Слайд 2Разновидности марийских музыкальных инструментов
Ударные инструменты
Пленкозвучные инструменты
Варган (рамочно-язычковый инструмент)
Струнные инструменты
Дульцево-духовые инструменты
Язычково-духовые инструменты
Волынка
![Разновидности марийских музыкальных инструментов Ударные инструменты Пленкозвучные инструменты Варган (рамочно-язычковый инструмент) Струнные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-1.jpg)
Слайд 3Ударные марийские инструменты
Деревянные палки (пу тоя)
Обрубок бревна ( бревно с колотушками
![Ударные марийские инструменты Деревянные палки (пу тоя) Обрубок бревна ( бревно с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-2.jpg)
- вынер кашта)
Барабан (тямыр)
Коробочка (пу калта).
Коса (сава),
Колотушка (орол панга)
Металлическая банка (пурса калта)
Трещотка (лочыртыш)
Трещотка-вертушка (пцрдыктымц лочыртыш)
Колокольчик (онгыр)
Рубель (чылдаран яш)
Слайд 5Барабан -тумыр
У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов, удмуртов и
![Барабан -тумыр У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов, удмуртов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-4.jpg)
др.) как национальный музыкальный инструмент барабан вообще не зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление). У мари барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников ит.д.).
Слайд 6Струнные инструменты
Кон-кон
смычковый инструмент ковыж.
Томбыра
Гусли (кусле)
![Струнные инструменты Кон-кон смычковый инструмент ковыж. Томбыра Гусли (кусле)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-5.jpg)
Слайд 7Гусли- кусле
Как божественный инструмент, кÿсле всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших
![Гусли- кусле Как божественный инструмент, кÿсле всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-6.jpg)
народных культов. Многие языческие моления в священных рощах (ото, кÿсо, кÿсото) в качестве непременного ритуала включили и игру на кусле, поэтому инструмент практически был распространен повсеместно среди мари. Ритуальная игра на кÿсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность.
Издавна исполнение на кÿсле считалось привилегией мужчин – на них играли многие знаменитые предводители, знатные в народе люди. Но постепенно инструмент становится «достоянием» женских рук.
Слайд 9Пленкозвучные инструменты
Листочек дерева (лышташ)
Эфи
![Пленкозвучные инструменты Листочек дерева (лышташ) Эфи](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-8.jpg)
Слайд 10Волынка - шувыр
Этимология термина восходит к слову шÿвыроҥ, что означает
![Волынка - шувыр Этимология термина восходит к слову шÿвыроҥ, что означает пузырь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-9.jpg)
пузырь (мочевой) какого-либо животного, который служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента.
Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу или челык (деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шÿвыр пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь (воздушный резервуар).
Слайд 11
Марийская гармонь – марла-кармонь
МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на
![Марийская гармонь – марла-кармонь МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-10.jpg)
основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву.
Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.аменяется созвучием квинты).
Слайд 12Дульцево-духовые инструменты
Ивовая свирель (арама шяшпык).
Шиалтыш
![Дульцево-духовые инструменты Ивовая свирель (арама шяшпык). Шиалтыш](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-11.jpg)
Слайд 13 Свирель - шиалтыш
марийский свистковый музыкальный инструмент, по-русски называется свирель. Это
![Свирель - шиалтыш марийский свистковый музыкальный инструмент, по-русски называется свирель. Это народное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-12.jpg)
народное слово, а литературно-профессиональное название ее - продольная флейта. Марийская свирель - это усовершенствованная ивовая свирель, о которой говорилось выше. Усовершенствование заключается в том, что на поверхности инструмента появились шесть боковых отверстий.
Слайд 14Дудка - шиялтыш
Исконное значение термина «шиялтыш» восходит к глаголу «шиялтыш»
![Дудка - шиялтыш Исконное значение термина «шиялтыш» восходит к глаголу «шиялтыш» в значении «дуть», «свистеть».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-13.jpg)
в значении «дуть», «свистеть».
Слайд 15
Варган (рамочно-язычковый инструмент)
Варган (умша ковыж)
![Варган (рамочно-язычковый инструмент) Варган (умша ковыж)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-14.jpg)
Слайд 16Варган (умша ковыж)
Варган (умша ковыж) представляет собой подковообразную металлическую раму с параллельно
![Варган (умша ковыж) Варган (умша ковыж) представляет собой подковообразную металлическую раму с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-15.jpg)
вытянувшимися концами в сторону, посередине которых находится упругий стальной язычок. Один конец его свободно качается, а другой жестко прикреплен к раме. Название «ковыж» к марийцам пришло, видимо от татар или башкир, у которых до сих пор сохранилось «кобыз». Варган - маленький инструмент. Он свободно умещается на ладони. Во время игры его держат левой рукой. Параллельно вытянувшуюся часть варгана прикладывают к губам, указательным пальцем левой руки приводят в колебательное движение стальной язычок. При этом выдыхают, легонечко насвистывая мелодию. Полость рта, как резонатор, усиливает звук варгана. Варган известен в истории с XII века.
Слайд 18Язычково-духовые инструменты
Соломенная дудочка (олым шявыр).
![Язычково-духовые инструменты Соломенная дудочка (олым шявыр).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/350320/slide-17.jpg)