Слайд 2Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть
сочетаний и слова, и цвета,
Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть, и слышать…
Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,
И как над пламенем грамоты тайной бесцветные
строки вдруг выступают,
Так выступят вдруг пред тобою картины, выйдут из мрака…
Ты ж в этот миг внимай и гляди, притаивши дыханье,
И, созидая потом, мимолётное помни виденье!
Ф. Толстой.
Слайд 3Тема сочинения:
Печаль моя светла…
Слайд 4Эпиграф:
Его живопись всегда необычна, его произведения заманчивы как нечто поэтическое…
Ф.
М. Достоевский.
Слайд 7Козлоногий бог Пан родился таким некрасивым, что мать оставила ребёнка в надежде,
что тот погибнет. Но этого не произошло. Он стал пастухом. Его душа была добра и нежна, но никто не захотел этого понять. Даже скромная нимфа Сиринга, которую он полюбил.
Однажды она бросилась бежать от чудовища, но дорогу ей преградила река. Тогда Сиринга превратилась в тростинку и затерялась среди качающегося под ветром камыша. Пан пытался найти её, но
все веточки были одинаковы, и он
сдался.
Срезав несколько стебелёчков, он
сделал из них флейту. Когда он
целовал эти трубочки, звучали
сладостные, как песня девушки,
звуки.
Слайд 8 Греческий бог Пан тот же, что и русский Леший: душа и
тело перелесков, равнин. Косматый Пан как наваждение, возникает среди русского пейзажа. Художник выбрал такую минуту глубокого вечера, когда ночь ещё не началась, но уже окутывает землю своим покровом, отовсюду подкрадывается темнота. Медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает от лунного света поверхность речки. Будто начинает шевелится седой пень, под косматым мхом завиваются рожки, корявая рука отделяется, сжимая флейту, и внезапно открываются круглые голубые глаза. В этих мудрых, пронзительных, нечеловеческих глазах, похожих на осколки синего неба, словно притаилось что- то тревожащее.
Слайд 9М.Врубель «Сирень»
На полотне бушует сирень. Крупные. Тяжёлые, мерцающие гроздья. Они словно вылезают
из картины, тянутся к нам, склоняются над нами. А из самого куста смотрят на нас огромные глаза девушки. Они будто сливаются и с этим морем сирени, и с тем клочком таинственного неба, и с далёкой звездой.
Врубель увидел Надежду Забела- вернее, услышал- на сцене театра во время репетиции. На сцене было темно, художник еле смог разглядеть её, но звук её голоса! Тёплая лунная ночь, разлив цветов, будто спустившаяся с небес тень в предрассветный сумеречный час появилась эта темноглазая девушка – сирень. Миг превращения свершился!
Слайд 11 Сквозь летние сумерки парка По краю искусственных вод Красавица, дева, дикарка-
Высокая лебедь плывёт. Плывёт белоснежное диво, Животное, полное грёз, Колебля на поле залива Лиловые тени берёз.
Головка её шелковиста, И мантия снега белей, И дивные два аметиста Мерцают в глазницах у ней. И светлое льётся сиянье Над белым изгибом спины, И вся она, как изваянье Приподнятой к небу волны. Н. Заболоцкий.
Слайд 13На наших глазах начнут расступаться перья, превращаясь в пышный головной убор, и
возникнут девичье лицо и плечи, сквозь струящуюся, как пена, лёгкую вуаль, затемнеют тяжёлые косы, обозначутся черты лица, тонкая рука в кольцах, жемчужный убор… Лебедь… Царевна…
Слайд 15Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач.
Её глаза – как два обмана,
Покрытых
мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных
мук…
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Н.Заболоцкий.