МАРКЕТИНГ В ПОСТКРИЗИСНОМ МИРЕ: НОВЫЕ ТРУДНОСТИ, НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Содержание

Слайд 2

ВРЕМЯ

ЦЕННОСТЬ\БОГАТСТВО

?

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА

ВРЕМЯ ЦЕННОСТЬ\БОГАТСТВО ? ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИКИ РАЗВИТЫХ СТРАН МИРА

Слайд 3

БИЗНЕС В ЭПОХУ НИЗКОЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ И МЕДЛЕННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ

Коммодитизация и быстрая имитация

БИЗНЕС В ЭПОХУ НИЗКОЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ И МЕДЛЕННОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ Коммодитизация и быстрая
ведут к сокращению жизненного цикла продуктов.
Все больше поток дешевых товаров из Китая и других стран.
Издержки по организации продвижения и продаж продуктов растут, а эффективность продаж падает.
Рентабельность активов падает.
Появление множества каналов продаж и рекламы.
Рыночная власть смещается к гигантским ритейлерам, требующим низких цен.
Мировая рецессия: низкие доходы и малая покупательная способность.
Волна слияний, банкротства крупных компаний в развитых странах.

Слайд 4

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Пересмотреть текущее распределение ресурсов:
географическое присутствие на рынках;
присутствие

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ЗАМЕДЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Пересмотреть текущее распределение ресурсов: географическое присутствие
в различных сегментах рынка;
круг клиентов;
набор продуктов;
набор каналов продвижения;
набор инструментов маркетинговых коммуникаций.
Решить – надо ли идти в атаку для увеличения доли рынка или ввести программу экономии средств.
Проверить – продолжаете ли вы предоставлять клиентам ту ценность, которую обещает ваш бренд.
Попробовать повысить ценность вашего предложения вместо снижения цены.

Слайд 5

Время

НА МНОГИХ ЗРЕЛЫХ РЫНКАХ РАСТУЩЕЕ ЧИСЛО КОНКУРЕНТОВ ЗАГОНЯЕТ КОМПАНИИ В ЦЕЛЕВЫЕ НИШИ

Время НА МНОГИХ ЗРЕЛЫХ РЫНКАХ РАСТУЩЕЕ ЧИСЛО КОНКУРЕНТОВ ЗАГОНЯЕТ КОМПАНИИ В ЦЕЛЕВЫЕ НИШИ С НИЗКОЙ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ
С НИЗКОЙ ПРИБЫЛЬНОСТЬЮ

Слайд 6

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЕМОНСТРИРУЮТ ПАДАЮЩУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Дифференциация продукта – добиться ее становится все труднее.
Слияния

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ДЕМОНСТРИРУЮТ ПАДАЮЩУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ Дифференциация продукта – добиться ее становится все
и поглощения – доля неудач куда больше, чем успехов.
Интернационализация – возможностей все меньше, так как хорошие рынки переполнены конкурентами, а на незаполненных рынках у потребителей нет денег.
Создание новых продуктов – доля неудач куда выше, чем успехов.
Снижение цен – успех сводится на нет аналогичными шагами конкурентов.
Повышение цен – добиться его удается редко, так как для его оправдания не хватает дифференциации продукта.
Снижение издержек – оно удаляет «жирок», но сейчас все чаще ведет и к потере «мускулов».

Слайд 7

СОВРЕМЕННОЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА

СОВРЕМЕННОЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА

Слайд 8

БУДУЩЕЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА

БУДУЩЕЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА

Слайд 9

ТО, ЧТО:
власть на рынках переходит от компаний к потребителям;
2. меняется даже

ТО, ЧТО: власть на рынках переходит от компаний к потребителям; 2. меняется
смысл аббревиатуры FMCG (Fast Moving Consumer Goods) - быстро оборачивающиеся потребительские товары. Теперь она означает Fast Moving Consumer Groups - быстро изменяющиеся группы потребителей;
3. побеждать будут компании, тратящие основную массу ресурсов не на разработку продукта как такового, совершенствование контроля за производством и качеством и логистику, но на создание неотразимой для потребителей ценности, а также на укрепление бренда и его верное позиционирование.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ НОВОЕ УСТРОЙСТВО РЫНКА ?

Слайд 10

ПОЧЕМУ ПОДВОДИТ СТАРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (1)

Четыре фундаментальные перемены, произошедшие за

ПОЧЕМУ ПОДВОДИТ СТАРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (1) Четыре фундаментальные перемены, произошедшие за последние
последние полвека, бросили вызов экономистам и до сих пор представляют для них проблему:
рост «сетевых индустрий», то есть сфер производства, в которых использование продукта одним человеком увеличивает его ценность для других людей. Чем больше людей обзаведутся сотовыми телефонами, тем с большим числом людей теоретически можно связаться благодаря своему, и это делает более полезными все телефоны в сети, а следовательно — и более ценными;
«не соперничающий», неисчерпаемый характер продуктов знания. Пользуясь алфавитом, мы не наносим ему никакого ущерба. Что касается программного обеспечения, то, единожды заплатив цену за его создание, мы можем бесконечно копировать его практически бесплатно. С материальными продуктами дело обстоит далеко не так, и далеко идущие последствия этой перемены еще не полностью оценены;

Слайд 11

ПОЧЕМУ ПОДВОДИТ СТАРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (2)

демассификация - новая экономика выводит множество продуктов

ПОЧЕМУ ПОДВОДИТ СТАРАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (2) демассификация - новая экономика выводит множество
и услуг за рамки массового потребления в сферу полной персонализации — т.е. еще большего разнообразия. Параллельно этим изменениям возрастет разнообразие формата семьи, в результате чего дети со все более различающимися индивидуальными особенностями и разным опытом взросления будут иметь между собой все меньше общего. Это указывает на дальнейшую демассификацию индустриального общества и ведет к возникновению экономики, где не будет выпускаться двух идентичных предметов. Но тогда, теоретически, каждый единичный объект будет иметь свою цену. Таким образом, меняется природа рынка, и возникают новые сложности;
возникла глобальная портативность капиталов, что фундаментально изменило то, как работает экономика при формировании отраслевых пропорций – теперь это происходит глобально.

Слайд 12

СМЕРТЬ «РЫНОЧНОЙ» ЦЕНЫ (1)

Растущая персонализация потребления приведет ко все большей индивидуализации цен

СМЕРТЬ «РЫНОЧНОЙ» ЦЕНЫ (1) Растущая персонализация потребления приведет ко все большей индивидуализации
на рынке, то есть сдвигу от фиксированных цен на стандартный товар к дифференцированным или договорным.
На доиндустриальных рынках покупатели и продавцы торговались о цене, и эта практика до сих пор жива в бедных странах. В экономиках массового производства с его единообразием действовал принцип единой цены (рыночная цена, рождаемая как результат взаимодействия массового спроса и массового предложения). Сегодня, по гегелевскому закону отрицания отрицания, мир возвращается к гибкому персональному ценообразованию.
Сегодня продавцы, используя «альтернативные» или «динамичные» ценовые модели, назначают цены в соответствии с каналом распространения, временем и характеристиками конкретного клиента (стоимость билета на авиалиниях на одно и то же место и один и тот же рейс может фантастически варьироваться - известен случай, когда одно место предлагалось за 15 разных сумм).
Возрастающая персонализация ценообразования становится очевидной благодаря феноменальному успеху «еВау» и других онлайновых сайтов, где цена определяется с помощью аукциона. Резервирование номера в отеле, покупка компьютерного оборудования, автомобилей, лодок, одежды — на все это устанавливаются цены специализированными аукционными рынками.

Слайд 13

Новый шаг на пути ценообразования был сделан так называемым «обратным аукционом»,

Новый шаг на пути ценообразования был сделан так называемым «обратным аукционом», где
где покупатели, не заинтересованные в приобретении конкретного бренда, назначают цену, которую они готовы заплатить, и продавцы сами обращаются к ним. Вслед за этим появились и другие новшества.
Персонализированное ценообразование будет развиваться в силу нескольких связанных друг с другом причин. Для продавцов цены на персонализированные или полуперсонализированные продукты не являются одинаковыми, компьютеры могут справиться с дополнительной сложностью многообразных ценовых схем, а продавцы могут теперь собирать все больше подробной информации о конкретных клиентах.
Для покупателей наконец наступает день, когда в Интернете встречается множество продавцов, способных удовлетворить самые сложные индивидуальные запросы по самой низкой цене.
Следует учитывать и то, что фиксированные цены, идеальные в условиях массового промышленного производства, лучше всего работают на относительно стабильных или медленно развивающихся рынках, а именно этого в будущем ожидать не приходится.

СМЕРТЬ «РЫНОЧНОЙ» ЦЕНЫ (2)

Слайд 14

ПРОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО НОВЫЙ ОБЛИК

«ПРОТРЕБИТЕЛЬ (prosumer)» - тот, кто создает товары,

ПРОТРЕБЛЕНИЕ И ЕГО НОВЫЙ ОБЛИК «ПРОТРЕБИТЕЛЬ (prosumer)» - тот, кто создает товары,
услуги и опыт для собственного пользования или удовольствия, а не для продажи или обмена.
(Э.Тоффлер, Х.Тоффлер).

В будущем доля экстернализированного труда будет увеличиваться. Сдвиг определенных видов труда от производителя к протребителю под лозунгом самообслуживания является очередным рубежом аутсорсинга (мониторинг движения грузов клиентами, банкоматы, биржевые сделки, бронирование гостиниц и билетов через Интернет, самосканирование покупок в супермаркетах и т.п.).
Задача бизнеса – расширять участие протребителей в выполнении бизнес-операций (клиенты Amazon.com снабжают ее сайт бесплатной рекламой в виде книжных и музыкальных рецензий, мнений, списков любимых книг и т.п. ).
Пока лавры победителя в этом соревновании принадлежат сети японских ресторанов «Дотон-Бори», которая сделала следующий шаг вперед от буфетной концепции самообслуживания: ее клиенты сами готовят еду на жарочном приспособлении у себя на столе.

Слайд 15

ПРОТРЕБИТЕЛИ МОГУТ СОЗДАВАТЬ ОТРАСЛИ (1)

Протребители – если они мотивированы и соединены

ПРОТРЕБИТЕЛИ МОГУТ СОЗДАВАТЬ ОТРАСЛИ (1) Протребители – если они мотивированы и соединены
в сети – могут создавать новые отрасли бизнеса:
1) 25 лет назад умные компьютерное игры и моделирование были преимущественно достоянием военных. Но штатские любители игр, пользовавшиеся маломощными дешевыми компьютерами, несравнимыми с армейскими супермашинами, вскоре сформировали онлайновые сообщества и начали сообща модифицировать, адаптировать и усложнять коммерческие игры, чаще всего посвященные военным стратегиям.
И уже к концу 1990-х почти каждая стратегия и военная игра выпускались на рынок со встроенным редактором уровней и инструментами создания соответствующих персонажей и сценариев. В итоге сегодня с точки зрения инноваций, индустрия коммерческих игр обгоняет военную на игровом уровне, будучи мотивированной, глобальной, самоорганизующейся популяцией игроков, стремящихся обыграть друг друга. Таким образом, протребительские инновации в неденежной экономике помогли создать сегодняшнюю индустрию игр с оборотом в 20 миллиардов долларов, большим чем кинобизнес Голливуда;

Слайд 16

ПРОТРЕБИТЕЛИ МОГУТ СОЗДАВАТЬ ОТРАСЛИ (2)

2) Linux, WWW – рынки, изначально созданные протребителями

ПРОТРЕБИТЕЛИ МОГУТ СОЗДАВАТЬ ОТРАСЛИ (2) 2) Linux, WWW – рынки, изначально созданные
бесплатно, но сегодня уже дающие возможность многим компаниям зарабатывать на этом немалые деньги Так, правительства более чем 160 стран инвестировали в «Linux» более двух млрд долл. Нельзя забывать о платном сервис Linux (Red Hat), контекстной рекламе Google и т.п. Наконец почти три миллиарда сайтов Всемирной паутины в значительной степени являются продуктом протребления;
3) модель «распространенной компьютеризации» - вначале ее использовали в рамках проектов SETI, при изучении сибирской язвы и рака. Сейчас вслед за протребительскими проектами сотни крупных компаний создали свои внутренние проекты, чтобы регулярно использовать незадействованные мощности PC в дополнение к своим сетям. Теперь домашний пользователь, в принципе, может быть вовлечен в рынок, продавая мощность своего PC через Интернет и брокера какой-либо корпорации, которой может потребоваться помощь виртуального суперкомпьютера.

Слайд 17

ПРОТРЕБИТЕЛИ+ ФАБРИКАТОРЫ= ДОМАШНИЕ ФАБРИКИ+ ПРОДАЖА ПРОТОТИПОВ

Чарльз Халл (3D-Systems) в 1984 году изобрел стереолитографию

ПРОТРЕБИТЕЛИ+ ФАБРИКАТОРЫ= ДОМАШНИЕ ФАБРИКИ+ ПРОДАЖА ПРОТОТИПОВ Чарльз Халл (3D-Systems) в 1984 году
(«фабрикатор», «трехмерный принтер», «фабрика- десктоп», «голоформинг»). Эта технология уже используется повсюду — для создания прототипов застежек-молний, электролампочек и сердечных клапанов, дымоходов, кухонной посуды и зубных протезов. Их используют архитекторы, скульпторы, голливудские бутафоры, зубные техники и многие крупные мировые компании, включая «Airbus» и «Boeing», «Mattel» и «Motorola», «Texas Instruments». Цена – 30 тыс. долл.
Производство на десктопе с помощью персонального фабрикатора открывает новые перспективы для взаимообмена: пользователи могут обмениваться файлами, которые превращаются в игрушки, одежду, мебель, спортивный инвентарь, бытовую технику и даже — придет день — автомобили. Пользователи этой технологии когда-нибудь сделают «любой продукт, который только смогут вообразить (и даже, возможно, нечто, что и представить себе нельзя)!».
Сегодня в мире насчитывается более 800 млн персональных компьютеров, и «фабрикатор» обязательно будет распространяться, потому что он — «искомый друг PC». Уже сегодня сотни университетов, корпоративных и правительственных лабораторий во всем мире работают над технологией фабрикатора, и некоторые пользователи уже обмениваются соответствующими файлами.
Задолго до того, как фабрикаторы придут в миллионы квартир, можно ожидать появления оснащенных ими ателье и каждый желающий сможет воспользоваться такими машинками, как сейчас пользуется копировальной техникой в сервисных фирмах и магазинах.

Слайд 18

ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО – ЭКОНОМИКА РЕМЕСЛЕННИКОВ ?

Рождающаяся сегодня экономики будущего может оказаться

ЭКОНОМИКА БУДУЩЕГО – ЭКОНОМИКА РЕМЕСЛЕННИКОВ ? Рождающаяся сегодня экономики будущего может оказаться
гораздо более децентрализованной. В ней будут заняты миллионы обменивающихся файлами людей, протребляющих товары для себя и производящих товары для других.
Это предполагает:
появление миллионов мелких производств, использующих передовые инструменты для создания индивидуализированной продукции и протребления, и
значительный рост числа искусных ремесленников нового типа;
изменение типа реализуемых благ и услуг.

Слайд 19

МАРКЕТИНГ ПО МОДЕЛИ “СДЕЛАЙ САМ” (1)

САМОИНФОРМИРОВАНИЕ: потребители могут теперь сами разобраться в

МАРКЕТИНГ ПО МОДЕЛИ “СДЕЛАЙ САМ” (1) САМОИНФОРМИРОВАНИЕ: потребители могут теперь сами разобраться
продукте и связанных с ним проблемах использования, не полагаясь на мнение продавцов как экспертов (см. такие сайты как WebMD, MedlinePlus.com)
САМООЦЕНКА: потребители могут теперь сами сравнить характеристики различных продуктов и их цены, сделав лишь несколько щелчков мышью (см. такие сайты как PriceGrabber.com, DealTime.com)
САМОСЕГМЕНТАЦИЯ: потребители могут сами проектировать модели продукта и конфигурировать их свои запросы (см. такие сайты как Dell, Reflect.com)
САМОЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: потребители могут сами предлагать цены производителям (см. такие сайты как eBay, PriceLine.com, Free Markets)
САМОПОДДЕРЖКА: потребители могут сами решать свои проблемы с помощью баз знаний и дискуссионных форумов (см. такие сайты как www.remotecentral.com, www.treocentral.com)

Слайд 20

МАРКЕТИНГ ПО МОДЕЛИ “СДЕЛАЙ САМ” (2)

САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ: потребители могут сами определять свои программы

МАРКЕТИНГ ПО МОДЕЛИ “СДЕЛАЙ САМ” (2) САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ: потребители могут сами определять свои
для средств массовой информации (см. такие сайты как TiVo, MyYahoo!)
САМООРГАНИЗАЦИЯ: потребители могут создавать сообщества по интересам для обсуждения продуктов или проблем их использования (см. такие сайты как Meetup.org., IVillage)
САМОРЕКЛАМА: потребители могут создавать обратные связи друг для друга по поводу продуктов или услуг (см. такие сайты как Amazon.com, Planet Feeeback, BlogSpot.com)
САМОИНСПЕКЦИЯ: потребители могут вести мониторинг и давать оценки репутации производителей (см. такие сайты как eBay, BizRate.com)
См.: Mohan Sawhney

Слайд 21

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ОТ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Маркетинг уже пора понимать как совокупность процессов поиска, создания

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА ОТ ПОТРЕБИТЕЛЯ Маркетинг уже пора понимать как совокупность процессов поиска,
и предоставления ценности, а не как микс из 4P. Пора признать, что идея 4P ориентирована на продавца, а не на потребителя.
Новый профиль маркетинга это ориентированность на потребителя по модели 4A, где:
первое А – осведомленность (Awareness (A1)
второе А – приемлемость (Acceptability (A2)
третье А – доступность (Affordability (A3)
четвертое А – легкость приобретения (Accessibility (A4)
Соответственно тогда рыночный потенциал продукта (market value, MV) может быть выражен как MV= A1 x A2 x A3 x A4
И если, допустим, A1=100%, A2=100%, A3=50%, A4=50%,
тогда - MV=25%
См. : Prof. Jagdish Sheth (Ягдиш Шет), Charles H. Kellstadt Chair of Marketing in
the Goizueta Business School at Emory University

Слайд 22

КАК ПРИВЛЕЧЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ ЦЕННОСТИ: ДВА ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДА

1) ПРЕДЛАГАТЬ КАК МОЖНО

КАК ПРИВЛЕЧЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ ЦЕННОСТИ: ДВА ВОЗМОЖНЫХ ПОДХОДА 1) ПРЕДЛАГАТЬ КАК
БОЛЕЕ ШИРОКУЮ ПРОДУКТОВУЮ ЛИНЕЙКУ, ТАК ЧТОБЫ ПОТРЕБИТЕЛЬ СМОГ ВЫБРАТЬ ТО, ЧТО НАИБОЛЕЕ ЕМУ НРАВИТСЯ. НАПРИМЕР:
Компания «Mars» позволяет клиентам заказывать конфеты M&Ms в любом из 20 цветов;
Компания «Branches Hockey» позволяет игрокам выбирать клюшки с дифференциацией по 26 параметрам: длина ручки, форма пера клюшки и т.д.
2) ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО ТАК, ЧТОБЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗНАЧАЛЬНО КАСТОМИЗИРОВАТЬ ТОВАР ПОД ЖЕЛАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:
Компьютеры Dell собираются по комплектации заказчиков.
Компания Lands’ End продает слаксы по эскизам клиентов.
P&G на своем сайте reflect.com (№183 в рейтинге 400 крупнейших интернет- магазинов) позволяла клиентам самим проектировать для себя косметику.
Yankee Candle Company позволяет заказчикам смешивать цвета и ароматы, чтобы получить именно те свечи, которые им нужны.
Аналогичные примеры можно найти в: проектировании гольф-клубов, производстве сухих хлопьев, формировании условий эмиссии кредитных карточек.

Слайд 23

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРИВАЯ ПРОДАЖ АСИМПТОТИЧЕСКИ СТРЕМЯЩЕЙСЯ К НУЛЮ?

Композиции, ранжированные по популярности

Песни, продавае-мые

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КРИВАЯ ПРОДАЖ АСИМПТОТИЧЕСКИ СТРЕМЯЩЕЙСЯ К НУЛЮ? Композиции, ранжированные по популярности
и в Wal-Mart и в Phapsody

Песни, продавае-мые только в Phapsody

Среднее число скачиваний в месяц с сайта Rhapsody

Асимптота ?

С точки зрения Wal-Mart, вся музыкальная индустрия состоит из 60 тыс. композиций. Однако для интернет-магазинов, например Rhapsody, рынок кажется бесконечным. Не только лучшие 60 тыс. композиций Rhapsody загружаются хотя бы раз в месяц — то же можно сказать и о лучших 100 тыс., лучших 200 тыс., лучших 400 тыс., даже 600 тыс. и 900 тыс. и далее.
Как только Rhapsody добавляет композицию в библиотеку, эта композиция находит где-то в мире свою аудиторию, хотя бы и несколько человек в месяц.

Слайд 24

НАСКОЛЬКО ВЕЛИК «ДЛИННЫЙ ХВОСТ» ? (1)

Самое удивительное в «длинном хвосте» —

НАСКОЛЬКО ВЕЛИК «ДЛИННЫЙ ХВОСТ» ? (1) Самое удивительное в «длинном хвосте» —
это его размер. Если собрать не-хиты, то можно создать рынок, по размеру соперничающий с рынком хитов. Например, книги.
В среднем книжном магазине Borders продается около 100 тыс. наименований. Однако четверть книжных продаж Amazon — это книги за пределами наиболее популярных 100 тыс. Таким образом, рынок книг, которые не продаются в обычных магазинах, уже составляет близко к трети всего рынка книг и продолжает быстро расти.
При развитии таких тенденций реальный рынок книг может стать в два раза больше, если только удастся преодолеть дефицитную экономику и начать с прибылью торговать в «длинном хвосте».

«Самые большие деньги - в наименьших продажах».
Венчурный капиталист и бывший консультант в области музыкальной индустрии Кевин Лоуз

Имя файла: МАРКЕТИНГ-В-ПОСТКРИЗИСНОМ-МИРЕ:-НОВЫЕ-ТРУДНОСТИ,-НОВЫЕ-ИНСТРУМЕНТЫ.pptx
Количество просмотров: 290
Количество скачиваний: 0