Содержание
- 2. Мифоло́гия ко́ми — комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов — зырян, пермяков и язьвинцев.
- 3. Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной
- 4. Антропогонические мифы В мифах о создании людей очевидно влияние христианства: Ен лепит из глины мужчину (Адама),
- 5. Этногонические мифы Согласно этногоническому мифу, коми произошли от братьев, Остъяса и Ошъяса, правивших многочисленным народом в
- 6. Низшие духи До недавнего времени у коми сохранялась вера в низших духов — лешего — ворса
- 7. Религиозные верования народов Восточноевропейского Севера -- коми-зырян и коми-пермяков -- заметно отличаются от верований народов Поволжья.
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2Мифоло́гия ко́ми — комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов — зырян,
Мифоло́гия ко́ми — комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов — зырян,
пермяков и язьвинцев.
К настоящему времени коми мифология была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник — «Житие Стефана Пермского» (XV век) — повествует о многобожии у коми, о поклонении животным, деревьям.
К настоящему времени коми мифология была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник — «Житие Стефана Пермского» (XV век) — повествует о многобожии у коми, о поклонении животным, деревьям.
Слайд 3Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали
Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали
дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов - Ена и Омöля (у к.-п. Куля). Мир до его сотворения (первобытный хаос) наиболее часто представлен как безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы в орнитоморфном облике, Ен - лебедя или утки и Омöль (Куль) - гагары. Землю (песчинки или ил) со дна водной пучины достает гагара. В других вариациях со дна...
показать полностью. Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов - Ена и Омöля (у к.-п. Куля). Мир до его сотворения (первобытный хаос) наиболее часто представлен как безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы в орнитоморфном облике, Ен - лебедя или утки и Омöль (Куль) - гагары. Землю (песчинки или ил) со дна водной пучины достает гагара. В других вариациях со дна "моря-океана" достаются яйца, уроненные в воду матерью-уткой. Достают их высиженные ею под крыльями два брата-утёнка либо опять же гагара. Преобладает орнитоморфный облик демиургов и в тех мифах, где первичный хаос обозначен иначе. Так, согласно одному из них, первоначально в мире были только "мрак и туман", однажды там встретились два голубя, назвались товарищами и достали со дна мрака землю. По другой версии, мир некогда представлял собой огромное болото, из которого однажды вылезли две лягушки (Ен и Омöль), но землю добыли не они, а голубь Ена, которому мешал ворон - птица Омöля. В к.-п. мифологии в ряде текстов хаос характеризуется как облако, или же просто указывается, что в мире не было ничего; демиург предстаёт в единственной ипостаси, а мир создаётся спонтанно, а не благодаря целеустремлённой деятельности творца. В одном из к.-п. космогонических мифов демиург отсутствует вообще - ветер принёс откуда-то пыль и мусор, бросил в воду, и из них образовалась земля.
Слайд 4Антропогонические мифы
В мифах о создании людей очевидно влияние христианства: Ен лепит из
Антропогонические мифы
В мифах о создании людей очевидно влияние христианства: Ен лепит из
глины мужчину (Адама), Омэль — женщину; Ен наделяет людей душой и удаляется на небо. Жена Адама по наущению Омэля убивает 12 своих дочерей, за что Ен превращает её в Смерть и заточает под землю; её дочери становятся болезнями (ср. 12 лихорадок в русском фольклоре). Ену удаётся заманить Омэля и злых духов в 4 горшка; один из них разбивается, три Ен прячет в приесподнюю (землетрясения объясняются как попытки Омэля вырваться на волю).
Слайд 5Этногонические мифы
Согласно этногоническому мифу, коми произошли от братьев, Остъяса и Ошъяса, правивших
Этногонические мифы
Согласно этногоническому мифу, коми произошли от братьев, Остъяса и Ошъяса, правивших
многочисленным народом в мифические времена изобилия. Они должны были приносить человеческие жертвы богу Йомалю (ср. Юмала у карелов и финнов), но за отказ от жертвоприношений были изгнаны в леса коршуном, крылья которого издавали гром, клюв извергал пламя (ср. громовую птицу у эстонцев); обронив перо, коршун воздвиг горный хребет, преградивший коми путь на родину. Предками коми считались также чуды (ср. чудь русских летописей) — народ, ушедший под землю в древние времена. У коми-пермяков сохранились легенды о культурном герое Кудым-Оше, первом кузнеце; он, подобно богатырю Пере и другим персонажам, выступает защитником коми от врагов и чудовищ.
Слайд 6Низшие духи
До недавнего времени у коми сохранялась вера в низших духов — лешего —
Низшие духи
До недавнего времени у коми сохранялась вера в низших духов — лешего —
ворса (ср. лесного людоеда Ягморта, пермяцкого Вэрысьморта), водяного (зырянский васа, бауса, пермяцкий ваисьморт, вакуль), домового — олысе, злых духов (куль, кутьтя-войса, воплощение порчи шева и др.).
Коми были известны представления о трёх душах человека: о душе-дыхании ловья, отделяемой душе Лов и о двойнике человека Орт. Именно после ухода ло"урес". Оставаясь невидимой, душа-орт всю жизнь сопровождала человека. Появление орт (неясный шум и т. п., ср. представления о духе подземного мира Мардус у эстонцев) предвещает смерть.
Коми были известны представления о трёх душах человека: о душе-дыхании ловья, отделяемой душе Лов и о двойнике человека Орт. Именно после ухода ло"урес". Оставаясь невидимой, душа-орт всю жизнь сопровождала человека. Появление орт (неясный шум и т. п., ср. представления о духе подземного мира Мардус у эстонцев) предвещает смерть.
Слайд 7Религиозные верования народов Восточноевропейского Севера -- коми-зырян и коми-пермяков -- заметно отличаются
Религиозные верования народов Восточноевропейского Севера -- коми-зырян и коми-пермяков -- заметно отличаются
от верований народов Поволжья. Главных отличий два: во-первых, верования эти складывались на основе лесного охотничьего хозяйства, а не земледельческого, как это было в Среднем Поволжье; во-вторых, русская колонизация раньше и глубже затронула эти народы, они были крещены еще в XIV в. (деятельность Стефана Пермского и его преемников); поэтому здесь больше сказалось и влияние русских народных верований, не говоря уже о православии.