Модерн в архитектуре

Содержание

Слайд 2

Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский

Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
городской педагогический университет»
Подготовили: Еганов Александр Вячеславович ИСТ-191 и
Козлова Ксения Александровна РЛ-194
Дисциплина: Б1.В.ДВ.01.01 Москва и москвичи, группа ГМ-011-19-1
«Москва не сразу строилась: мир архитектуры»
Преподаватель: Ершова Тамара Васильевна
Москва 2020

Слайд 3

Название стиля в разных странах

В различных странах стиль имел разные названия: во

Название стиля в разных странах В различных странах стиль имел разные названия:
Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».

Слайд 4

Из истории

Период развития модерна: конец 1880-х — 1914 годы — начало первой

Из истории Период развития модерна: конец 1880-х — 1914 годы — начало
мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. В основе стиля модерн – стремление изменить взгляд на эстетику зодчества, противопоставление нового подхода эклектике в искусстве.
Условно выделяют 3 этапа развития стиля: 1890—1900 годы: выдвижение задачи и решительное обновление художественно-образного языка архитектуры, разработка новых приёмов пространственных композиций сооружения, усиление тенденций использования новых материалов (сталь, бетон и т. п.), ориентация на орнаментальность, поиск новых декоративных мотивов и т. п.; прибл. 1900—1905 годы: характеризуется постепенным отходом от декоративности, более последовательным освоением строительных материалов нового образца; прим. до 1910-х годов: отмечен стремлением к простоте, строгости, последовательному изучению строительной техники.
Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности изделий средневековых художественных ремёсел, а также искусства раннего Возрождения.
Основная философия стиля – использование различных композиционных приемов, подчиняющих сооружение одной идее.

Слайд 5

Отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических,

Отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических,
неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме) и стекло. Дома оформляют «изнутри наружу» - внешний облик строения определяется его интерьером. Оформление словно перетекает из одной комнаты в другую, при этом главным элементом считается лестница. Уделяется большое внимание комфорту: здания снабжаются лифтами и центральным отоплением. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.

Особенности

Интерьер Гран-Пале в Париже
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме

Слайд 6

Бельгия

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта

Бельгия Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор
(1861—1947), один из основателей франко-бельгийского стиля модерна. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — всё проектировалось в едином стиле.
Построенный по его проекту особняк Тассель в Брюсселе (1892—1893) считается первой постройкой в «новом стиле», и наряду с тремя другими домами, также построенными по его проекту вдоль улицы Тюрен, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Виктор Орта

Особняк Тассель

Интерьер лестницы в особняке

Слайд 7

Франция

Ученик Орта Эктор (Гектор) Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию,

Франция Ученик Орта Эктор (Гектор) Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию,
создав входные павильоны парижского метро (1898—1901), «причуды Гимара» до такой степени соответствовали вкусам нового стиля, что модерн в Париже спустя некоторое время стали называть «стилем гимар», или «стилем метро». Считается, что спроектированный Гимаром особняк мадам Фурнье «Кастель Беранже» (Castel Beranger) в Париже (1894 — 1898) является одним из первых строений стиля “ар нуво” за пределами Бельгии.

Эктор Гимар (1867-1942)

«Кастель Беранже»

Примеры оформления входов парижского метро

Слайд 8

Другие парижские постройки в стиле модерн

Мост Александра III 1900г. Архитектор Жозеф Касьен-Бернар

Универмаг

Другие парижские постройки в стиле модерн Мост Александра III 1900г. Архитектор Жозеф
«Самаритянка» 1910г.
Архитекторы Франц Журден и Анри Саваж

Слайд 9

Испания

Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио

Испания Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству
Гауди. Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.

Антонио Гауди (1852-1926)

Дом Бальо (1906)

Дом Мила (1910)

Слайд 10

Интерьеры дома Бальо

Интерьеры дома Бальо

Слайд 11

Россия

В России сильное влияние оказали национальные традиции: образцы модерна носили отпечаток

Россия В России сильное влияние оказали национальные традиции: образцы модерна носили отпечаток
традиционных форм - неорусский стиль. В декоре построек появились живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.
Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича в Царском селе.
Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский.
Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал особняк О. А. Листа. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской, Особняк Ивана Миндовского. Множество т. н. «доходных домов» начало века построены в стиле модерн. Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница «Метрополь» и т.д. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

Слайд 12

Петербургский модерн: Витебский вокзал (1904, С. А. Бржозовский), дом компании «Зингер» (1902-1904,

Петербургский модерн: Витебский вокзал (1904, С. А. Бржозовский), дом компании «Зингер» (1902-1904,
П. Ю. Сюзор), Магазин Елисеева (1902-1903, Г. В. Барановский), дача вел. кн. Бориса Владимировича (1896, А. И. фон Гоген)

Слайд 13

Московский модерн: «Метрополь» (1899-1905, Кекушев, Валькот и др.), Ярославский вкз. (1902-04, Ф.

Московский модерн: «Метрополь» (1899-1905, Кекушев, Валькот и др.), Ярославский вкз. (1902-04, Ф.
Шехтель), особняк Листа (1898-99, Л. Кекушев), «Мюр и Мерилиз» (1885, Роман Клейн)

Слайд 14

Интерьеры московского модерна

Елесеевский магазин в Москве
1901 г.

Большой зал гостиницы «Метрополь»

Интерьеры московского модерна Елесеевский магазин в Москве 1901 г. Большой зал гостиницы «Метрополь»
Имя файла: Модерн-в-архитектуре.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0