Мастера реалистического пейзажа

Содержание

Слайд 2

Реалистические пейзажи, созданные французскими и русскими живописцами, погружают зрителей в мир глубоких

Реалистические пейзажи, созданные французскими и русскими живописцами, погружают зрителей в мир глубоких
размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях. Несмотря на то что жанр пейзажа издавна считался академическим и далеким от реальной жизни, именно в нем были сделаны наиболее яркие открытия.

Слайд 3

Интереснейший французский пейзажист Камиль Коро (1796— 1875), представитель так называемой Барбизонской школы

Интереснейший французский пейзажист Камиль Коро (1796— 1875), представитель так называемой Барбизонской школы
(по названию деревушки Барбизон, где жили и работали художники Т. Руссо, Ш. Добиньи, Ж. Дюпре), действительно создал свой особый, оригинальный стиль в живописи.

Камиль Коро. Порыв ветра. 1865-1870гг. ГМИИ им А.С.Пушкина, Москва.

Картина «Порьив ветра» одна из самых запоминающихся композиций Коро. Сильная буря привела в движение все в природе. Маленькая, едва различимая фигурка крестьянки кажется затерянной в этом безбрежном мире. Она единственная, кто движется наперекор разбушевавшейся стихии.

Слайд 4

Существенный вклад в развитие жанра реалистического пейзажа внесли русские художники: Ф. А.

Существенный вклад в развитие жанра реалистического пейзажа внесли русские художники: Ф. А.
Васильев (1850—1873),
А. К. Саврасов (1830—1897),
И. И. Шишкин (1832—1898),
А. И. Куинджи (1841—1910),
В. Д. Поленов (1844—1927) и
И. И. Левитан (1860—1900). Скромные, неброские картины русской природы оказываются удивительно созвучными этим поэтическим строкам Ф. И. Тютчева:
Эти бедные селенья,
Эта тихая природа,
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа...

ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович русский художник. Наряду с А. К. Саврасовым — один из основоположников лирического «пейзажа настроения» в русской живописи.

Слайд 5

Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». Сумрачен и

Именно такие чувства пробуждает картина Федора Александровича Васильева «Оттепель». Сумрачен и неприветлив
неприветлив заиндевевший от инея лес. Снег уже утратил свою белизну, и на дальние поля легли синеватые тени. Резкие порывы ветра сгибают голые ветви деревьев. Талая вода залила узкую проселочную дорогу. даже луч солнца, сумевший прорваться сквозь мрачные тучи, не в силах изменить тоскливый облик пейзажа. Заброшенной и сиротливой кажется одинокая крестьянская избушка, стоящая в стороне от дороги. Как мучительно медленно пробуждается природа от тяжелого зимнего сна! Но к чувству бесприютности одновременно присоединяется и надежда на скорое весеннее пробуждение жизни. Все потеплело, оттаяло в природе. Пришла долгожданная оттепель..
-
Ф. А. Васильев. Оттеаель. 1871 г. Государсенная Третьяковская галерея, Москва

Слайд 6

Ф. А. Васильев. «Мокрый луг». 1872. Третьяковская галерея.

Ф. А. Васильев. «Мокрый луг». 1872. Третьяковская галерея.

Слайд 7

ШИШКИН Иван Иванович
(1832-98), русский живописец и график. Передвижник. В

ШИШКИН Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. Передвижник. В эпических образах
эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта.

Ивана Ивановича Шишкина, по праву называют певцом русского леса. В истории мировой живописи вряд ли найдется другой художник, который бы так ясно, спокойно и строго показал сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, созвучных характеру русского человека. Поэтическое изображение леса, деревьев любой породы в различном их сочетании, группами и поодиночке, в разные времена года: едва тронутые первой зеленью, роскошные в своем летнем убранстве, сурово и глухо шумящие осенней порой, покрытые тяжелыми и пышными шапками снега зимой — вот что стало главной и любимой темой творчества этого художника.

Слайд 8

Мерно, подобно волнам моря, колышутся вершины сосновых лесов, убегающих в голубую

Мерно, подобно волнам моря, колышутся вершины сосновых лесов, убегающих в голубую даль
даль горизонта на картине «Лесные дали». Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты птичьего полета. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри девственного бора. Где-то вдалеке, среди темной зелени, голубеет лесное озеро.

И.И.Шишкин. Лесные дали. 1884 г. Третьяковская галерея, Москва.

Слайд 9

И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». 1889. Третьяковская галерея.

И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». 1889. Третьяковская галерея.

Слайд 10

И. И. Шишкин. «Рожь». 1878. Третьяковская галерея.

И. И. Шишкин. «Рожь». 1878. Третьяковская галерея.

Слайд 11

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство

ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860-1900), русский живописец-передвижник. Создатель «пейзажа настроения», которому присущи богатство
поэтических ассоциаций, мажорность («Март», 1895; «Озеро. Русь», 1900) или скорбная одухотворенность образа («Над вечным покоем», 1893-94), обретающая в картине «Владимирка» (1892) социально-критическую окраску. Раскрытие тончайших состояний природы, пленэрная, тонко нюансированная живопись.

Слайд 12

В картине «Владимирка» мастерски раскрыта скорбная тема народного страдания. На первый взгляд

В картине «Владимирка» мастерски раскрыта скорбная тема народного страдания. На первый взгляд
ничего, кроме названия, не напоминает об этом. Холодный и серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом безбрежном просторе, над которым нависло мрачное небо с наползающими друг на друга тучами.

И.И.Левитан. Владимирка. 1892 г. Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Слайд 13

И. И. Левитан. «Март». 1895 год. Третьяковская галерея.

И. И. Левитан. «Март». 1895 год. Третьяковская галерея.

Слайд 14

И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 год. Третьяковская галерея.

И. И. Левитан. «Над вечным покоем». 1894 год. Третьяковская галерея.

Слайд 15

КУИНДЖИ Архип Иванович русский живописец-пейзажист. В 1875-79 годы был членом Товарищества передвижных

КУИНДЖИ Архип Иванович русский живописец-пейзажист. В 1875-79 годы был членом Товарищества передвижных
художественных выставок. В зрелый период творчества, используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения («Украинская ночь», 1876; «Березовая роща», 1879; «После грозы», 1879; «Ночь на Днепре», 1880).

Слайд 16

Куинджи А.И. Ночь на Днепре. 1880

Куинджи А.И. Ночь на Днепре. 1880

Слайд 17

Куинджи А.И. Березовая роща. 1879 г.

Куинджи А.И. Березовая роща. 1879 г.

Слайд 18

История и реальность

ДОМЬЕ Оноре (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. Тесно связан

История и реальность ДОМЬЕ Оноре (1808-1879), французский график, живописец и скульптор. Тесно
с демократическим движением, мастер сатирического рисунка и литографии.

Оноре Домье. «Вагон третьего класса». 1862. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Слайд 19

Выдающийся мастер литографии (разновидность графики) французский художник Оноре Домье, который ненавидел

Выдающийся мастер литографии (разновидность графики) французский художник Оноре Домье, который ненавидел угнетение
угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы давая им свою оценку. «Улица Транснонен» была воспринята как протес т против террора и насилия. В основу картины легли реальные события революции1834 г. Из дома №12 по улице Транснонен кто-то выстрелил в солдат, разгоняющих демонстрацию. В ответ солдаты убили всех жильцов дома.

Оноре Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Британский музей. Лондон.

Слайд 20

Оноре Домье. «Прачка». 1860. Лувр. Париж.

Оноре Домье. «Прачка». 1860. Лувр. Париж.

Слайд 21

Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Н. Н. Ге (1831—1894), И.

Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Н. Н. Ге (1831—1894), И.
Е. Репин (1844—1930), В. И. Суриков (1848—1916), В. В. Верещагин (1842—1904) и В. М. Васнецов(1848—1926). Их произведения отличают глубокий интерес к национальной истории, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям, умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности, стремление к психологической трактовке образов. В 70-е годы в русской историической картине важное место заняли сюжеты, связанные с жизньюи судьбой выдающихся исторических личностей.

Слайд 22

ГЕ Николай Николаевич (1831-94), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические

ГЕ Николай Николаевич (1831-94), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические
портреты («А. И. Герцен», 1867 и др.), исторические картины («Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871 и др.), экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы («Что есть истина?», 1890).

Слайд 23

Важнейшей вехой в этом отношении стала картина Н.Н. Ге «Петр 1

Важнейшей вехой в этом отношении стала картина Н.Н. Ге «Петр 1 допрашивает
допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Содержательный анализ этой картины принадлежит русскому писателю М. Е. Салтыкову-Щедрину:»Тем не менее всякий, кто видел эти две простые, вовсе не эффектно поставленные фигуры Петра I и царевича Алексея, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются в памяти».

Н.Н.Ге. «Петр 1 допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». 1871 г. ГРМ, Санкт-Петербург.

Слайд 24

Н.Н.Ге. Тайна вечеря

Н.Н.Ге. Тайна вечеря

Слайд 25

Н.Н. Ге. «Что есть истина?» (Понтий Пилат и Христос). 1890 год. Третьяковская

Н.Н. Ге. «Что есть истина?» (Понтий Пилат и Христос). 1890 год. Третьяковская галерея
галерея

Слайд 26

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности («Крестный

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности («Крестный ход
ход в Курской губернии», 1880-83), работал над темой революционного движения («Арест пропагандиста», 1880-92; «Не ждали», 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («М. П. Мусоргский», 1881).

Слайд 27

В картине «Крестный ход в Курской губернии» Репину удалось не только развернуть

В картине «Крестный ход в Курской губернии» Репину удалось не только развернуть
целую галерею социальных типов российской деревни, но и подняться до глубоких исторических обобщений. При этом художник сумел сохранить конкретность и индивидуальность каждого персонажа.

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-83. Третьяковская галерея.

Слайд 28

И.Е.Репин Бурлаки на Волге.

И.Е.Репин Бурлаки на Волге.

Слайд 29

И.Е.Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871

И.Е.Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871

Слайд 30

СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных

СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916), русский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных
моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887; «Покорение Сибири Ермаком», 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита. Портреты, акварели.

Слайд 31

В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Русский музей, Петербург.
«Я не

В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Русский музей, Петербург. «Я не
мыслю себе действия одной исторической личности без народа. Главная моя задача — вытащить народ на улицу», — говорил художник. Именно народу, его мужеству и храбрости посвятил Суриков картину «Покорение Сибири Ермаком».

В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Русский музей, Петербург.

Слайд 32

В. И. Суриков. «Боярыня Морозова». 1886 год. Третьяковская галерея.

В. И. Суриков. «Боярыня Морозова». 1886 год. Третьяковская галерея.

Слайд 33

В.И.Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 г. 1899г.

В.И.Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 г. 1899г.

Слайд 34

В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 год.

В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881 год.

Слайд 35

ФЕДОТОВ Павел Андреевич русский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую

ФЕДОТОВ Павел Андреевич русский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую
сюжетную коллизию («Свежий кавалер», 1846). Критику социально-нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни («Сватовство майора», 1848), в поздних работах — с острым чувством одиночества и обреченности человека («Анкор, еще анкор!», 1851-52).

Слайд 36

В центре картины – невеста, кинувшаяся из комнаты при виде жениха. Мать

В центре картины – невеста, кинувшаяся из комнаты при виде жениха. Мать
поймала ее за платье. Сваха оповещает о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.

П. А. Федотов. «Сватовство майора». 1848 год. Третьяковская галерея.

Слайд 37

П. А. Федотов. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея.

П. А. Федотов. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея.
Имя файла: Мастера-реалистического-пейзажа.pptx
Количество просмотров: 485
Количество скачиваний: 1