Левый поворот в Перу

Содержание

Слайд 2

Хосе Карлос Мариатеги

Мариатеги Хосе Карлос (1895—1930) — видный деятель рабочего и коммунистического

Хосе Карлос Мариатеги Мариатеги Хосе Карлос (1895—1930) — видный деятель рабочего и
движения Перу и Латинской Америки, пропагандист и теоретик марксизма-ленинизма. Под влиянием Октябрьской революции в России перешел от революционного демократизма к марксизму. Большое влияние на Мариатеги оказало знакомство с опытом революционного рабочего движения в европейских странах и США. Мариатеги решительно боролся против теории «исключительности» исторического развития Латинской Америки, рассматривая происходивший в ней революционный процесс как этап, фазу мировой революции.

Слайд 3

Идеи Х. К. Мариатеги

внимание на анализ взаимоотношений между политическими и этническими процессами

Идеи Х. К. Мариатеги внимание на анализ взаимоотношений между политическими и этническими
в Перу и историческую традицию массового участия перуанских индейцев в социальных революциях;
применение ленинской теории социалистической революции к местным условиям - союз индейских крестьян с увеличивающимся пролетариатом при руководящей роли последнего может развить антиимпериалистическую и антисевероамериканскую революцию в социалистическую;
«ничто не абсурдно так, как буквальное копирование европейских формул; нашей практике нужно корреспондировать с реальностью, которую имеем, нужно строить индиано-американский социализм»;
национальное возрождение Перу надо закончить на основе доиспанского прошлого страны, коллективной организации инков. С распадом испанской колониальной империи ситуация меняется, так как креольская буржуазия накладывает на страну зависимое развитие европейского типа. Альтернатива - первобытный коммунизм, уцелевший среди большей части индейских племен в стране. Именно совместное существование первобытно-коммунистического хозяйства с феодальным и капиталистическим — основной аргумент в пользу специфики местного социализма, который не должен идти по стопам европейской революции;
без уравнивания в правах и обязанностях всех граждан республики, включая индейцев, нация не будет гомогенизирована.

Слайд 4

АПРА и Виктор Рауль Айя де ла Торре

АПРА и Виктор Рауль Айя де ла Торре

Слайд 5

Идеи В. Р. Айя де ла Торре

АПРА - Американский народный революционный

Идеи В. Р. Айя де ла Торре АПРА - Американский народный революционный
союз создан в 1924 г. Виктором Раулем Айя де ла Торре (1895-1979):
объединение политических представителей всех эксплуатируемых в революционный альтернативный блок, противопоставляемый американскому империализму и управлению местной олигархии;
в государстве, согласно логике апризма, только и могло воплощаться национальное единство, поскольку «народ», от имени которого выступала АПРА, представлял собой крайне разнородную общность;
разработка комплекса мер, позволивших бы вписать Перу (Латинскую Америку) в контекст мирового развития. Необходимость особой идеологии диктуется, цивилизационной спецификой Латинской Америки, развивающейся по отличной от Европы модели;
государственный капитализм с институтами "функциональной демократии";
в центре его внимания оказывается традиционная община индейцев-кечуа, которая, будучи подвергнута модернизации на основе принципов кооперативного социализма, может и должна явиться базовой структурой процессов самоорганизации общества;

Слайд 6

Тенденции перуанских левых

1. Просоветская Перуанская коммунистическая партия;
2. Прокитайская Коммунистическая партия Перу,

Тенденции перуанских левых 1. Просоветская Перуанская коммунистическая партия; 2. Прокитайская Коммунистическая партия
которая, в свою очередь, делилась на четыре маленькие группировки, и на ее основе впоследствии возникло повстанческое движение «Сендеро Луминосо» (Сияющий путь);
3. Движение революционных левых отщепенцев из АПРА, которое создает партизанские отряды, в свою очередь сформировавшие Армию национального освобождения, позже на ее основе — Революционное движение «Тупак Амару»;
4. Национальные гуманистические левые, которые защищают социал-реформизм, но выступают прежде всего за национальные интересы;

Слайд 7

Левое революционное движение (МИР)

основатель Луис Фелипе де ла Пуэнте Уседа (1926-1965);
в идеологическом

Левое революционное движение (МИР) основатель Луис Фелипе де ла Пуэнте Уседа (1926-1965);
отношении Левое революционное движение быстро приблизилось к геваризму, восприняв разработанную Режи Дебре концепцию фокизма — создания «фоко», революционных очагов партизанского сопротивления, с которых и должна была начаться революция;
для начала партизанской войны МИР разделилась на три колонны. На севере страны восстание должна была поднять колонна «Манко Капак» под командованием Гонсало Фернандеса Гаска, на юге — колонна «Пачакутека» под командованием Рубена Тупайачи Солорзано, а в центральном районе — колонна «Тупак Амару» под командованием Гильермо Лобатона;
23 октября 1965 года Луис Фелипе де ла Пуэнте Уседа погиб в столкновении с правительственными войсками. Гибель лидера оказала серьезное влияние на деятельность МИР, однако ряд колонн этой организации продолжили вооруженное сопротивление;
После гибели Луиса Уседы отряд Гильермо Лобатона продолжал вооруженную борьбу, однако оказался отрезан от внешнего мира и разгромлен правительственными войсками. Сам Гильермо Лобатон погиб в бою 7 января 1966 года. Но, тем не менее, идеи Луиса де ла Пуэнте Уседа оказались очень востребованными в перуанском обществе. Впоследствии к его концепции земельной реформы обратились не только левые оппозиционеры, но и правительство;

Слайд 8

Армия национального освобождения

Основатели: Хуан Пабло Чанг Наварро-Левано (1930-1967) и Эктор Бехара (род.

Армия национального освобождения Основатели: Хуан Пабло Чанг Наварро-Левано (1930-1967) и Эктор Бехара
в 1935);
В апреле 1965 года отряд АНО под командованием Эктора Бехара попытался поднять восстание и развернуть партизанскую войну в Аякучо. Однако, как и в случае Левого революционного движения, герилья Армии национального освобождения была непродолжительной. Уже в декабре 1965 года отряд потерпел сокрушительное поражение от правительственных войск. В живых чудом остался только профессор Бехар;
Спустя два года после разгрома отрядов МИР и АНО, в 1967 году остатки Левого революционного движения Перу раскололись на несколько мелких группировок — Левое революционное движение «Милитант», Левое революционное движение «Вос Rebelde» и Левое революционное движение «IV Этапа». Однако, в 1968 году в Перу произошел военный переворот;

Слайд 9

Политический режим Перу 1968-1980 гг.

законодательная и исполнительная власть принадлежала президенту, парламент был

Политический режим Перу 1968-1980 гг. законодательная и исполнительная власть принадлежала президенту, парламент
распущен, действие конституции приостановлено;
НО в отличие от "традиционных" военно-диктаторских режимов, перуанский вариант может быть назван левоавторитарным, сформированным при прямом участии прогрессивных военных кругов, к тому же поддерживаемый (правда, не всегда безоговорочно) левыми движениями и партиями;
авторитарные методы правления военных были необходимы для разрешения накопившихся противоречий предшествовавшего периода правления Белаунде Терри (1963-1968), радикальной смены экономического курса, для перераспределения национальных ресурсов между отдельными общественными группами, при сознательном ущемлении интересов привилегированных групп;
РПВС (Революционное правительство вооруженных сил) Перу выражало интересы подавляющего большинства перуанской нации: средней буржуазии, мелкобуржуазных слоев, рабочих, крестьянства.

Слайд 10

Хуан Веласко Альварадо

"План Инка" включал в себя "Манифест ре­волюционной хунты", "Статут революционного

Хуан Веласко Альварадо "План Инка" включал в себя "Манифест ре­волюционной хунты", "Статут
правительства", и "Основные направления со­циально-экономической политики революционного правительства";
главной целью определялась ликвида­ция зависимости, проистекающей из экономических, финансовых и торговых отно­шений с развитыми странами;
Статут определял главные задачи правительства, в том числе преобразование общественных структур, повышение уровня жизни наи­менее обеспеченных слоев населения, националистический и независимый характер деятельности правительства, достижение союза, согласия и интеграции перуанцев;
Доктрина Вела­ско:
основные богатства и природные ресурсы должны принадлежать государству;
экономическое развитие направляется на удовлетво­рение интересов нации в целом, а не на стремление к наживе отдельных лиц и груп­пировок;
иностранные капиталовложения должны содействовать росту нацио­нальной экономики;
указанные мероприятия призваны укреплять независимость страны и улучшать условия жизни народа. В соответствии с доктриной ино­странные предприятия должны постепенно превращаться в смешанные с опреде­ленным ограничением иностранного капитала, а затем - в национальные;