Слайд 3История вопроса
В процессе развития дети каким-то образом выучиваются отличать добро и зло,
![История вопроса В процессе развития дети каким-то образом выучиваются отличать добро и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-2.jpg)
хорошие поступки от дурных, великодушие и эгоизм, сердечность и жестокость. Существует несколько теорий относительно того, как дети усваивают моральные нормы. Одной из самых известных теорий морального развития является теория Лоуренса Колберга, которую он разработал в 80-е гг.
Слайд 4Колберг предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые,
![Колберг предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-3.jpg)
короткие рассказы нравственного содержания. После прочтения рассказов испытуемые должны были ответить на некоторые вопросы. В каждом рассказе главный герой должен был решить нравственную проблему. Испытуемого спрашивали, как бы он в этой ситуации разрешил эту дилемму. Колберга интересовали не сами решения как таковые, а обоснования этих решений. Проанализировав их ответы, Колберг пришел к выводу, что в развитии моральных суждений можно выделить определенные стадии.
Слайд 5Он выделил 3 основных уровня морального развития и 6 стадий.
1. Предконвекциональный уровень,
![Он выделил 3 основных уровня морального развития и 6 стадий. 1. Предконвекциональный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-4.jpg)
основанный на наказании и поощрении.
На этом уровне ребенок реагирует на культурные правили и понятия «хорошо» и «плохо», «справедливо» и «несправедливо»; но он понимает их в смысле физических или чувственных последствий действий (наказание, награда) или в смысле физической власти личностей, которые придают значимость этим правилам (родители, учителя и т.д.)
Слайд 71-ая стадия: ориентация на наказание и послушание
Стремление избежать наказаний и быть послушным.
![1-ая стадия: ориентация на наказание и послушание Стремление избежать наказаний и быть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-6.jpg)
Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Последствия определяют его доброе или злое качество без отношения к человеческому смыслу или ценности этих последствий. Избежание наказания и безропотная уступчивость власти рассматриваются как самоцель, а не в смысле уважения морального порядка, который поддерживается наказанием и авторитетом.
Слайд 8Вывод:
Не наказания должен бояться ребенок, не гнева, а Вашего огорчения.
Постарайтесь пробудить чувство
![Вывод: Не наказания должен бояться ребенок, не гнева, а Вашего огорчения. Постарайтесь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-7.jpg)
совести, помогите осознать ошибку, вызовите желание исправить ее.
Слайд 9Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует
![Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-8.jpg)
формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности и т.д.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых, необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят
Слайд 102-ая стадия: инструментально-релятивистская ориентация
Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков: нужно
![2-ая стадия: инструментально-релятивистская ориентация Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-9.jpg)
подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды.
Слайд 11Деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей и иногда потребностей других в качестве
![Деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей и иногда потребностей других в качестве](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-10.jpg)
средства достижения цели (инструментально). Человеческие отношения понимаются в смысле обменных отношений рынка. Элементы честности, взаимности присутствуют, но имеют под собой основу прагматического характера, а не лояльности, благодарности и справедливости.
Слайд 12Вывод:
Если вы не хотите вырастить личность, действующую под руководством правила «ты мне
![Вывод: Если вы не хотите вырастить личность, действующую под руководством правила «ты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-11.jpg)
– я тебе», не стоит выбирать в качестве основы воспитания принцип торгово-рыночных отношений.
Слайд 132. Конвенциональный уровень
На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы
![2. Конвенциональный уровень На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-12.jpg)
или нации, без учета последствий. Эта установка определяется не только конформизмом, приспособлением к личным ожиданиям и общественному порядку, но и посредством лояльности, активного поддержания и идентификации с личностями или группой, которые выступают в качестве носителей порядка.
Слайд 143-я стадия: межперсональное подлаживание
Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны
![3-я стадия: межперсональное подлаживание Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-13.jpg)
других людей. Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей.
Слайд 154-я стадия: ориентация на закон и порядок
Мораль, поддерживающая власть и закон. Человек
![4-я стадия: ориентация на закон и порядок Мораль, поддерживающая власть и закон.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-14.jpg)
считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины. Ориентация на авторитет, фиксированные правила и поддержание социального порядка.
Слайд 16Подростковый кризис
Этот период развития Колберг выделяет как отдельную стадию: «Этот уровень еще
![Подростковый кризис Этот период развития Колберг выделяет как отдельную стадию: «Этот уровень](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-15.jpg)
не снабжен принципами, решение здесь личное и субъективное, базируется на чувствах. Совесть рассматривается как произвольная и относительная. Решения принимаются без обязательств или договоров с обществом. Обязательства можно извлекать и выбирать, но не существует принципов для подобного выбора».
Слайд 17Опасность ниспадения в аморальность, т.к. этот период характеризуется критикой и низвержением авторитетов,
![Опасность ниспадения в аморальность, т.к. этот период характеризуется критикой и низвержением авторитетов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-16.jpg)
традиций и ценностей. В качестве руководства к действию взамен конвенциональных норм могут выступить чисто субъективные абстрактные псевдонормы.
Слайд 18Вывод:
Преодоление негативных последствий состояния подросткового кризиса требует продолжающейся активной социализации и интеграции
![Вывод: Преодоление негативных последствий состояния подросткового кризиса требует продолжающейся активной социализации и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-17.jpg)
личности в общественную жизнь, где общественное сознание должно содержать универсальные нормы постконвенционального уровня.
Слайд 193. Постконвенциональный уровень
Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона.
На этом
![3. Постконвенциональный уровень Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-18.jpg)
уровне моральные принципы и ценности имеют определяющее значение независимо от авторитета группы и личностей. Правильное поведение определяется в смысле всеобщих индивидуальных прав, принятых всем обществом.
Слайд 205-я стадия: ориентация на социальный договор
Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически
![5-я стадия: ориентация на социальный договор Мораль общественного договора, индивидуальных прав и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-19.jpg)
принятого закона. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния.
Слайд 216-я стадия: ориентация на универсальный этический принцип
Мораль, основанная на универсальных принципах справедливости,
![6-я стадия: ориентация на универсальный этический принцип Мораль, основанная на универсальных принципах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1183672/slide-20.jpg)
взаимности и равенства человеческих прав, принципах уважения достоинства людей как индивидуальных личностей.
Правильное определяется на основании решения совести каждого человека в соответствии с этическими принципами.