Слайд 2Анализ стихотворения А.Фета
Облаком волнистым…
![Анализ стихотворения А.Фета Облаком волнистым…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-1.jpg)
Слайд 3 Фет проявляет себя превосходным мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм
![Фет проявляет себя превосходным мастером nоэтической миниатюры, одной из труднейших форм лирики:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-2.jpg)
лирики: «При своей стихотворной работе... главное, стaраюсь не переходить трех, мнoгo четырех куплетов, увeренный, что если не удалось ударить по надлежащей струне, то надо искать другого момента вдохновения, а не исправлять промаха новыми усилиями». Одним из характерных образцов фетовской миниатюры является стихотворение «Облаком волнистым...» (1843), которое состоит всего из двух строф:
Слайд 4Облаком волнистым
Пыль встает вдали;
Конный или пеший –
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет
На
![Облаком волнистым Пыль встает вдали; Конный или пеший – Не видать в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-3.jpg)
лихом коне.
Друг мой, друг далёкий,
Вспомни обо мне!
1843
Слайд 5 Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию.
«Не
![Как известно, А.А. Фет четко разделил жизнь и поэзию. «Не заноси же](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-4.jpg)
заноси же в мир святыни своих невольничьих тревог»,- в этом стихе из стихотворения «Добро и зло», пожалуй, и сформулировано его поэтическое кредо.
Следуя ему, Фет писал всегда только о высоком и вечном: о природе, о любви и дружбе, об искусстве.
Слайд 6Облаком волнистым…
В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид. Такие
![Облаком волнистым… В этой пейзажной зарисовке нет деталей, представлен лишь общий вид.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-5.jpg)
обобщённые картины, без пристального вглядывания, характерны для раннего творчества А.А. Фета.
Слайд 7
В картине стихотворения «Облаком волнистым…» главенствуют неясность и нечёткость: «пыль»,
![В картине стихотворения «Облаком волнистым…» главенствуют неясность и нечёткость: «пыль», «не видать», «кто-то».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-6.jpg)
«не видать», «кто-то».
Слайд 8 Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчёркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в
![Глубину чувства, охватившего лирического героя, подчёркивает сочетание пространственнoгo плана, данного в движении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-7.jpg)
движении («Не видать в пыли! /Вижу: кто-то скачет...»), с временным планом, реализующимся в обращении к «другу далёкому».
При этом переход пространственного плана во временной ocyществляется неожиданно, резко, своеобразным «скачком», который будоражит воображение читателя.
Слайд 9 В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них -
![В стихотворении «Облаком волнистым…» всего три эпитета. Первый из них - «волнистым»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-8.jpg)
«волнистым» - в инверсии усиливает неясность, нечёткость, кроме того, задает мотив движения.
Второй – «лихом» - этот мотив развивает, усиливает. Взгляд лирического героя сосредоточен на движущейся фигуре:
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Слайд 10 Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далёком». Появляется ещё один персонаж.
![Видимое здесь рождает воспоминания о «друге далёком». Появляется ещё один персонаж. Эпитет «далёком» усложняет художественное пространство.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-9.jpg)
Эпитет «далёком» усложняет художественное пространство.
Слайд 11 Более сложным и разветвлённым ощущается в этом стихотворении и художественное время.
![Более сложным и разветвлённым ощущается в этом стихотворении и художественное время. Воспоминания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-10.jpg)
Воспоминания всегда связаны с прошлым.
Таким образом, сознание лирического героя из настоящего («встаёт», «вижу», «скачет» – глаголы настоящего времени) переносится в прошлое, а затем и в будущее, поскольку глагол «вспомни» употреблён в будущем времени. Увидев всадника, герой вспоминает о друге и надеется на ответное воспоминание.
Слайд 12 Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные,
![Стихотворение «Облаком волнистым…» состоит из трех предложений, два из которых восклицательные, одно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-11.jpg)
одно из восклицательных – побудительное.
Это создаёт настроение тревожно-ностальгическое, подчёркнутое и рифмовкой: первая и третья строки каждой строфы не рифмуются.
Слайд 13 Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов.
«Облаком
![Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа из четырех стихов. «Облаком волнистым…»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-12.jpg)
волнистым…» призвано пробудить воспоминания о близком человеке. Это обращение к близкому человеку:
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне.
Слайд 14 Мотив пути («встаёт», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе,
![Мотив пути («встаёт», «скачет») сменяется мотивом памяти (я помню о тебе, и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-13.jpg)
и ты вспомни обо мне).
Хорей передает внешнее и внутреннее движение.
Идея стихотворения – пробудить воспоминания о близком человеке.
Обращение к человеку – «друг мой, друг далекий» - повторяется дважды.
Слайд 15 Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создаёт в стихотворении образ
![Используя малое число художественных деталей, Фет искусно создаёт в стихотворении образ необъятного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/317419/slide-14.jpg)
необъятного пространства и вносит неповторимое своеобразие в нарисованную им картину.