Методический подход к духовно-нравственному воспитанию в работе Начертание христианского нравоучения

Содержание

Слайд 2

Введение

Святитель Феофан Затворник занимает особое место не только среди многих выдающихся учёных

Введение Святитель Феофан Затворник занимает особое место не только среди многих выдающихся
богословов и иерархов Русской Православной церкви XIX века, но и среди христианских педагогов, много потрудившихся на поприще воспитания молодого поколения.

Слайд 3

Св. Феофан – педагог

По свидетельству жизнеописателей, святой Феофан был замечательным педагогом и

Св. Феофан – педагог По свидетельству жизнеописателей, святой Феофан был замечательным педагогом
добивался великолепных результатов. Всё это побуждает нас обратится к тому богатому наследию, которое оставил нам Святитель и познакомиться со взглядами и принципами, которыми он руководствовался в своей деятельности.

Слайд 4

Основа педагогики – христианская любовь

В своей педагогической деятельности св. Феофан руководствовался самыми

Основа педагогики – христианская любовь В своей педагогической деятельности св. Феофан руководствовался
возвышенными, взглядами, полагая в основание тот принцип, который многими одобряется, но не многими осуществляется – христианскую любовь.

Слайд 5

Св. Феофан говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Этим принципом руководствовался

Св. Феофан говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Этим принципом руководствовался
и сам Святитель, стараясь воздействовать на юные души духом своей большой заботы и простоты.

Слайд 6

Три стороны человеческой жизни – тело, душа и дух

«Уж как же иначе

Три стороны человеческой жизни – тело, душа и дух «Уж как же
человеку и жить, как не так, как он устроен, – пишет он в письме своей духовной дочери. – Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить».

Слайд 7

Телесная сторона жизни

Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Телесная сторона жизни Первая часть Вторая часть Третья часть

Слайд 8

Основные потребности тела

Потребности самосохранения, движения, употребления чувств; сюда можно еще добавить отправления

Основные потребности тела Потребности самосохранения, движения, употребления чувств; сюда можно еще добавить
органов слова и органов размножения.

Слайд 9

Силы души: мыслительная, чувствующая, желательная

Делом рассудка являются рассуждение, обдумывание своим мыслительным трудом

Силы души: мыслительная, чувствующая, желательная Делом рассудка являются рассуждение, обдумывание своим мыслительным
нужные решения или определенные о вещах понятия.

Слайд 10

Потребность эстетических удовольствий, наслаждений, потребность украшать себя, свое жилье, свою жизнь исходит

Потребность эстетических удовольствий, наслаждений, потребность украшать себя, свое жилье, свою жизнь исходит от способности чувствующей.
от способности чувствующей.

Слайд 11

Желательная и деятельная способность души, именуемая Отцами волей, порождает в душе существенную

Желательная и деятельная способность души, именуемая Отцами волей, порождает в душе существенную
потребность – жить и действовать или иначе – потребность предприятий.

Слайд 12

Проявление сил души в духе

Потребность в духе

Разум – зрительная сила

Проявление сил души в духе Потребность в духе Разум – зрительная сила

Слайд 13

Как говорит св. Феофан, «по естественному назначению человек должен жить в духе,

Как говорит св. Феофан, «по естественному назначению человек должен жить в духе,
духу подчинять и духом проникать все душевное, а тем паче телесное».

Слайд 14

Религиозно-нравственное воспитание

Лучшим средством такого воспитания является развитие духа церковности, а лучшей средой

Религиозно-нравственное воспитание Лучшим средством такого воспитания является развитие духа церковности, а лучшей
– храм Божий и богослужение.

Слайд 15

Развитие духа церковностью

Частое причащение детей Святых Таин, ношение в церковь, прикладывание к

Развитие духа церковностью Частое причащение детей Святых Таин, ношение в церковь, прикладывание
святому кресту, евангелию, иконам, окропление святой водой, курение ладаном, благословение священника и прочее составляет спасительную атмосферу вокруг младенца и чудным образом возогревает и питает его благодатную жизнь.

Слайд 16

«Лучший внешний проводник при этом, – говорит Святитель, – взор. Тогда как

«Лучший внешний проводник при этом, – говорит Святитель, – взор. Тогда как
в других чувствах душа остаётся сокрытою, глаз открывает её взору другим. Эта точка встречи одной души с другой. Пусть же через сие отверстие проходят до души дитяти души матери и отца с чувствами святыми».

Слайд 17

Пробуждение сил начинается с телесных: питания, движения, чувствительности или деятельности нервов.

Пробуждение сил начинается с телесных: питания, движения, чувствительности или деятельности нервов.

Слайд 18

Укреплять тело, так как оно есть орудие духа

Относительно питания – приучать детей

Укреплять тело, так как оно есть орудие духа Относительно питания – приучать
к умеренности и упорядоченности, дабы не развилось чревоугодие и своенравие.
Для удовлетворения потребности движения – развивать в детях живость, но не резвость и рассеяние.
В отношении чувствительности – приучать тело безболезненно переносить всякого рода внешние влияния.

Слайд 19

Воспитание воображения и памяти

Св. Феофан советует: «Пусть чувства получат первые впечатления от

Воспитание воображения и памяти Св. Феофан советует: «Пусть чувства получат первые впечатления
предметов священных: иконы и свет лампады – для глаз, священные песни – для слуха и прочее... За чувствами и первые упражнения воображения будут священны».

Слайд 20

Воспитание ума, воли и сердца

«Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в

Воспитание ума, воли и сердца «Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса
сердце, – снова и снова повторяет Святитель, – есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети».

Слайд 21

Развитие духовных способностей

«Порядок обучения никак не должен быть противоположен показанному настроению, иначе

Развитие духовных способностей «Порядок обучения никак не должен быть противоположен показанному настроению,
будет разорено всё, что там создано; т.е. должно оградить и детей-учеников, как и младенцев, благочестием всех окружающих, церковностью, таинствами, и также должно действовать на их тело, душу и дух».

«Вообще, говорит Святитель, – надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас есть дело Богоугождение, а научность придаточное качество».

Слайд 22

Наука должна быть пропитана христианскими началами

«Добро – просвещение, но если просвещение обуяет,

Наука должна быть пропитана христианскими началами «Добро – просвещение, но если просвещение
то к чему оно гоже? Брось его! Просвещение действует как соль, когда оно исполнено начал и элементов учения Господня, когда само состоит в ученичестве у Господа, а коль скоро оно отступает от этого направления и вместо уроков Господних усвоят себе чуждые учения, тогда оно обуевает само и становится непотребным, само заражается гнилостью заблуждения и лжи, и начинает уже действовать не целительно, а заразительно».

Слайд 23

Образование должно развивать сердце

«Чего хотят воспитывающие? – говорил он в одной школе.

Образование должно развивать сердце «Чего хотят воспитывающие? – говорил он в одной
– Хотят просветить ум и образовать сердце питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе».

Слайд 24

Образование сердца является корнем существа человеческого

Образовать сердце, по Феофану Затворнику, значит –

Образование сердца является корнем существа человеческого Образовать сердце, по Феофану Затворнику, значит
возбудить сокрытые в естестве человеческом его требования, преобразовать чувства и расположения и возвести их в правила жизни.

Слайд 25

Нужна сверхъестественная помощь

«Растению, чтобы жить и расти, нужен воздух – без воздуха

Нужна сверхъестественная помощь «Растению, чтобы жить и расти, нужен воздух – без
оно замрёт, и для души нужен воздух небесный. Это – вся церковность, или все боголепные священнодействия Церкви. Тут только и бывает душа как бы в своей атмосфере, а вне её душно. Как чахнет чахоточный, так чахнет душа вне Церкви, в пространных будто бы обычаях мира».

Слайд 26

Душе нужен свет небесный – истина Божия

Методы воспитания по св. Феофану можно

Душе нужен свет небесный – истина Божия Методы воспитания по св. Феофану
представить образно на примере того же растения.

Слайд 27

Главные уклонения в деле воспитания

1) Отдаление от Церкви и благодатных её средств.

Главные уклонения в деле воспитания 1) Отдаление от Церкви и благодатных её

2) Невнимание к отправлениям телесным.
3) Безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души.
4) Совершенное забвение о духе.
5) Во время обучения – закрытие главнейшего дела побочными, заслонение его единого – множеством других.

Слайд 28

Как улучшить современное воспитание

1) Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского воспитания

Как улучшить современное воспитание 1) Хорошо понять и усвоить начала истинного христианского
и действовать по ним, прежде всего дома.
2) Перестроить по новым, истинным началам школьное воспитание, внести в него христианские элементы, неисправное исправить; главное – держать во всё время воспитания воспитываемого под обильнейшим влиянием св. Церкви, которая всем своим устроением спасительно действует на созидание духа.
3) Нужнее же всего воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, которые знают истинное воспитание не по теории, а по опыту.

Слайд 29

Нужно знать возрастную психологию

И ещё в обязанность воспитателей епископ Феофан вменял основательное

Нужно знать возрастную психологию И ещё в обязанность воспитателей епископ Феофан вменял
знание возрастной психологии, педагог должен знать особенности того возраста, с которым он сталкивается и соответственно тому располагать свою деятельность.

Слайд 30

Плоды доброго воспитания

Епископ Феофан первым и главным поставляет сохранение благодати св. Крещения,

Плоды доброго воспитания Епископ Феофан первым и главным поставляет сохранение благодати св.
следствием чего бывает характерным для такого человека – живость, лёгкость.

Слайд 31

Сохранение добродетели на всю жизнь

Сохранение добродетели на всю жизнь

Слайд 32

Заключение

Св. Феофан систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой, –

Заключение Св. Феофан систематически изложил нам целую науку о воспитании, «в которой,
по словам исследователя, – с поразительной глубиной психологического наблюдения и замечательной широтой жизненного опыта раскрыты все важнейшие вопросы христианской педагогики. В ней яркими чертами нарисован истинный идеал воспитания и образования и в соответствие ему указаны требования о личности учителя и воспитателя».
Имя файла: Методический-подход-к-духовно-нравственному-воспитанию-в-работе-Начертание-христианского-нравоучения.pptx
Количество просмотров: 18
Количество скачиваний: 0