Лекция 4

Содержание

Слайд 2

Оценка разработки ИТ

Насколько необходима постановка такого рода вопросов?

Как есть?
Образ реальности, существующие процессы

Оценка разработки ИТ Насколько необходима постановка такого рода вопросов? Как есть? Образ
в организации и их результаты

Как должно быть?
Прообраз организуемой реальности

Слайд 3

Для персонала характерно:

Для персонала характерно:

Слайд 4

Проектирование ПИ

1. Проектирование ИС должно базироваться на опыте и ожиданиях будущих пользователей

Проектирование ПИ 1. Проектирование ИС должно базироваться на опыте и ожиданиях будущих
с учетом их социального, культурного и делового окружения, а не основываться лишь на точке зрения проектировщиков ИС.

2. Необходимо различать три точки зрения на ПИ и, соответственно работать с тремя моделями интерфейса в процессе создания

Слайд 5

Модели реализации

То, как проектировщики преподносят работу программы пользователю, называется моделью представления. В

Модели реализации То, как проектировщики преподносят работу программы пользователю, называется моделью представления.
отличие от двух предшествующих моделей, она является тем аспектом программного обеспечения, который в значительной степени поддается контролю со стороны проектировщиков. Одна из важнейших целей проектировщика – максимально приблизить модель представления к ментальной модели пользователей. Таким образом, проектировщикам очень важно детально знать, как целевые пользователи видят работу, выполняемую с помощью программы

Внутреннее устройство программного обеспечения часто оказывается данностью и продиктовано различными ограничениями технического и делового характера. Модель того, как в действительности работает программа, называется моделью реализации.

То, как пользователи воспринимают свои задачи и как программа помогает в решении этих задач, есть ментальная модель взаимодействия с программой. Она основана на представлениях пользователей о том, как они решают свои задачи, и о том, как может работать компьютер.

Слайд 6

Концептуальная (ментальная) модель

Концептуальная (ментальная) модель

Слайд 7

Модели реализации

Модели реализации

Слайд 8

Проектирование ПИ

3. Ключевой моделью при проектировании ПИ является концептуальная (ментальная) модель пользователя

4.

Проектирование ПИ 3. Ключевой моделью при проектировании ПИ является концептуальная (ментальная) модель
Проектирование концептуальной (ментальной) модели пользователя должно опираться на знание когнетики.

Слайд 9

Когнетика

изучение прикладной сферы ментальных способностей человека

2362651652151 * 69859854444 =

МЕНТАЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

- внимание

-

Когнетика изучение прикладной сферы ментальных способностей человека 2362651652151 * 69859854444 = МЕНТАЛЬНЫЕ
память

- привычки

Когнитивное бессознательное и когнитивное сознательное. 
Бессознательными называются те ментальные процессы, которые вы не осознаете в тот момент, когда они происходят. Для человеческого мозга обычным является процесс перехода от бессознательного к сознательному и наоборот.

Слайд 10

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

Слайд 11

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

«Не думай о белом слоне»

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

если разговор

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного «Не думай о белом слоне» СОЗНАТЕЛЬНОЕ
не останавливается на слонах

Слайд 12

Локус и фокус внимания

Локус внимания – волевое усилие, во время которого человек концентрируется

Локус и фокус внимания Локус внимания – волевое усилие, во время которого
на чем-то или ком-то сравнительно недолгий момент времени. Локус внимания в отличие от фокуса может часто меняться. Локусом внимания человек не может управлять.

локус

фокус

Фокус внимания человека применительно к компьютерным системам – это место на экране, куда направлен его взгляд и где он сознательно сосредоточен

=

?

Фокус внимания – волевое усилие, во время которого человек концентрируется на чем-то или ком-то сравнительно долгий момент времени. Человек может управлять фокусом внимания.

ищем телефон по комнате

думаем о том, что сосед сверлит третий день

«Мы можем целенаправленно сфокусировать наше внимание на каком-либо локусе»

Слайд 13

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

Концентрация только на одном явлении/предмете

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного Концентрация только на одном явлении/предмете

Слайд 14

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

Слайд 15

Переключение

Затухание образов:

Зрительные ~ 0.2 c

Слуховые ~ 0.09 - 3 c

Восприятия не всегда

Переключение Затухание образов: Зрительные ~ 0.2 c Слуховые ~ 0.09 - 3
откладываются в памяти

Слайд 16

Особенности человеческого восприятия

1. уведомления об ошибках, эффективность работы снижается.

2. При пристальном

Особенности человеческого восприятия 1. уведомления об ошибках, эффективность работы снижается. 2. При
сосредоточении внимания все события вне локуса могут игнорироваться или просто оставаться незамеченными.

Слайд 17

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

MS WORD

OPEN OFFICE

GOOGLE DOCS

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного MS WORD OPEN OFFICE GOOGLE DOCS

Слайд 18

Привычки

1. Что делают 2 щелчка мышью?

2. Вы уверены, что хотите это сделать?

Любой

Привычки 1. Что делают 2 щелчка мышью? 2. Вы уверены, что хотите
запрос о подтверждении с установленным ответом вскоре становится бесполезным

<- Отменить

Слайд 19

Сохранность пользовательских данных

Сохранность пользовательских данных

Слайд 20

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

Особенности когнитивного бессознательного и когнитивного сознательного

Слайд 21

Режимы

Жест

последовательность действий человека, которая выполняется автоматически

- нажать клавишу или сочетание клавиш

- щелкнуть

Режимы Жест последовательность действий человека, которая выполняется автоматически - нажать клавишу или
левой/правой кнопкой мыши

- нажать левую клавишу мыши и потянуть

- нажать клавишу или сочетание клавиш

- swipe-жест

Режим - состояние интерфейса, при котором интерпретация конкретного жеста является неизменной

и т.д.

Слайд 22

Модальность интерфейса

Модальные ошибки – это ошибки, связанные с тем, что пользователь неверно классифицирует

Модальность интерфейса Модальные ошибки – это ошибки, связанные с тем, что пользователь
или анализирует ситуацию.

Определение модального интерфейса: интерфейс «человек-машина» является модальным по отношению к данному жесту, если, во-первых, текущее состояние интерфейса не находится в локусе внимания пользователя и, во-вторых, если в ответ на некоторый жест интерфейс может выполнить одно из нескольких возможных действий в зависимости от текущего состояния системы.

Слайд 23

- Нажать клавишу Backspace

Еще один нелюбимый всеми режим:

Модальность интерфейса не возникает

- Нажать клавишу Backspace Еще один нелюбимый всеми режим: Модальность интерфейса не возникает

Слайд 24

Не нужно 100500
квазирежимов

Модальность интерфейса не возникает

Квазирежим (пружинный режим, режим с запертой пружиной) –

Не нужно 100500 квазирежимов Модальность интерфейса не возникает Квазирежим (пружинный режим, режим
включение и физическое удерживание того или иного элемента управления во время выполнения другого действия.

Для сохранения эффективности число квазирежимов, скорее всего, должно быть от 4 до 7.
Квазирежимы являются весьма эффективными с точки зрения устранения режимов.

Слайд 25

1. Старайтесь не использовать режимы.

2. Заменяйте режимы квазирежимами

Не нужно 100500
квазирежимов

3. Стандартные подсказки

1. Старайтесь не использовать режимы. 2. Заменяйте режимы квазирежимами Не нужно 100500
в локусе внимания

курсоры

выделения элементов

анкорная ссылка

Отсутствие модальности

Слайд 26

Видимость/невидимость

Видимость/невидимость

Слайд 27

Состоятельность

- Как добавить аудиозапись себе?

- Как начать проигрывать сначала?

- Как проигрывать в

Состоятельность - Как добавить аудиозапись себе? - Как начать проигрывать сначала? - Как проигрывать в цикле?
цикле?

Слайд 28

Интерес / увлеченность

Интерес / увлеченность

Слайд 29

Ошибка пользователя — Ваша ошибка

Ошибка пользователя — Ваша ошибка

Слайд 30

Привычка пользователя — Ваш друг

«Хитрость» UX:

делать так, как это делали раньше

Привычка пользователя — Ваш друг «Хитрость» UX: делать так, как это делали раньше

Слайд 31

Привычки меняются

- Развитие технологий

- Развитие знаний о UX

Синдром утенка

Привычки меняются - Развитие технологий - Развитие знаний о UX Синдром утенка

Слайд 32

Регистрация

Регистрация

Слайд 33

Новичок / Эксперт

VS

Оптимизируйте для середняков

Считайте пользователей людьми очень умными, но очень занятыми

Новичок / Эксперт VS Оптимизируйте для середняков Считайте пользователей людьми очень умными, но очень занятыми