Маркиз де Сад в мировой культуре

Содержание

Слайд 2

Donatien Alphonse François marquis de Sade (1740—1814)

Портрет маркиза де Сада. Художник Карл-Амедей-Филипп

Donatien Alphonse François marquis de Sade (1740—1814) Портрет маркиза де Сада. Художник
ван Лоо (ок. 1761), единственный портрет, нарисованный с де Сада.

Слайд 3

Французский аристократ, писатель и философ. Он был проповедником абсолютной свободы, которая не

Французский аристократ, писатель и философ. Он был проповедником абсолютной свободы, которая не
была бы ограничена ни нравственностью, ни религией, ни правом, а основной ценностью жизни считал утоление стремлений личности.
По его имени сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли или унижений, получило (в работах сексолога Рихарда фон Крафт-Эбинга) название «садизм» (впоследствии слова «садизм», «садист» стали употребляться и в более широком смысле).

Слайд 4

Литературное наследие маркиза де Сада (1740—1814)

Автор нашумевших своей "непристойностью" романов "Жюстина",

Литературное наследие маркиза де Сада (1740—1814) Автор нашумевших своей "непристойностью" романов "Жюстина",
"120 дней Содома", "Жюльетта" и др. — оказало заметное влияние на становление современного литературного и философскою языка, а сам «божественный маркиз» стал одной из ключевых фигур в сегодняшних спорах вокруг так называемого модернистского проекта, связанного с верой во всемогущество человеческого разума. Публикуемые в настоящем издании работы крупнейших мыслителей современной Франции (Ж. Батая, П. Клоссовски, М. Бланшо, Р. Барта, А. Камю и др.), посвященные творчеству Сада, вводят читателя в особый мир языкового насилия и позволяют ему лучше понять смысл философских дискуссий конца XX века.

Слайд 5

Маркиз де Сад предвидел интерес западной культуры XX века к проблеме эротики

Маркиз де Сад предвидел интерес западной культуры XX века к проблеме эротики
и сексуальности, показав в своих книгах значение эротического и сексуального инстинкта и зафиксировав различные формы их проявления, тем самым в определенной степени наметив проблематику эротической и сексуальной стихии в творчестве Г. Аполлинера, С. Дали, П. Элюара, А. Арго, Л. Бунюэля, Э. Фрейда, Э. Фромма, И. Бергмана, Ф. Феллини, Ю. Мисима, Г. Маркузе, А. Камю и других.
Г. Аполлинер, открывший Сада, выказался о нем как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Это представление о Саде было подхвачено сюрреалистами. Ему отдали дань А. Бретон, нашедший у него "волю к моральномуи социальному освобождению", П. Элюар, посвятивший восторженные статьи «апостолу самой абсолютной свободы», С. Дали, придающий, по его собственным словам, «в любви особую цену всему тому, что названо извращением и пороком». Это было в основном эмоциональное восприятие. В книгах Сада сюрреалистов увлек вселенский бунт, который они сами мечтали учинить; Сад стал для нихсимволом протеста против ханжеской морали и был привлечен на службу
"сюрреалистической революции".

Слайд 6

История и философия

Отрицание традиционного для его времени деления общества на дворянство, духовенство

История и философия Отрицание традиционного для его времени деления общества на дворянство,
и третье сословие. У де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов.
Идея о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Аналогичные идеи были у английского ученого и демографа Томаса Мальтуса.
Интерес к поведению человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных, и заканчивая религиозными. Либертинаж - отрицание общепринятых в обществе норм (прежде всего моральных).

Слайд 7

Исторические работы
La Liste du Suisse (Список Швейцарии, утеряна)
La Messe trop chere (Чрезмерно

Исторические работы La Liste du Suisse (Список Швейцарии, утеряна) La Messe trop
дорогая месса, утеряна)
L’Honnete Ivrogne (Честный пьяный, утеряна)
N’y allez jamais sans lumiere (Никуда не уходи без света, утеряна)
La justice venitienne (Венецианское правосудие, утеряна)
Adelaide de Miramas, ou le Fanatisme protestan (Аделайда де Мирамас, или фанатизм протестантизма, утеряна)
Маркиза де Ганж (La Marquise de Gange, исторический роман, 1807-1812)
Аделаида Брауншвейгская, принцесса Саксонская (Adélaïde de Brunswick, princesse de Saxe, исторический роман, 1812)
Тайная история Изабеллы Баварской, королевы Франции, содержащая редкие, прежде неизвестные, а также давно забытые факты, тщательно собранные автором на основании подлинных рукописей на языках немецком, английском и латинском (Histoire secrète d'Isabelle de Bavière, reine de France, dans laquelle se trouvent des faits rares, inconnus ou restés dans l'oubli jusqu'à ce jour, et soigneusement étayés de manuscrits authentiques allemands, anglais et latins, исторический роман, 1814)

Слайд 8

Проза – сделавшая ему имя

120 дней Содома, или Школа разврата (Les 120

Проза – сделавшая ему имя 120 дней Содома, или Школа разврата (Les
journées de Sodome, ou l'École du libertinage, роман, 1785)
Несчастья добродетели (Les Infortunes de la vertu, роман, первая редакция «Жюстины», 1787)
Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (Justine ou les Malheurs de la vertu, роман, вторая редакция, 1788)
Алин и Валькур, или Философский роман (Aline et Valcour, ou le Roman philosophique, роман, 1788)
Дорси, или Насмешка судьбы (Dorci, ou la Bizarrerie du sort, новелла, 1788)
Сказки, басни и фаблио (Historiettes, Contes et Fabliaux, 1788)
Философия в будуаре (La Philosophie dans le boudoir, роман в диалогах, 1795)
Новая Жюстина, или Несчастная судьба добродетели (La Nouvelle Justine, ou les Malheurs de la vertu, роман, третья редакция, 1799)
Преступления любви, героические и трагические новеллы (Les Crimes de l’amour, Nouvelles héroïques et tragiques, 1800)
История Жюльетты, или Успехи порока (Histoire de Juliette, ou les Prospérités du vice, роман, продолжение «Новой Жюстины», 1801)
"Дни в замке Флорбель, или разоблачённая природа" (Les Journees de Florbelle, ou la Nature devoilee, suivies des Memoires de l'abbe de Modose et des Adventures d'Emilie de Volnange servant de preuves aux assertions, роман, 1806, утерян)

Слайд 9

Алина и Валькур, или философский роман / Aline et Valcour, ou le

Алина и Валькур, или философский роман / Aline et Valcour, ou le
Roman philosophique (роман), 1788 г.

Слайд 10

Жюстина (Justine)

«Жюстина, или Несчастная судьба добродетели» (фр. Justine ou les Malheurs de

Жюстина (Justine) «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели» (фр. Justine ou les Malheurs
la vertu) — первый роман маркиза де Сада, опубликованный при его жизни, в 1791 году.
Повествование романа разворачивается вокруг Жюстины — юной девушки из благородной семьи, которая вдруг стала сиротой, стремится зарабатывать себе на жизнь честно и следовать строгим моральным нормам католичества.
Все усилия девушки оказываются напрасными: похищение, изнасилования и ложные обвинения являются лишь началом жестоких испытаний.
В финале Жюстине противопоставляется её сестра Жюльетта, которая, в отличие от Жюстины, предавалась порокам и извращениям, и которой выпала более удачная доля.

Слайд 11

Рукопись «Жюстины», написанная де Садом в Бастилии (1789)

Рукопись «Жюстины», написанная де Садом в Бастилии (1789)

Слайд 12

Первое издание романа «Жюстина, или несчастья добродетели», 1791

Первое издание романа «Жюстина, или несчастья добродетели», 1791

Слайд 13

Тема

Философские темы
Отказ от традиций
Субъективность идеи добродетели и порока
Вред абсолютизма в добре и

Тема Философские темы Отказ от традиций Субъективность идеи добродетели и порока Вред
в зле
Природа как единственный субъект власти над человеком
Понятие разума как доминирующего в лишённой интересов системе
Политические и социальные вопросы
Иерархия и социальное неравенство
Коррупция церкви и правосудия
Необходимость доверия между людьми

Слайд 15

Значительное количество текста в романах де Сада «Жюстина», «Жюльетта», «120 дней Содома»

Значительное количество текста в романах де Сада «Жюстина», «Жюльетта», «120 дней Содома»
составляет детальное описание извращённых форм секса. В механическом описании де Сада нет никакой чувственности, там больше отражено раскрытие человеческой природы, свободной от любых ограничений, подчас подчёркнуто гротескное, нарочито отталкивающее, доводящее идею вседозволенности до абсурда, возможно, сознательно. В перерывах между оргиями герои де Сада пускаются в философские рассуждения, этому посвящён и облачённый в художественную форму трактат «Философия в будуаре». Кроме того, из всего литературного наследия де Сада издаются только его скандально известные произведения, которые и сделали ему имя.

Слайд 16

На художественные произведения

Андре Массон (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен, Уаза

На художественные произведения Андре Массон (фр. André Masson, 4 января 1896, Баланьи-сюр-Терен,
— 28 октября 1987, Париж) — французский живописец и график.
Маркиз де Сад оказал огромное влияние на Андре Массона своим изысканным эротизмом, переполненным болью и удовольствием, который последний выражал в своих рисунках.

Слайд 17

Эротические рисунки его кисти

Эротические рисунки его кисти

Слайд 18

Ferdinand Victor Eugène Delacroix

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798—1863) — французский живописец и

Ferdinand Victor Eugène Delacroix Фердинан Виктор Эжен Делакруа (1798—1863) — французский живописец
график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Массон часто говорил, что работы Делакруа представляют собой необходимую модель для настоящего создателя. Он никогда их не копирует, он их превосходит. В классических и потешных работах, в чувственных изогнутых линиях бедра, в твердых линиях музыкальных инструментов, в едва начертанных линиях пейзажа и даже в гармоничных начертаниях лица женщины, в котором заключены и «небо и земля» чувствуются отголоски художников-романтиков. Хотя Андре Массон и заявлял, что он порвал свои связи с эротическими художниками 18 века, он всё равно является представителем их школы. Так в 17 веке поэты, восхищавшиеся женским телом, открыли язык эротических линий и форм, в которых литоты и эллипсисы играли основную роль. Они бесконечно порождали и эротизировали. Делакруа заимствовал лишь некоторые элементы – насилие с романтическим направлением.

Слайд 19

Смерть Сарданапала

Смерть Сарданапала

Слайд 20

Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

Слайд 21

Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol

Сальвадор

Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol
Дали (полное имя Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь, 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Маркиз де Дали де Пуболь (1982). Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», «Великий мастурбатор», «Дневник одного гения» и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Слайд 22

Идеи и мысли одного из самых проницательных и пугающих умов Франции -

Идеи и мысли одного из самых проницательных и пугающих умов Франции -
Маркиза де Сада глубоко осмыслил и трансформировал в своем творчестве С.Дали. Он постоянно читал и перечитывал книги Сада и вел с ним своего рода диалог в своих картинах и писаниях. Многие из картин Дали, с характерным для него стремлением - свойственным и Саду - рационалистически упорядочить не подлежащий упорядочению мир неконтролируемых, иррациональных, подсознательных порывов души, содержат садический элемент.

Слайд 23

Осеннее каннибальство, 1936 г.

Осеннее каннибальство, 1936 г.

Слайд 24

Юная девственница, содомизирующая себя своим целомудрием, 1954 г.

Юная девственница, содомизирующая себя своим целомудрием, 1954 г.

Слайд 25

Max Ernst

Макс Эрнст (2 апреля 1891, Брюль, Германия — 1 апреля 1976,

Max Ernst Макс Эрнст (2 апреля 1891, Брюль, Германия — 1 апреля
Париж) — немецкий и французский художник, значимая фигура в мировом авангарде XX века.

Слайд 26

Садические мотивы звучат в творчестве М. Эрнста, ("Дева Мария, наказывающая младенца Иисуса

Садические мотивы звучат в творчестве М. Эрнста, ("Дева Мария, наказывающая младенца Иисуса
в присутствии трех свидетелей: Андре Бретона, Поля Элюара и автора")

Слайд 27

Маркиз де Сад и его влияние на общественную мораль в ХХ веке

Садические

Маркиз де Сад и его влияние на общественную мораль в ХХ веке
мотивы звучат в творчестве К. Труя, писавшего картины непосредственно по мотивам романов Сада.
Садический «привкус» ощущается также в драматургии теоретика «театра жестокости» А. Арто, стремившегося обновить театральные каноны путем введения навязчивых тем кровосмешения, пыток и насилия. Достойным продолжателем садических традиций в XX веке являлся гениальный японский писатель Ю. Мисима («Золотой храм»). Эротика и секс были жизнерадостной религией надежды для Г. Миллера («Тропик Рака») и В. Набокова («Лолита»).

Слайд 28

На кино

Ян Шванкмайер (чеш. Jan Švankmajer; род. 4 сентября 1934, Прага) —

На кино Ян Шванкмайер (чеш. Jan Švankmajer; род. 4 сентября 1934, Прага)
крупнейший чешский кинорежиссер, сценарист, художник, сценограф, скульптор, аниматор. Через тридцать лет своей карьеры Шванкмайер осуществил свою мечту: сценарий фильма "Помешательство" (Šílení,2005), написанный по мотивам двух рассказов Эдгара По - «Заживо погребённый» и «Безумный психиатр», а также под влиянием романов маркиза де Сада - фильм стал событием в мире анимационного кино.

Слайд 29

Luis Buñuel Portolés

Луис Буньюэль 22 февраля 1900 — 29 июля 1983) —

Luis Buñuel Portolés Луис Буньюэль 22 февраля 1900 — 29 июля 1983)
испанский кинорежиссёр, крупнейший представитель сюрреализма в кинематографии.
Испытал огромное влияние произведений де Сада. На примере Бунюэля мы убедимся в магическом воздействии книг Сада: "Я любил Сада. Мне было более двадцати пяти лет, когда в Париже я впервые прочитал его книгу. Книгу "Сто двадцать дней Содома" впервые издали в Берлине в небольшом количестве экземпляров. Однажды я увидел один из них у Ролана Тюаля, у которого был в гостях вместе с Робертом Десносом. Этот единственный экземпляр читал Марсель Пруст и другие. Мне тоже одолжили его. До этого я понятия не имел о Саде. Чтение весьма меня поразило. В университете Мадрида мне практически были доступны великие произведения мировой литературы - от Камоэна до Данте, от Гомера до Сервантеса. Как же мог я ничего не знать об этой удивительной книге, которая анализировала общество со всех точек зрения - глубоко, систематично - и предлагала культурную "tabula rasa". Для меня это был сильный шок. Значит в университете мне лгали... Я тотчас пожелал найти другие книги Сада. Но все они были строжайше запрещены, и их можно было обнаружить только среди раритетов XVIII века. Я позаимствовал у друзей "Философию в будуаре", которую обожал, "Диалог священника и умирающего", "Жюстину" и "Жюльету"... У Бретона был экземпляр "Жюстины", у Рене Кревеля тоже. Когда Кревель покончил с собой, первый, кто пришел к нему, был Дали. Затем уже появились Бретон и другие члены группы. Немного позднее из Лондона прилетела подруга Кревеля. Она-то и обнаружила в похоронной суете исчезновение "Жюстины". Кто-то украл. Дали? Не может быть. Бретон? Абсурд. К тому же у него был свой экземпляр. Вором оказался близкий Кревелю человек, хорошо знавший его библиотеку".

Слайд 30

На музыку музыка (исключительно современную)

Группа Whitehouse принадлежит к тем старейшим андеграундным коллективам,

На музыку музыка (исключительно современную) Группа Whitehouse принадлежит к тем старейшим андеграундным
которые начали целенаправленно использовать шум в качестве творческого материала, то есть возвели его в статус мощного эстетического объекта.
Фантазии британца Уильяма Беннета о создании саунда, способного «избить» сознание слушателя, заставили его в 1980 году забросить игру на гитаре в пост-панковском коллективе Essential Logic и основать направление, которое он позднее окрестит как «power electronics». Ранние индустриальные находки Throbbing Gristle (с 1975) и SPK (с 1978), деятельность Альвина Люси и Роберта Эшли, литература Маркиза де Сада оказали свое влияние.

Слайд 31

Enigma (дословно — загадка, головоломка, что-то таинственное, невыразимое) — музыкальный проект, созданный

Enigma (дословно — загадка, головоломка, что-то таинственное, невыразимое) — музыкальный проект, созданный
Мишелем Крету в 1990 году. Мишель является композитором и продюсером. В рамках проекта выпущено 7 студийных альбомов, 19 синглов и несколько сборников. Проект существует только как студийный и не выступает с концертами.

Слайд 32

Эксклюзивное интервью с руководителем группы Enigma Михаэлем Крету (Michael Cretu), любезно предоставленное

Эксклюзивное интервью с руководителем группы Enigma Михаэлем Крету (Michael Cretu), любезно предоставленное
для публикации на сайте MusicFan.ru журналом PLAY, взял Александр Беляев.
- Тем не менее, известная "галломания" в вашем творчестве присутствует - взять хотя бы франкоязычные строчки из "Sadeness", которые многие поклонники вашего творчества связывают с влиянием маркиза де Сада?
- Когда-то давно мне попалось что-то из текстов де Сада, которые меня шокировали. Потом, спустя много лет, я познакомился с одним профессором, который мне объяснил, что своими текстами маркиз как бы «наказывал», обличал общество. Он ведь был поначалу очень верующим человеком, католиком, А у католиков всегда существовало и существует противоречие: секс-церковь. Поэтому те строчки из "Sadeness" - отсылка не совсем к де Саду. Просто я хотел отразить вот этот вечный конфликт религии и секса.

Слайд 33

Клип: XIII.Stoleti. - Justina

XIII Století (чеш. XIII век, группа существует с 1990

Клип: XIII.Stoleti. - Justina XIII Století (чеш. XIII век, группа существует с
года) — чешская музыкальная группа, играющая в стиле готик-рок. Группа явилась прямой наследницей панк-группы Hrdinové Nové Fronty (H.N.F.). Творчество группы основано на мистике, а также на образах различных исторических и литературных персонажей — от маркиза де Сада и Фридриха Ницше до леди Макбет и Николо Паганини.
Их композиция Justina основана на одноименном романе маркиза. Они пытались философски показать ту эпоху в которой жил маркиз, им удалось, клип верх эстетического влияния маркиза де Сада.

Клип: XIII.Stoleti. - Justina

Слайд 34

Наследие - влияние его мыслей

Маркиз де Сад, является прежде всего человеком, одаренным

Наследие - влияние его мыслей Маркиз де Сад, является прежде всего человеком,
гениальной научной фантазией.
Создание приёмов шокирования потребителя художественной продукции, сильно повлиявших на развитие сюрреализма, экзистенциализма, массовой культуры.
Философское и эстетическое наследие либертинажа, гедонизма.
Перед смертью маркиз де Сад написал завещание, в котором попросил похоронить его в лесу и насыпать на его могилу желудей, чтобы дорога к его могиле была забыта, а само имя его стёрлось из памяти людей. Де Сад умер в Шарантоне 2 декабря 1814 г. Смерть его была мирной. Он умер от астматического приступа. Его предсмертная воля была нарушена: тело Донасьена было вскрыто; Ленорман, по всей видимости местный священник, не был предупреждён, и де Сада по христианскому обычаю похоронили на кладбище в Сен-Морис. Погребение состоялось 4 (5-го?) декабря 1814 года. По другой версии, его похоронили в глухом углу его собственного поместья.
Имя файла: Маркиз-де-Сад-в-мировой-культуре.pptx
Количество просмотров: 511
Количество скачиваний: 4