Липецкая тамбурная вышивка. Мастер-класс в рамках проведения уроков по краеведению

Содержание

Слайд 2

Характерные особенности
Липецкой тамбурной вышивки

В Липецкий край вышивка пришла из Тамбова, так

Характерные особенности Липецкой тамбурной вышивки В Липецкий край вышивка пришла из Тамбова,
как Липецк в те времена относился к Тамбовской губернии. Поэтому и шов, которым выполнялся орнамент, назывался «тамбовский» тамбурный. Тамбурный шов был известен на Руси издавна и назывался «шов в цепки», т.е. шов цепочкой. Шов «цепочкой» представляет собой ряд петель, выходящих одна за другой. Они исполнялись при помощи иглы или крючка по нанесённому на ткань или примётанному с левой стороны ткани узору.

В XIX веке для этой вышивки были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью, они напоминали верх барабана, по-французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина – «тамбурного шитья».

Слайд 3

Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла внутреннее пространство орнамента, создавая

Вышивальщица вела шов по контуру, а затем заполняла внутреннее пространство орнамента, создавая
плотную, закрытую нитью поверхность. Могли довольствоваться и одним контурным рисунком.

Слайд 4

Мастерицы Липецкого и Хлевенского районов украшали полотенца, скатерти - столешницы, рубахи, части

Мастерицы Липецкого и Хлевенского районов украшали полотенца, скатерти - столешницы, рубахи, части
костюма тамбурной вышивкой. Она выполняется тонким металлическим крючком и состоит из петель. Вышивальщицы работали «от клубка», стараясь элементы узора прерывать как можно реже.

Слайд 5

Тамбур вышивался двумя способами.
В одном случае тонкими нитями шились крупные петли,

Тамбур вышивался двумя способами. В одном случае тонкими нитями шились крупные петли,
от чего шов мало возвышался над фоном и производил впечатление легко очерченной линии. Такой шов назывался «низкий тамбур».
Толстыми нитями делали мелкие петли, от чего шов становился рельефным и имел вид нашитого на фон шнура. Такой шов назывался «высокий тамбур».
Высокий и низкий тамбурный шов выполнялся иглой. Со второй половины 19 века начали применять крючок.

Слайд 6

Материал для вышивания узора был разнообразен, это и тонкая шерстяная ткань, и

Материал для вышивания узора был разнообразен, это и тонкая шерстяная ткань, и
конопляное полотно и льняная материя. Впоследствии ткани стали выбеливать, чтобы вышивка смотрелась более красочно. Хотя основные цвета нитей, которые использовали в своих работах мастерицы, были красные и чёрные. При таком сочетании вышивка выглядела изыскано и лаконично. Основной цвет орнамента красный, а чёрный как бы оттенял детали узора, делая его более выразительным.

Слайд 7

Изображения на орнаменте несли символический характер и дошли до нас благодаря широкому

Изображения на орнаменте несли символический характер и дошли до нас благодаря широкому
распространению этой вышивки в середине XIX века. Данные символы уходят своими корнями во времена архаики. Это такие элементы как «Лежалый дуб»; «Древо жизни» и многие другие.
Основной элемент, который можно встретить в Липецкой вышивке «Лежалый дуб» - символ силы и долголетия.
Изображения «Петушков» и «Курочек» также были символичны. Они считались предвестниками счастья и плодородия и несли в себе женское начало.

Слайд 8

Часто в орнаменте можно встретить такой элемент, как «Древо жизни». Он символизирует

Часто в орнаменте можно встретить такой элемент, как «Древо жизни». Он символизирует процветание и благосостояние.
процветание и благосостояние.

Слайд 9

Очень интересен такой элемент, как «Виноградная лоза»- символ сладкой жизни.
Но со

Очень интересен такой элемент, как «Виноградная лоза»- символ сладкой жизни. Но со
временем некоторые из этих изображений утратили своё символическое значение и стали служить лишь заполнению пространства или всего лишь для украшения изделий, не неся в себе определённой значимости.

Это такие элементы Липецкой вышивки, как: бабочки, жучки, изображения цветов и восьмёрок.

Слайд 10

Липецкая вышивка со временем претерпела изменения в изображении главного символа «Древа жизни».

Липецкая вышивка со временем претерпела изменения в изображении главного символа «Древа жизни».
В начале ХХ века он выглядел как цветок в горшке.

Все эти символы полны таинственного смысла. Покрывая ими чистое полотно, мастерица как бы переписывала созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

Слайд 11

Благодаря распространению Липецкой вышивки с середины XIX века в таких сёлах, как

Благодаря распространению Липецкой вышивки с середины XIX века в таких сёлах, как
Сырское и Подгорное, сохранились символические изображения орнамента. Их используют в своих изделиях современные мастерицы.

Слайд 12

Технология выполнения образца
Липецкой тамбурной вышивки

Этапы работы :
Выполнение эскиза.
А) линейный рисунок,
Б) цветовое решение.
2.

Технология выполнения образца Липецкой тамбурной вышивки Этапы работы : Выполнение эскиза. А)
Перевод рисунка на ткань.
3. Заправка ткани в пяльцы.
4. Вышивка рисунка по контуру.
5. Заполнение фона элементов рисунка (при необходимости)
6. Оформление работы
А) ВТО
Б) обработка края.

Слайд 13

Выполнение эскиза

1. Эскиз выполняется на листе бумаги А4.
Сложить лист пополам (поперёк). Линия

Выполнение эскиза 1. Эскиз выполняется на листе бумаги А4. Сложить лист пополам
сгиба- центр симметричной композиции.
Нарисовать сюжет, стараясь, по возможности, как можно реже прерывать линию рисунка.
Перевести рисунок на вторую половину листа. Это можно сделать с помощью копировальной бумаги или на просвет через стекло.
2. Перевод рисунка на ткань.

Слайд 14

Выполнение вышивки

При подборе крючка и ниток, необходимо учитывать качество ткани.
Учебную работу

Выполнение вышивки При подборе крючка и ниток, необходимо учитывать качество ткани. Учебную
удобно выполнять из ткани двунитка, крючок
№ 1,25-1,5, нитки х/б «ирис».

Внимание!

Во избежание стягивания работы необходимо соблюдать следующие правила:
крючок располагать перпендикулярно ткани;
длина петли должна быть равна расстоянию между проколами ткани.

Слайд 16

Проектная работа
Митрофановой Анастасии
8 класс
Комплект салфеток «Липецкая вышивка»

Проектная работа Прониной

Проектная работа Митрофановой Анастасии 8 класс Комплект салфеток «Липецкая вышивка» Проектная работа
Натальи
8 класс
Полотенце.
Имя файла: Липецкая-тамбурная-вышивка.-Мастер-класс-в-рамках-проведения-уроков-по-краеведению.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0