Слайд 2История создания
Всегда казавшийся далёким от действительности, погружённым в мистические переживания и мало
приспособленным к реальной жизни, М.Волошин после Октябрьской революции вдруг стал невероятно энергичен. Когда речь шла о спасении чьей-то жизни, он действовал решительно и бесстрашно: выручал людей, которым грозила тюрьма, а то и расстрел, невзирая на их принадлежность к красным или белым. На его счету много спасённых жизней, в их числе — Осип Мандельштам, Сергей Эфрон, Кузьмина-Караваева.
Слайд 3 В водовороте ошеломляющих, небывалых событий поэт чувствует себя летописцем. Он спешит закрепить
в стихах образы этих годин, развертывая целую вереницу их: "Буржуй", "Спекулянт", "Матрос", "Красногвардеец", "На вокзале", "Гражданская война". И неизменно в стихах Волошина – его вера в светлую судьбу России и готовность пройти вместе с ней через все испытания. Его произведениями этого периода зачитывались и та, и другая стороны.
Слайд 4Тема, идея, композиция стихотворения
Тема: Гражданская война;
Идея: выражается в последней строке стихотворения: «Молюсь
за тех и за других».
Слайд 5Композиция:
а) завязка – 1 и 2 строфы, автор представляет враждующие стороны;
б) развитие
действия – 3-7 строфы, объясняются различия между ними;
в) действие – 8-10 строфы, мы видим, к чему привело противостояние;
г) кульминация – 11 строфа,
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами".
д) развязка – последняя строфа, в ней выражается главная мысль, подводя итог всему сказанному:
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Слайд 6Настроение
Основное настроение стихотворения – горечь, грусть о судьбе России, захваченной войной:
Cгноить ее
пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
Но заканчивается произведение неизменными словами, выражающими веру в светлое будущее.
Слайд 7Средства выразительности и изобразительности
- в первой половине используется анафора – повторение слов
«одни» и «другие», чтобы обратить внимание на различие между сторонами;
в стихотворении очень много эпитетов, что делает его очень метким и красочным;
для усиления впечатления автор использует слова разговорного стиля (сгноить, пожрать и т.п.).