газом – это даже удобнее. Самый кончик каждого лепестка загибаем наружу.

Слайд 94

10. Делаем пестик, который будет также и стеблем. Берем пруток диаметром 7

10. Делаем пестик, который будет также и стеблем. Берем пруток диаметром 7
мм, греем примерно 15 см. Кончик этого прутка (1,2–2 см) зажимаем в тиски, загибаем его с помощью молотка под прямым углом.

Слайд 95

11. Пруток начинаем закручивать. Теперь снова греем получившуюся спираль и складываем ее

11. Пруток начинаем закручивать. Теперь снова греем получившуюся спираль и складываем ее
молотком на наковальне, вращая по направлению закрутки. Самый кончик прутка остается прямым.
Чтобы кончик не остался таким тупым и неинтересным, его надо заострить. Оттягиваем его на острие и немного загибаем.
Имя файла: Кузнечное-ремесло.pptx
Количество просмотров: 42
Количество скачиваний: 0