Содержание

Слайд 2

.
Лирика – это область литературы.
Выражает чувства и мысли автора.
Слово в поэзии –

. Лирика – это область литературы. Выражает чувства и мысли автора. Слово
богатое, большое, значительное.

ТЕОРИЯ


Слайд 3

ТЕОРИЯ

Лира – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни, стихи.
Пейзажная

ТЕОРИЯ Лира – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни,
лирика.
Мы слышим голос автора, чувствуем его отношение к этой картине.
Сюжет и герои.

Слайд 4

ТЕОРИЯ

Лирика существует в стихотворной форме.
Ритм – это сердце лирики.
Рифма – это созвучие

ТЕОРИЯ Лирика существует в стихотворной форме. Ритм – это сердце лирики. Рифма
на концах стихотворных строк.

.

Слайд 5

Готовимся к выразительному чтению

1. Понять стихотворение и услышать его музыку.
2. Узнать значение

Готовимся к выразительному чтению 1. Понять стихотворение и услышать его музыку. 2.
непонятных слов.
3. Поработать над паузами и отметить их знаком -/.
4. Расставить логические (смысловые) ударения.
5. Определить темп чтения.
6. Попробовать произнести только мелодию стихотворения.

Слайд 6

БЕСЫ А.С. ПУШКИН

БЕСЫ А.С. ПУШКИН

Слайд 7

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь
в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин…
Страшно, страшно поневоле
Средь невиданных равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» -
«Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вот- теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой
Мчаться тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?»
«Кто их знает? пень иль волк?»

Слайд 8

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вон уж он далече скачет;
Лишь глаза во

Вьюга злится, вьюга плачет; Кони чуткие храпят; Вон уж он далече скачет;
мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…

Слайд 9

комментарии

Здесь же всё как в рассказе, только стихами. Есть сюжет: ехал путник,

комментарии Здесь же всё как в рассказе, только стихами. Есть сюжет: ехал
началась метель, лошади сбились с пути, встали, снова побежали. Тут есть, кроме автора, другой герой – ямщик. Они разговаривают.
Сюжет, ямщик и изображение чертовщины нужны для того, чтобы передать состояние автора. “Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин!” Страшно сбиться с пути ночью, зимой. Ямщик и тот не может найти дорогу, думает, что бес его водит.
И в то же время – не только страшно и тревожно, но и весело от ощущения опасности, необыкновенности всего происходящего.
“Мчатся тучи , вьются тучи…” Эти строки задают ритм всему стихотворению – ритм часто бьющегося сердца.
Надо слушать музыку стихотворения. Казалось бы, обыкновенные слова, а так и слышишь завывание вьюги, и сердце не на месте.

Слайд 10

Анализ

Стихотворения
“Бесы”

Анализ Стихотворения “Бесы”

Слайд 11

Это стихотворение «Бесы»,
которое было написано А. С. Пушкиным
Болдинской осенью в

Это стихотворение «Бесы», которое было написано А. С. Пушкиным Болдинской осенью в
1830 году.
Необъятные зимние просторы, луна, совсем
затерявшаяся в тучах и снежном вихре,
ямщик и ездок в повозке.

Слайд 12

Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда она на волосок от

Нашим глазам предстает краткий миг человеческой жизни, когда она на волосок от
гибели.
Драматический эпизод этот построен по законам драмы: действие в нем, быстро развиваясь, достигает кульминационной точки и разрешается в последней строфе.
В начале стихотворения путник уже во власти метели и душой предчувствует ее волю над собой:
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

Слайд 13


Но он еще надеется проскочить опасность:
«Эй, пошел, ямщик!..» Однако ответ ямщика

Но он еще надеется проскочить опасность: «Эй, пошел, ямщик!..» Однако ответ ямщика
рывком продвигает действие от надежды к нарастающему с каждой строкой отчаянию.
Угроза гибели осмыслена. И дальше действие развивается столь же стремительно.
Первое упоминание беса – простое присловье, как вводное слово «видно», отнюдь не означает «вижу»:
«В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам».

Слайд 14


«...Посмотри: вот, вон... играет,
Дует, плюет на меня;
Вот теперь в овраг толкает
Одичалого коня;

«...Посмотри: вот, вон... играет, Дует, плюет на меня; Вот теперь в овраг
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
На этом заканчивается первая часть стихотворения, в которой метель предстала в виде двойного
символа – погибели и несущих ее темных сил,
ополчившихся на человека.

Слайд 15

Вторая часть начинается повторением начальной строфы:
«Мчатся тучи, вьются тучи...»
Метель не отпускает.

Вторая часть начинается повторением начальной строфы: «Мчатся тучи, вьются тучи...» Метель не
И неспроста... в следующих четырех строках
взрыв максимального напряжения действий:
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» -
«Кто их знает? Пень иль волк?»
Исходя из контекста в целом, следует думать,
что не пень и не волк, а бес. Потому и…
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткое храпят...

Слайд 16

Вот момент наивысшей, смертельной опасности.
Но... Опять рывком, без промежуточных подробностей
отступление

Вот момент наивысшей, смертельной опасности. Но... Опять рывком, без промежуточных подробностей отступление
бесовской силы:
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят...
Теперь уже и ездок видит бесовские полчища:
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Их несметное множество, они кружатся,
«будто листья в ноябре»,
но уже где-то в стороне – путь свободен.

Слайд 17

Третья часть стихотворения словно глубокий вздох
облегчения после пережитого смертельного ужаса.
Снова

Третья часть стихотворения словно глубокий вздох облегчения после пережитого смертельного ужаса. Снова
– «мчатся тучи, вьются тучи...» Да, метель еще не
кончилась, но опасность отступила.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине...

Слайд 18

Все есть в этом таинственном стихотворении: и дыхание смерти в лицо, и

Все есть в этом таинственном стихотворении: и дыхание смерти в лицо, и
мистическое прозрение злобной силы, и чудо. Чем же могли обороняться две погибающие православные души от обступившего их бесовства?
И не свидетельство ли это того, что сам поэт был лишен такой обороны. Именно безблагодатность должна была родить в его душе то «холодное, мрачное, беспокойное состояние», которое нашло свое поэтическое
воплощение в жутком образе этой «фантастической» метели.

Вывод:

Слайд 19

Над проектом работала:

Ефимова Анастасия,
ученица 7 класса «В»
МОУ «Гимназия №5»
г.

Над проектом работала: Ефимова Анастасия, ученица 7 класса «В» МОУ «Гимназия №5» г. Юбилейного МО
Юбилейного МО
Имя файла: Лирика.pptx
Количество просмотров: 192
Количество скачиваний: 0