Слайд 2Понятие, структура и социальные функции религии
Специфика социологического анализа религии
Религиозность в современном обществе.
Секуляризация и будущее религии
Конфессиональное разнообразие современной Беларуси
Слайд 31. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Религия (от лат. religio - благочестие,
святость) - это социальный институт, система определенных верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного.
Религия одновременно обращается к разуму, чувству и действию, т.е. ко всем способностям человека.
РЕЛИГИЯ:
1. Социальный институт, включающий систему социальных норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное.
2. Мировоззрение, поведение отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного.
Слайд 4СТРУКТУРА РЕЛИГИИ ВКЛЮЧАЕТ:
РЕЛИГИЯ
религиозное сознание
религиозная деятельность
религиозные отношения
религиозные организации
Слайд 6РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ
РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ
ОБЫДЕННЫЙ УРОВЕНЬ
РЕЛИГИОЗНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
Слайд 71). РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ: РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
А) Религиозная идеология - это совокупность
религиозных догматов
В ее состав входят:
а) учение о Боге, мире, природе, обществе и человеке, целенаправленно разрабатываемое богословием - теологией;
б) трактовка экономики, политики, права, морали, искусства и т.д.
в) религиозная философия - неотомизм, русская религиозная философия и др.
Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека
Б) Религиозная психология — это своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, установок, иллюзий, влечений и т.д. Религиозное сознание эмоционально насыщенно. Важную роль играют религиозные чувства - комплекс переживаний индивида.
Слайд 85 ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ФОМЫ АКВИНСКОГО
1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было
приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо— это существо мы именуем Богом
Слайд 9КАЗИМИР ЛЫЩИНСКИЙ – БЕЛОРУССКИЙ ДЖОРДАНО БРУНО
философ и общественный деятель Речи Посполитой, автор трактата «О несуществовании
бога».
Сохранилось всего 5 фрагментов, обнаруженных только в 1957 году, смысл которых сводится к отрицанию существования Бога и обвинению клерикалов в «гашении света разума». Бог, судя по трактату, не существует, являясь химерой человеческого сознания, используемой церковью и государством в своих целях. Библия написана людьми, которые с её помощью поддерживают обман.
Был обвинен в атеизме и казнен в 1689
Слайд 10РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ЧЕРТА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
Интегративной чертой религиозного сознания, соединяющей его
два уровня, является религиозная вера.
!!! Не всякая вера есть вера религиозная.
Религиозная вера предполагает:
• реальное существование объекта веры;
• возможность общения с этими существами и получения от них помощи;
• реальность определенных событий;
• религиозные авторитеты (святые, пророки и т.д.).
Слайд 112). РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВНЕРЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность осуществляется во внерелигиозных сферах - экономической, политической
и т.д.
РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-ВНЕКУЛЬТОВАЯ
-КУЛЬТОВАЯ
Слайд 13А) КУЛЬТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Религиозный культ связан с отношением людей к высшим силам и
проявляется через богослужение, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т.д.
Объект культовой деятельности — те высшие силы, которых любят или боятся люди, в которые верят, которым поклоняются, которых просят о чем-нибудь.
Предметом культа становятся различные силы, осознаваемые в качестве религиозных образов.
Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек
Слайд 14СРЕДСТВА И СПОСОБЫ КУЛЬТА
Средствами культа являются храмы, мечети, святилища, религиозное искусство (архитектура,
скульптура, живопись), различные культовые предметы (религиозные символы —крест и т.д., церковно-храмовая утварь — кадила, сосуды для причастия и др.).
Способы культовой деятельности — определенная система и последовательность проведения религиозно значимых мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека; в храме, церкви или дома. Способы культовой деятельности сильно зависят от религиозного сознания людей.
Слайд 15Б) ВНЕКУЛЬТОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Внекультовая деятельность имеет две стороны: духовную и практическую
К духовной относятся внутреннее самоуглубление, созерцание,
различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения богословов.
Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всякие действия, направленные на внедрение, пропаганду и защиту религии
Слайд 163) РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Религиозные отношения складываются в процессе религиозной деятельности в соответствии с
религиозным сознанием.
Их носителями могут быть, например, индивиды, группы, семья, этнос, сословие, класс, профессиональная группа, институты, организации.
Слайд 17ПОСРЕДНИКИ В РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
• предметы неживой и живой природы - храм, икона,
крест, распятие, ступа, голубь (в этом случае религиозные отношения принимают предметную, вещную форму);
• индивид или группа лиц — служитель культа, глава религиозной организации, функционер общины, обладатель «дара»;
образы бога, духов, душ, Богоматери, Христа, Будды, Мухаммеда, святых и т.д.
язык – отдельные слова и целые предложения, содержащие наставления о том, с кем и как надо общаться.
Слайд 18РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОГУТ ИМЕТЬ РАЗНЫЙ ХАРАКТЕР:
солидарности,
терпимости,
нейтралитета,
конкуренции и конфликта,
а
также борьбы с сильной тенденцией религиозного фанатизма.
Слайд 194) РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Религиозные организации представляют собой систему учреждений, призванных регламентировать, контролировать и регулировать
поведение и действия верующих данной конфессии (лат. Сonfessio – вероисповедание) и удовлетворять их религиозные потребности
Слайд 20ВИДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЦЕРКОВЬ
СЕКТА
ДЕНОМИНАЦИЯ
КУЛЬТ
Слайд 21А) ЦЕРКОВЬ
Церковь – религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры,
определяющий религиозную этику и религиозную деятельность.
Она характеризуется рядом признаков:
утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое тело Христово.
ведает священными институциями – таинствами, с которыми внутренне связаны духовные дары, которые могут быть переданы верующим;
священники являются функционерами церкви, церковь всегда есть церковь священников.
всегда претендует на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения;
выступает как форма власти, господства, (преследования еретиков, инквизиция).
Слайд 22Б) СЕКТА
Секта - религиозная группа, возникающая как оппозиция к той или другой
церкви.
Обычно секты образуются в тех случаях, когда небольшая группа представителей церкви, неудовлетворенная традиционными ритуалами, отделяется и создает новую религию.
Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой «истинный путь» и следовать ему.
Слайд 23В РАБОТЕ «ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВО» М. ВЕБЕР
разработал социологическое понимание церкви и секты,
сопоставляя их по трем признакам (вернее - по трем группам признаков):
отношение к «миру»;
критерий членства;
организационная структура.
Слайд 24СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕКТЫ И ЦЕРКВИ ПО М.ВЕБЕРУ
Слайд 25СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЕКТЫ И ЦЕРКВИ ПО М.ВЕБЕРУ
Слайд 26ПРИМЕРЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ В БЕЛАРУСИ
Псевдохристианские культы:
мормоны, христадельфиане, поместная церковь, богородичный центр, свидетели
Иеговы и другие.
Нетрадиционные религиозные движения восточной ориентации:
Общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Сахадж Марг, Сатья Саи, Сахаджа Йога.
Неоязычники : Центр «Даратэя», Орден Славянский Круг.
Слайд 27В) ДЕНОМИНАЦИЯ
Деноминация - третья форма религиозной организации, признающая возможность духовного возрождения для
всякого верующего. Отличается терпимостью, отсутствием жесткой дисциплины и давления догматики.
Деноминация представляет собой промежуточное звено между сектой и церковью.
В деноминации складывается бюрократический порядок (деноминациям присуща четкая организация как по горизонтали, так и по вертикали) и более широкие связи с обществом.
Слайд 28Г) КУЛЬТ
Культ - такие религиозные группы, которые существуют исключительно благодаря энтузиазму своих
приверженцев, не опираясь при этом на организацию.
Слайд 29В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ТЕРМИН КУЛЬТ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДОСТАТОЧНО РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ:
Слайд 30ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
Мировоззренческая функция: религия формирует определенный взгляд на мир, объясняет место человека
в нем, смысл и цель его жизни
Коммуникативная функция: религия является средством общения людей. Например, на собраниях, при исполнении определенных ритуалов, во время богослужений в храма
Регулятивная функция: религиозные нормы, которых строго придерживается верующий, касаются не только религиозной стороны его жизни, они также регулируют и социальное поведение человека: в семье, быту, на работе и т.д.
Иллюзорно-компенсаторная функция: в религиозных представлениях воплощается неспособность человека контролировать многие природные и социальные процессы, необходимость преодоления неподвластных ему сил
Интегрирующая функция: религия способна духовно объединять отдельные группы людей, а также общество в целом.
Культуро-транслирующая - способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, сохранению и развитию ценностей религиозной культуры, передаче накопленного наследия от поколения к поколению.
Слайд 312. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЛИГИИ
Религия, наряду с моралью, правом, искусством, философией, наукой
и мифологией, принадлежит к сфере духовной жизни людей
Религия является одним из элементов социальной жизни и предопределяет различные аспекты социальных отношений
Религия выступает мощным фактором политических отношений
Слайд 322. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЛИГИИ
Религия всегда носит индивидуализированный характер, являясь феноменом (а
нередко – фундаментом) духовного мира отдельно взятого «религиозного человека» (лат. homo religiosus)
Религия воплощена в разнообразных символических артефактах (текстах, «священных» предметах, культовых архитектурных сооружениях и т.п.) и соответствующих практиках
Религия является частью культуры
Религия изучается различными научными дисциплинами
Религия изучает сама себя в рамках теологии (theos – Бог, logos – знание, наука)
Слайд 332. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЛИГИИ
Религия укоренена в повседневной жизни в качестве культурных
моделей, символических систем, в которых человеческий опыт, не поддающийся разумному объяснению в повседневных категориях причины и следствия (и прежде всего – опыт смерти, зла и страданий, опыт предельности, порождающий чувство запредельного), приобретает осмысленный контекст и получает объяснение
Важнейшая задача социологии состоит в том, чтобы обнаружить и классифицировать разнообразные символические религиозные формы и распознать, какими последствиями с точки зрения человеческих действий чревата приверженность им, каковы социальные последствия религиозной ориентации
Слайд 342. СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА РЕЛИГИИ
Задача социологии – не в том, чтобы описать
мир религиозного (этим занимаются антропология и этнография), но в том, чтобы установить связь между эмпирически фиксируемыми явлениями религиозного характера (предметами и действиями), религиозными мотивами коллективных человеческих действий и их социальными последствиями
Если действия и связанные с ними отношения, а также символические религиозные объекты принадлежат к видимому, эмпирически (опытно) воспринимаемому миру, то феномены сознания, принадлежащие к духовному миру, оказываются скрытыми, неявными, но мощными действующими силами на социальной сцене
Слайд 353. РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ
Под религиозностью понимается определенное
состояние отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучения и предписаний.
Слайд 36ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ:
• религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний)
• религиозная
вера (религиозные мифы и догматы, в которые верят люди);
• формы культового поведения (посещение богослужений, участие в исповеди и причастии, индивидуальные молитвы и т.д.);
• уровень религиозной информированности индивида, знание им основных положений религиозного вероучения;
• степень мотивирующего воздействия религии на поведение личности в различных сферах общественной жизни.
Слайд 37РЕЛИГИОЗНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ИМЕЕТ РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ:
• имеет место повышенная религиозность молодежи
(до 20) лет, а также лиц старшего возраста (после 60 лет, особенно женщин);
• получила распространение ситуативная религиозность;
• происходит процесс «индивидуализации» веры, когда люди приспосабливают ее к своему личному мировосприятию
• идеологический вакуум, образовавшийся после краха социалистической идеологии, заполняется не только ценностями «цивилизованных» религий (православие, католицизм, ислам и т.д.), но и различными мистическими и оккультными представлениями, неоязычеством и труднообъяснимыми миссионерскими учениями;
• имеет место рост веры в сверхъестественные силы, а не в Бога (культ НЛО, астрологии, магии, колдовства и т.п.).
Слайд 38СРЕДИ ИСТОЧНИКОВ РОСТА РЕЛИГИОЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ МОЖНО НАЗВАТЬ
«эффект освобожденной пружины»
(рост за счет скрытых резервов),
смену духовной парадигмы общества (от идеологии марксизма - к религии),
потрясения, связанные с экономическим кризисом общества.
дань моде.
Слайд 392 ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
секуляризация
процесс, в результате которого все большие сектора общества,
культуры, различные социальные группы и отдельный индивид освобождаются от религиозного санкционирования и влияния;
сокрализация
процесс придания власти, ценностям, территории и т.д. особого смысла, связанного со священным (например, освящение той или иной территории при помощи специальных ритуалов).
Слайд 40СЕКУЛЯРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА СПОСОБСТВУЮТ МНОГИЕ ФАКТОРЫ:
1. Развитие науки. Человек утратил желание принимать
на веру идеи, которые нельзя доказать или наглядно подтвердить.
2. Развитие государства. Современное государство отделено от церкви. Большинство государств (светских) заняты удовлетворением материальных потребностей граждан, а не заботой об их духовном здоровье.
3. Развитие капитализма. Капитализм подрывает влияние церкви, ориентируя людей на накопительство и стремление к материально обеспеченной жизни. Под влиянием капитализма даже великие «церковные праздники» (такие как Рождество и Пасха) превратились просто в «дни отдыха» с чрезмерным потреблением мирских благ - в эти дни люди покупают дорогие подарки, новую одежду и т.п.
Слайд 41СЕКУЛЯРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА СПОСОБСТВУЮТ МНОГИЕ ФАКТОРЫ:
4. Компромиссы по спорным вопросам религии. Например,
католическая церковь официально отказалась от традиционной римско-католической литургии (месса читается на языке слушателей), Библия давно уже выпускается в переводе на многие языки.
5. Утрата общности. Например, в США граждане постоянно переезжают из одного штата или города в другой, и поэтому им трудно сохранить длительные связи с одной религиозной общиной.
6. Другие институты. Не только Рождество или Пасха были коммерциализированы, но и многие светские праздники и дела заменили церковные мероприятия для верующих.
Слайд 424. КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
Республика Беларусь – поликонфессиональное государство.
В настоящее время в Беларуси существует 26
конфессий.
Наиболее многочисленные:
православная (1224 общины),
католическая (432 общины),
христиан веры евангельской (491 община),
евангельских христиан-баптистов (270 общин).
В республике проживают также:
старообрядцы (35 общин),
мусульмане (27 общин),
иудеи (25 общин),
греко-католики (14 общин),
лютеране (17 общин),
мормоны, кришнаиты и представители других религиозных течений.
Слайд 434. КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
50% населения страны считает себя верующими, из них:
80%
относят себя к православным,
14% — к католикам,
2% — к протестантам.
Согласно исследованию центра Gallup, лишь 27 % граждан РБ признали, что религия играет важную роль их повседневной жизни. По этому показателю Беларусь входит в число 11 наименее религиозных стран мира.
Слайд 444. КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
Православие является древнейшей христианской конфессией на белорусских землях.
Оно пришло сюда в конце Х в. со становлением Полоцкой епископской кафедры (992 г.).
Римско-католическая церковь является второй по количеству верующих конфессией в Беларуси. Католичество пришло на Беларусь в конце XIV в.
Греко-католичество (униатство). По данным 2021 г., зарегистрировано 16 греко-католических общин. Самая крупная из них находится в Минске. Преимущественный состав греко-католических общин составляют представители интеллигенции.
Протестантизм со второй половины XVI в. играл своеобразную роль в политической, церковно-религиозной и культурной жизни Беларуси.
Слайд 454. КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ
Ислам в Беларуси исповедует традиционное для страны татарское
население, а также мигранты из мусульманских стран. Проникновение татар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князь Великого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Сегодня в республике зарегистрировано 27 мусульманских общин и одно мусульманское религиозное объединение.
Иудаизм – национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. В настоящее время в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения
Помимо традиционных религий, в Беларуси представлены многочисленные течения позднего протестантизма, а также неокульты.