Слайд 2Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского
![Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-1.jpg)
народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц.
В настоящее время среди населения деревни, а уж тем более города традиционная национальная марийская вышивка почти забыта. Женщины в основном вышивают крестом и гладью(русская вышивка).
Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».
Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.
Слайд 3Женщины видели разноцветье трав, лугов, восхищались узорами снежинок, голубизной весеннего неба. Поэтому
![Женщины видели разноцветье трав, лугов, восхищались узорами снежинок, голубизной весеннего неба. Поэтому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-2.jpg)
многие элементы вышивки осмысливаются как явления окружающей природы.
Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент - все имеет определенный смысл.
Слайд 4Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши предки выражали свое восприятие
![Каждая линия, каждый знак - символы, которыми наши предки выражали свое восприятие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-3.jpg)
окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией - воду, вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.
Слайд 5Деревья с раскидистыми ветвями обозначали всевозможную растительность: травы, цветы, кусты и деревья
![Деревья с раскидистыми ветвями обозначали всевозможную растительность: травы, цветы, кусты и деревья](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-4.jpg)
- они назывались «волосами земли». Олень и конь олицетворяли солнце, эти изображения привносили счастье и благополучие. Основной символ в вышивке - ромб, наделенный множеством значений. Это и символ солнца и огня, и символ плодородия.
Слайд 6Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны
![Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-5.jpg)
были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды.
Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий.
Слайд 7Вышивка- «тур» на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине,
![Вышивка- «тур» на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-6.jpg)
на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев — все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза.
Слайд 8 Со временем отдельные фигуры видоизменялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки.
![Со временем отдельные фигуры видоизменялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-7.jpg)
Так возник орнамент - последовательное повторение отдельных узоров.
По своим мотивам орнамент может быть:
1) геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
2) растительный, составленный из стилизованных цветов, листьев, веток и т.п.;
3) зооморфный, в котором стилизованы образы зверей, птиц и насекомых;
4) антропоморфный, с изображением человеческих фигур и полуфигур.
Слайд 9Очень важную роль в вышивке играет колорит - сочетание цветов и их
![Очень важную роль в вышивке играет колорит - сочетание цветов и их](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-8.jpg)
оттенков. Марийской вышивке соответствует сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма, построенная на сочетании четырех основных цветов; красный, черный, зеленый, желтый.
Подбор цветов марийской вышивки не случаен. Они передают древние, устойчивые традиции, имевшие смысловое значение. Красный и черный - ведущие цвета; зеленый, желтый - дополнительные, они оживляют холст.
Слайд 10Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов:
красный - цвет огня, солнца
![Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов: красный - цвет огня,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-9.jpg)
(оберег);
белый - означает чистоту помыслов («ош марий» - «белые марийцы»);
черный - цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света;
зеленый - цвет травы, растительности, связан с символом плодородия;
желтый - обозначает разум, символ печали.
Слайд 11Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные
![Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-10.jpg)
наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.
Слайд 12 По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого
![По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-11.jpg)
изделия, орнамент бывает:
ленточным ,
сетчатым,
центрическим, или розеточным.
Слайд 13ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ
ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину
![ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-12.jpg)
изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);
Слайд 15Сетчатый орнамент
Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором.
![Сетчатый орнамент Сетчатый - при котором вся поверхность заполнена узором.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-14.jpg)
Слайд 16Розетка
центрический, или розеточный - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в
![Розетка центрический, или розеточный - в котором отдельные элементы орнамента вписаны в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-15.jpg)
квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.
Слайд 18При изготовлении вышивки применяются следующие швы в сочетании: «косая стежка», «набор», «узорная
![При изготовлении вышивки применяются следующие швы в сочетании: «косая стежка», «набор», «узорная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-17.jpg)
дорожка».
«Косая стежка» - шов, рисующий линейными параллельными стежками дорожку по лицевой и изнаночной сторонам.
Этот шов выполняется размером: две нити в длину, две нити в высоту. На этой дорожке будут располагаться узоры, выполненные «набором».
Слайд 19«Набор» - старинный шов, применяемый для выполнения узоров шымакшей (женский головной убор),
![«Набор» - старинный шов, применяемый для выполнения узоров шымакшей (женский головной убор),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/400031/slide-18.jpg)
полотенец и т.д. Рисунок получается двусторонним.
«Набором» вышивается основной орнамент.
Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».