Слайд 2Русский символизм заявляет о себе во второй половине 1890-х годов. Отправными точками
его истории обычно называют несколько публикаций; в первую очередь это: «О причинах упадка…», литературно-критическая работа Д. Мережковского и альманахи «Русские символисты», выпущенные за свой счёт студентом Валерием Брюсовым в 1894 году.
Слайд 3Младшими символистами в России называют в основном литераторов, выступающих с первыми публикациями
в 1900-е годы. Среди них были и действительно очень юные авторы, как Сергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис, и люди весьма солидные, как директор гимназии И. Анненский, учёный Вячеслав Иванов, музыкант и композитор М. Кузмин. В первые годы столетия представители юного поколения символистов создают романтически окрашенный кружок, где зреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием «Аргонавты» или аргонавтизм.
Слайд 4В Петербурге начала века на звание «центра символизма» более всего, пожалуй, подходит «башня»
Вяч. Иванова, — знаменитая квартира на углу Таврической улицы, среди обитателей которой в разное время были Андрей Белый, М. Кузмин, В. Хлебников, которую посещали А. Блок, Н. Бердяев, А. Ахматова и др.
Знаменитая и загадочная квартира: о ней рассказывают легенды, исследователи изучают здесь проходившие собрания тайных сообществ, жандармы устраивали здесь обыски и слежки, в этой квартире впервые публично прочитали свои стихи большинство знаменитых поэтов эпохи.
Слайд 5«Младшие» символисты на первый план выдвигали философские искания. Читателю символисты предлагали красочный
миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления.
Слайд 6Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве «младших символистов».
Материальный мир
— только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.
Слайд 7Русские поэты с мучительной напряженностью переживали проблему личности и истории в их
«таинственной связи» с вечностью, с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир личности для них — показатель общего трагического состояния мира, в том числе «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель, резонатор природных исторических стихий, вместилище пророческих предощущений близкого обновления.
Слайд 8Сергей Михайлович Соловьёв
1820-1879гг.
Слайд 11Эллис (Лев Кобылинский)
1879-1947гг.