Линия. Основные средства выразительности

Содержание

Слайд 2

Линия это движущаяся точка, движущаяся благодаря силе извне. Происходит скачек из

Линия это движущаяся точка, движущаяся благодаря силе извне. Происходит скачек из статики
статики в динамику, от покоя в движение.
Типы прямых:
Горизонтальная линия – лежащая, несущая. Несет собой ощущение покоя, отдыха.
Вертикальная линия – преодолевает силу тяжести. Она стоит, восходит ввысь, растет. Несет собой ощущение позитивной активности.
Диагональная линия – Промежуточная, несет в себе признаки и горизонтальной и вертикальной линии.
Кривая линия – это прямая на движение которой оказывается постоянное боковое давление. Это зрелая энергия. Несет собой ощущение оберега, нежности, любви.

Слайд 3

Прямая и ломаная линии: лиризм и драматизм.
Любая прямая возникает под воздействием одной

Прямая и ломаная линии: лиризм и драматизм. Любая прямая возникает под воздействием
силы. ЕЕ мир лиричен.
Ломаная линия образована несколькими противоречивыми силами, отсюда и звук столкновения, конфликт, нестабильность, как минимум, беспокойство. И, как следствие возникает драматизм.
Угол.
1. Острый –сильное движение, напряженность, активность, агрессивность.
2. Тупой – ослабление движения вперед. Беспомощность, расслабление, нега.
3. Прямой – холодная рациональность, сдержанность, равнодушие.
Учет психологических аспектов звучания линейных элементов в архитектуре необходим для создания образа, отвечающего функциональному ее содержанию или какой-либо концепции архитектора. Так дому отдыха, например, органично преобладание горизонталей в его композиционном формообразовании. А зданию, где происходят активные действия – придаст динамизм и, если нужно экстрим, наличие острых углов. Прямой угол в формировании здания, например, банка придаст ощущение устойчивости его к валютным колебаниям, надежности. Любой вид искусства не может обходиться без таких инструментов создания необходимых эмоций. И необходимо учитывать их при формировании образа будущего здания или сооружения, да и всей архитектурной среды в целом.
Повторение линии сколько угодно раз - мощное средство усиления ее звучания.
А так же способ создания графических композиций с эффектами плоскостности, рельефности, объемности и пространственности.

Слайд 4

Тема: Линия и ее формообразующие возможности. Контраст – ньюанс - тождество .

Тема: Линия и ее формообразующие возможности. Контраст – ньюанс - тождество .

Задание №1. Используя в качестве изобразительного элемента линию, создать поверхность, отвечающую заданным характеристикам:
1. плоскостность композиции;
2. рельефность или объемность;
3. пространственность.
Выполнить 3-6 вариантов графических композиций.
Обозначить основное средство выразительности, участвующее в построении каждой композиции.
  Методическая задача: Исследовать формообразующие возможности линий. Проанализировать и выявить в композициях средства выразительности, лежащие в их основе.

Слайд 5

Методические указания: необходимые эффекты можно достичь за счет приемов:
- сдвига линий в

Методические указания: необходимые эффекты можно достичь за счет приемов: - сдвига линий
области фигуры;
- изменения направления (конфигурации) линий;
- изменения толщины линий;
- изменения расстояния между линиями;
- изменения тональности линий.
Обозначьте главное средство выразительности, лежащее в основе построения каждой композиции. Это может быть контраст. Обозначьте какой именно. Например, по размеру - ширине линий (широкая-узкая), длинне (короткая-длинная), по направлению в пространстве (вертикальное-горизонтальное – диагональное), по геометрическому признаку ( прямая-округлая –волнообразная, геометрическая-органическая, мягкая-острая).

Слайд 6

Это может быть ньюанс – постепенное изменение по любой из этих характеристик.

Это может быть ньюанс – постепенное изменение по любой из этих характеристик.
И это может быть тоджество, когда основа композиции построена из одинаковых элементов.
Чаще всего композиционную структуру строят и контрасты и ньюансы, иногда включается и тождество, чаще в качестве фона. В этом случае первым называйте самое активное средство (по вашей версии) и далее по уменьшению их активности.
Средства: Карандаш, линеры разных диаметров или рапидографы, циркуль с ножками для карандаша и туши, линейка, угольник, листы ватмана А4.

Слайд 7

Этапы выполнения упражнения: 1. эскизы вариантов М = 1:2 (мягкий карандаш, тетрадь

Этапы выполнения упражнения: 1. эскизы вариантов М = 1:2 (мягкий карандаш, тетрадь
в клетку); 2. доработка выбранных вариантов, утвержденных преподавателем; 2. прорисовка оригинала (твердый карандаш, плотная бумага ф.А4; 4. обводка или тональная проработка оригинала тушью; 5. выполнение надписей.И еще коротко.
И еще раз- Инструменты создания эффектов:
1.размер ( ширина и длинна) линии;
2. расстояние между линиями;
3. конфигурация линии;
4. положение в пространстве ( сдвиг, поворот)

Слайд 8

Линия меняет конфигурацию и направление

Объем.

Рельеф

Линия меняет конфигурацию и направление Объем. Рельеф

Слайд 9

Линии расширяются и сужаются

Преобладающая плоскостность

Объем.

Линии расширяются и сужаются Преобладающая плоскостность Объем.

Слайд 10

Группы линий меняют направление

Линии смещаются

плоскостность

плоскостность

Группы линий меняют направление Линии смещаются плоскостность плоскостность

Слайд 11

Линия меняет направление и постепенно меняется расстояние между линий (сближаются)

Объем.

Линия меняет направление и постепенно меняется расстояние между линий (сближаются) Объем.

Слайд 12

Линии постепенно меняют свою ширину и расстояние между собой.

Глубина.

Линии постепенно меняют свою ширину и расстояние между собой. Глубина.

Слайд 13

Линии сменяют свой тон при переходе на рисунок по горизонтали. По вертикалям

Линии сменяют свой тон при переходе на рисунок по горизонтали. По вертикалям
- темные линии сужаются, увеличивая ширину светлых сверху вниз через каждую паузу. Которая выстроена на встречном движении снизу- вверх.

Слайд 14

Линии меняют свое направление – белая. И свою ширину - черная

Рельеф.

Линии меняют свое направление – белая. И свою ширину - черная Рельеф.

Слайд 15

Плоскостность

Плоскостность

Слайд 16

Плоскостность. Контраст по направлениям (вертикаль-диагонали), по тону (бел.-чер.). Ньюанс (короткая-длинная). Контраст по

Плоскостность. Контраст по направлениям (вертикаль-диагонали), по тону (бел.-чер.). Ньюанс (короткая-длинная). Контраст по геометрическому признаку ( прямое-круглое).
геометрическому признаку ( прямое-круглое).

Слайд 17

Плоскостность. Ньюас (округлое-круглое). Контраст по направлению (тяготение к горизонтали-к вертикали).

Плоскостность. Контраст по

Плоскостность. Ньюас (округлое-круглое). Контраст по направлению (тяготение к горизонтали-к вертикали). Плоскостность. Контраст
геометрии (треугольное-круглое). Ньюанс ( геометрия, органика).

Слайд 18

гг

Плоскостность. Контраст по направлениям (диагонали-вертикали). Ньюас по размеру
(широкое-узкое).

гг Плоскостность. Контраст по направлениям (диагонали-вертикали). Ньюас по размеру (широкое-узкое).

Слайд 19

Плоскостность. Ньюанс по геометрии ( треуголь-
ное-округлое), по светлоте (черное-белое).

Плоскостность. Ньюанс по геометрии ( треуголь- ное-округлое), по светлоте (черное-белое).

Слайд 20

Рельеф, объем

Рельеф, объем

Слайд 21

Рельеф. Контраст

Рельеф. Контраст по геометрии ( прямое-округлое)

Рельеф. Контраст Рельеф. Контраст по геометрии ( прямое-округлое)

Слайд 22

Объемы. Контраст по направлению (выпуклое-вогнутое, диагонали-горизонтали-вертикали). Ньюансы по ширине и длинне.

Объемы. Контраст по направлению (выпуклое-вогнутое, диагонали-горизонтали-вертикали). Ньюансы по ширине и длинне.

Слайд 23

Обьем. Контраст по геометрии (прямое-круглое), по размеру (широкое-узкое).

Обьем. Контраст по геометрии (прямое-круглое), по размеру (широкое-узкое).

Слайд 24

Рельеф. Контраст по направлениям движения (сверху вниз-снизу-вверх)

Рельеф. Контраст по направлениям движения (сверху вниз-снизу-вверх)

Слайд 25

Пространство

Пространство

Слайд 26

Пространственность в одном направлении. Контраст по геометрии ( прямые-округлые), по тону

Пространственность в одном направлении. Контраст по геометрии ( прямые-округлые), по тону (светлое-темное), по размеру ( большие-окружности-малые).
(светлое-темное), по размеру ( большие-окружности-малые).

Слайд 27

Пространственность развивается в двух направлениях. Ньюанс по размеру ячеек.Контраст по направлениям

Пространственность развивается в двух направлениях. Ньюанс по размеру ячеек.Контраст по направлениям диагоналей.
диагоналей.

Слайд 28

Разнонаправленная пространственная композиция. Контраст (широкая-тонкая), движения слева направо и снизу-вверх). Ньюанс

Разнонаправленная пространственная композиция. Контраст (широкая-тонкая), движения слева направо и снизу-вверх). Ньюанс по ширине и длинне.
по ширине и длинне.

Слайд 29

Пространственность.Контраст верт.-гориз. и диагонального направления осей. Ньюанс размеров.

Пространственность.Контраст верт.-гориз. и диагонального направления осей. Ньюанс размеров.

Слайд 30

Пространственность доминирует над плоскостностью
Контраст по размеру элементов, по активности и толщине линий.

Пространственность доминирует над плоскостностью Контраст по размеру элементов, по активности и толщине линий.

Слайд 31

Встречные движения пространства. Ньюанс по ширине линий и расстояний между ними.

Встречные движения пространства. Ньюанс по ширине линий и расстояний между ними.

Слайд 32

Образцы выполненных упражнений.

Образцы выполненных упражнений.

Слайд 34

Плоскость упорядоченная с акцентом, плоскость упорядоченная

Плоскость упорядоченная с акцентом, плоскость упорядоченная

Слайд 35

Разработка архитектурных фасадов на основе линии.

Разработка архитектурных фасадов на основе линии.

Слайд 36

Сужение линий рисуют зигзагообразные формы на поверхности фасада – контрастирующие с прямоугольной

Сужение линий рисуют зигзагообразные формы на поверхности фасада – контрастирующие с прямоугольной
формой всего объема здания. Этот контраст и придает фасаду выразительность.

Слайд 38


Ритм сужения и расширения линий оживляет тему простых горизонтальных параллелей

Ритм сужения и расширения линий оживляет тему простых горизонтальных параллелей ,которые подчеркивают
,которые подчеркивают развитие объема в горизонтальном направлении.

Слайд 39

Та –же тема, но линии расположены вертикально - контрастно к горизонтально развивающемуся

Та –же тема, но линии расположены вертикально - контрастно к горизонтально развивающемуся объему.
объему.

Слайд 40

Изменение направления линий создает акцент с парадоксаль
ным звучанием и этим оживляет строгую

Изменение направления линий создает акцент с парадоксаль ным звучанием и этим оживляет
заданность параллельных линий в этом архитектур-ном объеме.

Слайд 41

Даже небольшое изменение направлений линий в глубину создает впечатление «живых» природных форм.

Даже небольшое изменение направлений линий в глубину создает впечатление «живых» природных форм.

Слайд 42

Живая игра «присбо-ренных» в линии складок поверхности обогащают плоскость фасада этого здания

Живая игра «присбо-ренных» в линии складок поверхности обогащают плоскость фасада этого здания
и превращают ее в своеобразную фактуру.

Слайд 44

Параметри-ческие сеточные линейные структуры

Параметри-ческие сеточные линейные структуры

Слайд 46

Ломаные линии, направленные по диагонали – идут параллельно, где то сталкиваясь и

Ломаные линии, направленные по диагонали – идут параллельно, где то сталкиваясь и
пересекаясь – создавая ощущение «живого» рельефа.

Слайд 47

Эту плоскость фасада образуют неупорядоченные линии, толщина, которых меняется по неупорядоченной системе.

Эту плоскость фасада образуют неупорядоченные линии, толщина, которых меняется по неупорядоченной системе.

Слайд 48

Параллельные линии, постепенно меняющие свою длину по горизонтали, организуют силуэт самого архитектурного

Параллельные линии, постепенно меняющие свою длину по горизонтали, организуют силуэт самого архитектурного объема.
объема.

Слайд 49

Линии, меняющие свою длину по вертикали организуют как фасад, так и весь

Линии, меняющие свою длину по вертикали организуют как фасад, так и весь архитектурный объем.
архитектурный объем.

Слайд 50


Задание №2: Выполнить вариант преобразования плоскостного линейного рисунка в перспективный.

Методическая

Задание №2: Выполнить вариант преобразования плоскостного линейного рисунка в перспективный. Методическая задача:
задача: Приобрести навыки преобразования графических плоскостных линейных композиций в воображаемые объемные формы.

Слайд 51

Образцы, выполненных упражнений.

Образцы, выполненных упражнений.

Слайд 56

Линия в основе
формообразования архитектурных объемов.

Линия в основе формообразования архитектурных объемов.

Слайд 57

Заха Хадид ведущий, знаковый архитектор современности создавала свою архитектуру на основе графических

Заха Хадид ведущий, знаковый архитектор современности создавала свою архитектуру на основе графических
рисунков с точками, линиями, плоскостями. Этот прием используют в своих разработках и другие ведущие архитекторы нашего времени.

Слайд 58

Зазлорррр

Зазлорррр

Слайд 68

Линия в основе объемно-пространственного решения целого архитектурного комплекса.

Линия в основе объемно-пространственного решения целого архитектурного комплекса.
Имя файла: Линия.-Основные-средства-выразительности.pptx
Количество просмотров: 49
Количество скачиваний: 0