Моцарт и Сальери

Содержание

Слайд 2

Пьеса завершена в Болдино 26 октября 1830 г.

Из истории пьесы

Иллюстрации И.Ф.Рерберга «Маленьких

Пьеса завершена в Болдино 26 октября 1830 г. Из истории пьесы Иллюстрации И.Ф.Рерберга «Маленьких трагедий»
трагедий»

Слайд 3

На сохранившейся обложке несохранившейся рукописи имеется первоначальное заглавие «Зависть». Позже будущая пьеса будет

На сохранившейся обложке несохранившейся рукописи имеется первоначальное заглавие «Зависть». Позже будущая пьеса
названа «Моцарт и Сальери».

Впервые напечатана в альманахе
«Северные цветы за 1832 год»

Слайд 4

«Моцарт и Сальери» – единственная пьеса,
увидевшая сцену при жизни А.С.Пушкина
(дважды

«Моцарт и Сальери» – единственная пьеса, увидевшая сцену при жизни А.С.Пушкина (дважды
шла в 1832 году в петербургском Большом театре).
Римский-Корсаков опера «Моцарт и Сальери»

Слайд 5

1825 год

На смертном одре
итальянский композитор Антонио Сальери
признался
в отравлении им Вольфганга

1825 год На смертном одре итальянский композитор Антонио Сальери признался в отравлении
Амадея Моцарта

Версия послужила для А.С.Пушкина
поводом создать трагедию о зависти-страсти,
разрушающей человеческую личность

Слайд 6

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От

Отверг я рано праздные забавы; Науки, чуждые музыке, были Постылы мне; упрямо
них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству…

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет – и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма.
Родился я с любовию к искусству;
Ребенком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слезы
Невольные и сладкие текли.

Первый монолог Сальери

Слайд 7

Итальянский композитор
Антонио Сальери
(1750 – 1825)

Вольфганг Амадей Моцарт
(1756 – 1791)

Создать трагедию

Итальянский композитор Антонио Сальери (1750 – 1825) Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –
о зависти-страсти,
разрушающей человеческую личность

Великий труженик служил искусству, «нашёл созвучия своим созданиям» и «счастлив был», что трогал музыкой людские сердца.

По словам Сальери,
Моцарт - «гуляка праздный».

Слайд 8

РЕМЕСЛО – «ПОДНОЖИЕ» искусству
ТРУД + УСЕРДИЕ + «НАПРЯЖЁННОЕ ПОСТОЯНСТВО»

ЗАЛОГ ВЫСОКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

РЕМЕСЛО – «ПОДНОЖИЕ» искусству ТРУД + УСЕРДИЕ + «НАПРЯЖЁННОЕ ПОСТОЯНСТВО» ЗАЛОГ ВЫСОКОГО
СОВЕРШЕНСТВА

Жизненная философия САЛЬЕРИ
до встречи с МОЦАРТОМ

Слайд 9

ВЕЛИКАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ –
талант дан «гуляке праздному»

Талант в сочетании с полнотой жизни

ВЕЛИКАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ – талант дан «гуляке праздному» Талант в сочетании с полнотой

«дар напрасный, дар случайный»

Слайд 10

Из истории


(наст. имя Пьер Огюстен Карон, 1732 – 1799), французский драматург,

Из истории (наст. имя Пьер Огюстен Карон, 1732 – 1799), французский драматург,
автор комедий «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», либретто оперы Сальери «Тарар»

Бомарше был восхищён серьёзным отношением
друга Сальери к своей задаче оперного композитора.
«…Он имел благородство отказаться от множества музыкальных красот, которыми сверкала его опера, только потому, что они удлиняли пьесу и замедляли действие…»

Сальери дружил с Бомарше.

Слайд 11

Легенды?

«Бомарше кого-то отравил»

Моцарт в трагедии утверждал

Сальери размышляет

«Бонаротти» тоже был убийцей

Умерли

Легенды? «Бомарше кого-то отравил» Моцарт в трагедии утверждал Сальери размышляет «Бонаротти» тоже
2 жены сразу после замужества

Великий скульптор, архитектор, живописец эпохи Возрождения

Слайд 12

Что в глубине души моей лежит?

(Борьба в душе Сальери, приводящая к торжеству

Что в глубине души моей лежит? (Борьба в душе Сальери, приводящая к
его низменного, злого «я» над высоким, творческим началом.)

Можно ли назвать Сальери
хладнокровным убийцей?
Чем были вызваны слёзы
Сальери в конце трагедии?

Слайд 13

Страшное дело свершилось!

Убив Моцарта, он убил себя самого!
Никогда не стать ему гением,

Страшное дело свершилось! Убив Моцарта, он убил себя самого! Никогда не стать
потому что он злодей!

Слайд 14

Не «Зависть», а «Моцарт и Сальери»

Какую роль в трагедии играем Моцарт?

КОНТРАСТ

Доверчив, дружелюбен

Проницателен,

Не «Зависть», а «Моцарт и Сальери» Какую роль в трагедии играем Моцарт?

чуток

Искренне считает
Сальери своим другом

Гибель от Сальери-врага
неминуема

Слайд 15

Сравнительная характеристика героев.

План
Кто они, герои трагедии?
Что для них музыка?
Кредо
Особенности творчества
Черты характера
«Избранность»

1.

Сравнительная характеристика героев. План Кто они, герои трагедии? Что для них музыка?
Оба композиторы, «жрецы прекрасного».
2. Музыка – жизнь, радость 2. Музыка – ремесло
3. Музыка для всех 3. Музыка для избранных
4. Рождается в душе, дар 4. Создается в муках, не
приносит радости
5. Талантливый, подвижный, 5. Целеустремленный, фана-
жизнелюбивый. «Гуляка тично упорный: «отверг я
праздный» (опровергается праздные забавы», «упрямо
легенда автором) отрекся… от наук, чуждых
музыке»
6. Богом 6. Судьбой?

Слайд 16

Кто из двух героев – истинно трагедийный образ?

Почему за произведением закрепилось название

Кто из двух героев – истинно трагедийный образ? Почему за произведением закрепилось
«маленькой трагедии»?

«Маленькая трагедия» у Пушкина – трагедия мелочного чувства – зависти, перерастающая в большую трагедию – убийство гения.

Слайд 17

Божественный свет – единственный ориентир,
помогающий найти истинный путь добра, красоты, правды.

Божественный свет – единственный ориентир, помогающий найти истинный путь добра, красоты, правды.

Освещен ли этим светом путь Сальери?
Его беда в том, что он, преданный «вольному искусству», стал «заботиться о нуждах низкой жизни».
Зависти, стремлениям к славе, первенству не должно быть места в творческой душе.

Слайд 18

Подумаем? Поразмышляем?

Можно ли достичь высот, быть
гением и совершать безнравственные
поступки и

Подумаем? Поразмышляем? Можно ли достичь высот, быть гением и совершать безнравственные поступки и даже преступления?
даже преступления?

Слайд 19

Символическое изображение жизни Моцарта и Сальери

Символическое изображение жизни Моцарта и Сальери

Слайд 20

…Сальери уже давно хранит яд, подаренный ему покинутой возлюбленной. Не раз посещали

…Сальери уже давно хранит яд, подаренный ему покинутой возлюбленной. Не раз посещали
его мысли: или самому уйти из жизни, или отправить в мир иной того, кто стал ему соперником. Пока ему удавалось быть равным среди великих, но он чувствует: Моцарта ему не превзойти никогда. Значит, час настал, и он, Сальери, - тот, кто «избран, чтоб … остановить»!
И вот Моцарт беспечно выпивает чашу отравленного вина и садится за рояль... Но смерть Моцарта А.С.Пушкин не показывает: такие люди не умирают, они уходят в вечность, и их творения нетленны.
А для Сальери остается главным вопрос: «Гений и злодейство – две вещи несовместные?» Моцарт только что это утверждал. Но если он прав, то он, Сальери, – не гений?
Из эссе С.Красулина

Слайд 21

Подискутируем?

«Гений и злодейство – две вещи несовместные» - вопрос это или утверждение?
Кто

Подискутируем? «Гений и злодейство – две вещи несовместные» - вопрос это или
из героев трагедии главный?
Имя файла: Моцарт-и-Сальери.pptx
Количество просмотров: 563
Количество скачиваний: 13